Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Правда и ложь о коллекторах

18 сентября 2009 7844 просмотра
Если контрагенты копят задолженность и ничего не отдают, фирмы готовы на многое, лишь бы вернуть деньги. Это их право. Коллекторские агентства предлагают разобраться со злостными должниками за «скромный» про-цент. Поскольку работа этих компаний обросла легендами, мы выяснили, как они действуют и насколько эффективны.

Миф 1. Их много и они страшные

Коллекторы — специалисты, которые представляют интересы кредитора. На рынке есть коллекторские агентства и юридические фирмы, в том числе оказывающие коллекторские услуги. Первые занимаются исключительно долгами, для вторых это дополнитель-ный заработок. Собственно агентств в Петербурге и Ленобласти немного — порядка 30, из которых добрая половина является пред-ставительствами московских компаний (для сравнения: в Москве — около 150). Юридических фирм, оказывающих подобные услуги, гораздо больше.

Списки коллекторов, в том числе Северо-Западного региона, можно посмотреть на порталах www.dolgi.su и www.collectori.ru. Полезные сведения об их деятельности также есть на www.dolgi.net.

Надо заметить, что не все взыскатели долгов имеют свои сайты. У некоторых указаны лишь абонентский ящик да пара мобильных те-лефонов. Мы сосредоточились на фирмах, которые, во-первых, не прячутся и размещают подробную информацию о себе в свободном доступе, и, во-вторых, идут на контакт. По итогам телефонных бесед с коллекторами о них складывается благоприятное впечатление: напряженно работают (трудно застать в офисе и спокойно поговорить даже 5-7 минут — сплошь клиенты и переговоры); владеют и пользуются большими объемами информации, в том числе статистической; трубки не бросают и от прессы не шарахаются. Наоборот, по большей части уделяют время и отвечают на вопросы. Одним словом, нормальные люди (в основном молодые мужчины).

Миф 2. У агентств легкая работа, мало проблем и высокая доходность

Все респонденты отметили, что корпоративные долги (задолженность юридических лиц) и соответствующее направление деятельно-сти сформировалось за последние полтора-два года. По сравнению с 2008 годом обращаться в коллекторские агентства стали чаще в среднем на 40-50%. Но есть и фирмы, которые увеличили клиентскую базу в два с половиной раза. Причем если раньше соотношение клиентов — физических лиц и организаций было примерно 50/50, то сейчас налицо крен в пользу последних — 30/70, а то и 20/80. То есть чаще приходится иметь дело с отсутствием платежной дисциплины у компаний.

Должников стало больше; много длинных (несколько лет) и проблемных (пропавшие должники и т.п.) долгов. Размер взыскиваемых сумм зависит от отрасли. Например, в сфере товарного кредита и ус-луг долги колеблются в пределах 20 000-50 000 руб., а в строи-тельстве счет идет на миллионы рублей.

Поскольку из-за кризиса многим действительно нечем платить по счетам, взыскания затягиваются и эффективность падает. Если в 2008 году коллекторы в среднем удачно закрывали 50-60% дел, то в текущем году этот показатель упал до 30%. Впрочем, некоторые крупные фирмы рапортуют о 70-80-процентной эффективности.

К этому надо прибавить регулярные жалобы должников на коллекторов в прокуратуру и судебным приставам. Получается картина, аналогичная ситуации в любом секторе экономики: много работы, масса проблем и падение доходности.

Миф 3. Коллекторы работают с крупными долгами и за большие деньги

В каждом агентстве действует своя клиентская и финансовая политика. Филиалы московских компаний ориентированы на крупных клиентов и такие же долги (от 500 000 руб. и выше), как и отдельные питерские фирмы (от 350 000 руб.). Однако многие работают с типичными для предпринимательского сектора Петербурга задолженностями в 30 000-50 000 руб.

За свою работу коллекторы берут 10-30% взысканного долга в зависимости от числа должников, длительности задолженности и нали-чия подтверждающих ее документов (примерно в половине случаев кредиторы не имеют правильно оформленной первички в полном объеме!). Были озвучены и две пограничные цифры: 5% — для пакетных клиентов (до нескольких десятков должников) с короткими долгами и 50% — в особо сложных случаях (поиски должника и (или) его имущества, затяжные судебные процессы и т.п.).

Что касается предоплаты, то ее берут все, если представляют интересы кредитора в арбитражном суде и когда речь идет о длинных долгах (от двух лет и больше). Лишь в одном коллекторском агентстве заверили, что работают без предоплаты.

Миф 4. Деятельность агентств незаконна

Поскольку специальный закон о коллекторской деятельности еще не принят, взыскатели работают согласно общегражданскому зако-нодательству (глава 24 ГК РФ), то есть как посредники и переговорщики.

Услуги оказывают на трех стадиях — досудебное регулирование, суд и исполнительное производство. Обычно на основании агент-ского договора и нотариально заверенной доверенности.

Претензионная работа с должниками (до суда)

По словам экспертов, такая работа эффективна сразу после наступления срока возврата задолженности (просрочка 30 дней). Вести ее имеет смысл не более двух месяцев. На этой стадии с должниками регулярно беседуют по телефону, готовят и высылают им письмен-ные претензии, ведут переговоры при личных встречах, контролируют поступление оплаты. Некоторые используют СМИ, SMS-оповещения. Цель — придать огласке реальную ситуацию с долгами у конкретного хозяйствующего субъекта — должника и тем са-мым вызвать у него ощущение дискомфорта в связи с долгом и желание поскорее от него избавиться.

В петербургских коллекторских агентствах нас заверили, что вся претензионная работа ведется без нарушений. Например, должников беспокоят только по рабочим дням и в дневное время суток — с 6 часов утра до 10 часов вечера (ст. 96 ТК РФ; ст. 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Последнее время вернуть долг до суда все сложнее: в 2008 году это было возможно в 50% случаев, сейчас — в два раза реже (усред-ненный показатель). Причина одна — нет денег. Хотя попадаются и аферисты, для которых брать и не платить — стиль жизни. Спра-виться с ними позволяет судебное взыскание.

Во время и после суда

Судебный процесс может длиться не один месяц (в среднем, три-четыре). Поэтому, как уже было сказано выше, за представительство интересов кредитора в арбитраже коллекторские агентства берут предоплату. Ее размер зависит от сложности дела и его продолжи-тельности. Полученная от клиента сумма идет на оплату услуг адвокатов и иных судебных издержек.

Когда дело закончено, исполнительный лист передается судебным приставам. Им предстоит найти должника, его имущество и взы-скать долг. На этой стадии коллекторы плотно сотрудничают с приставами: работают с документами, уточняют ход взыскания, иногда просто напоминают о своем клиенте. Учитывая, что, по некоторым оценкам, на каждого судебного пристава в Петербурге сейчас при-ходится как минимум 1500 дел, — очень полезное занятие.

Иногда приходится самостоятельно разыскивать должников и даже помогать им расплатиться. Так, некоторые агентства помогают оформить кредит в банке, занять у частного инвестора, реализовать имущество и т.п.

О вреде нелитературной мифологии и пользе практики

Коллекторские агентства — пусть рискованный, но шанс взыскать долги с контрагентов. Если эти суммы важны и фирма готова от-дать процент посреднику, попробовать стоит. Конечно, при условии серьезного подхода к выбору коллектора, документального оформления взаимоотношений и действий согласно закону. Кстати, на нерадивого коллектора можно пожаловаться (см. сайт Нацио-нальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств www.napca.ru).

Если же рисковать не хочется, а вернуть деньги надо, остается все делать самим. В любом случае полезно освоить азы юридической грамотности, работать с договорами, не делать и не допускать новых долгов, держать под контролем старых должников. И, конечно, не верить слухам и не сидеть сложа руки.

ПРИШЕЛ КОЛЛЕКТОР. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сергей Александрович Жилин, юрист, генеральный директор ООО «КИТ»:

«Если коллекторы «перегибают палку» — угрожают и оказывают психологическое давление, надо продемонстрировать спокойствие и выдержку. Часто это люди с опытом оперативной работы, которые легко распознают неуверенность и страх.

Для начала попросите «гостей» предъявить документы, подтверждающие их право требовать возврата долга. Если разговор ве-дется по телефону, попросите направить копии по почте (например, ст. 385 ГК РФ предусматривает, что должник вправе не ис-полнять обязательства перед новым кредитором до момента, когда ему не представят доказательства перехода требования к этому лицу). Также следует запросить документы, подтверждающие величину задолженности, расчет штрафных санкций, про-центов и т.п.

Если не получается погасить весь долг сразу, выразите свое несогласие с суммой штрафных санкций и предложите урегулировать спор через суд. В данной ситуации очень важно однозначно указать на невозможность решения вопроса во внесудебном порядке и на то, что дальнейшие переговоры бессмысленны.

Когда звонки из агентства носят массированный характер, необходимо сообщить, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так было на самом деле), и упомянуть статью 163 «Вымогательство» УК РФ. Если и это не помогает, подготовьте жалобу в правоохранительные органы или прокуратуру с подробным описанием обстоятельств дела.

В случае визита коллекторов на квартиру их можно просто не пускать. Попытки вскрыть или выбить дверь, тому подобные дейст-вия — уголовное правонарушение. Нужно набирать «02» и вызывать милицию, а все угрозы записывать на диктофон.

Помните: перед вами — представители коммерческой организации, действия которых ограничены рамками гражданского законо-дательства. Они не вправе входить без разрешения в дом или офис, изымать имущество и совершать иные, направленные на ограни-чение прав должников действия. Защищайте свои права, но не забывайте и выполнять обязательства».

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Мария Леонидовна Шапкина, бухгалтер строительной фирмы:

«Нашу фирму вынудил обратиться за помощью в коллекторское агентство недобросовестный контрагент. Сначала мы были гото-вы идти на уступки, реструктуризировать долг партнера, но он не желал общаться и всячески демонстрировал, что платить не собирается. Какие методы использовали коллекторы, не знаю, но долг вернули быстро и без проблем. Заплатили агентству 15% от возвращенной суммы. Конечно, можно было идти с исковым заявлением в суд, дожидаться рассмотрения дела, а потом, возможно, узнать о ликвидации контрагента. Однако нам требовались деньги. Думаю, лучше пожертвовать 15%, чем лишиться всей суммы».

Глеб Ильич Протасенко, руководитель коммерческой фирмы:

«У нас с контрагентами образовалась круговая задолженность: нам не заплатили вовремя одни партнеры, а мы, в свою очередь, не смогли рассчитаться с другими. Так продолжалось несколько месяцев. Хотя я неоднократно связывался с фирмой, которой мы за-должали, объяснял ситуацию и просил отсрочить выплату, ее руководство требовало мгновенно расплатиться. Так как средств у нас не было, «партнеры» решили привлечь специалистов по выбиванию долгов. Сначала были телефонные звонки с намеками на то, что у них имеются и отличные от слов рычаги воздействия. Потом к нам стала захаживать «бригада» крепких мужчин в костюмах с угрозами: мол, судебный иск — самая приятная из всех перспектив. К счастью, наши должники расплатились, и я смог вернуть долг с процентами. Какое продолжение могло быть у этой истории, остается лишь гадать. А наши «партнеры» за свою нетерпели-вость наверняка расплатились кругленькой суммой — не бесплатно же к нам ходили!»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка