Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Чего московским компаниям ждать от убыточных комиссий

21 мая 2010 47 просмотров

, руководитель Управления аудита Группы компаний «Градиент-Альфа»

Из-за убытка в годовой отчетности компанию могут вызвать на налоговую комиссию. Тем более столичное УФНС во внутреннем документе призвало инспекторов максимально активизировать такую работу. Если руководство компании получает подобное приглашение, то приходится решать, идти или нет, оправдываться или отмолчаться, убирать убыток или обосновывать. Наша статья поможет в этом разобраться.

В последние годы налоговые комиссии стали для налогоплательщиков явлением достаточно привычным, ведь этот «орган» работает с 2006 года.

Налоговики признаются, что на сегодняшний момент подобные мероприятия один из наиболее эффективных методов воздействия на налогоплательщиков. Поэтому во внутреннем отчете за 2009 год УФНС по г. Москве призвало столичных инспекторов активнее использовать возможности убыточных комиссий, так как это дает хорошие результаты по пополнению бюджета.

На кого обратят внимание в этом году

Каждый год инспекторы концентрируют свое внимание на определенной группе налогоплательщиков. Так, в докризисном 2008 году на комиссии в основном приглашали торговые компании, как розничные, так и оптовые. До этого очень внимательно рассматривался нефтяной бизнес. В 2010 году федеральные налоговики обещают взять под особый контроль фармацевтическую отрасль.

Однако, по словам представителей московского УФНС, они нацелены на те отрасли, в которых сконцентрирована наибольшая часть проблемных налогоплательщиков. Это оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, услуги, операции с недвижимостью, стройиндустрия, обрабатывающие производства.

Среди перечисленных отраслей в первую очередь на комиссии вызовут:

— хронически убыточные компании;

— убыточные организации из высокодоходных сфер экономики, которые кроме всего прочего выплачивают заработную плату ниже среднего уровня в своем секторе. Для таких компаний зарплатную и убыточную комиссии совместят;

— убыточные организации из числа крупнейших и основных налогоплательщиков.

Идти или нет на комиссию

Несмотря на то что понятия «налоговая комиссия» в законодательстве нет, есть нормы, обязывающие приходить по вызову налоговиков. А именно: согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, инспекторы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений по уплате налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях. При этом неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица влечет за собой предупреждение или штраф. Об этом говорится в пункте 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Следует отметить, что и суды в данном случае встают на сторону налоговиков. Например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597. По Московскому округу пока подобной арбитражной практики нет.

Стоит также обратить внимание на пункт 10 приказа УФНС по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96. В нем сказано, что, если представители компании или предпринимателя не явились на заседания рабочих групп комиссии без объяснения причин, инспекторы должны провести «рекомендуемые мероприятия»:

— прийти с выездной проверкой;

— проинформировать собственников о неудовлетворительном финансовом состоянии организации;

— предъявить в суд требования о ликвидации;

— направить материалы в милицию.

Как проходит комиссия

Действуют комиссии на основании нескольких документов. Так, в Москве это приказ УФНС по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96 «Об утверждении новой редакции приказа УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2006 г. № 240…». Также есть постановление правительства Москвы от 17 июня 2008 г. № 528-ПП «О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями». Кроме того, существует распоряжение правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов».

Вызвать на убыточную комиссию могут только в письменной форме. Ни на какие устные приглашения реагировать не стоит. Для вызова есть специальный бланк — форма уведомления о вызове налогоплательщика, одобренная приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Какой-либо жесткой процедуры, которой надо следовать во время комиссии, нет. Поэтому руководитель имеет право пригласить с собой компетентных сотрудников: главного бухгалтера, финансового директора, юриста, то eсть тех людей, которые в случае необходимости смогут профессионально дать необходимые пояснения.

Само мероприятие проходит довольно быстро и просто. Налоговики требуют объяснить причины убытков. Если объяснения их не устраивают, они призывают «сделать» прибыль и сдать уточненные декларации.

Рассказывает генеральный директор столичной компании:

— Наша компания открылась в июне 2009 года.То, что мы получили убыток по итогам года, было довольно ожидаемо. После сдачи отчетности меня вызвали на комиссию в налоговую. Там инспекторы предложили ликвидировать убыток, выведя финансовый результат хотя бы в ноль. Например, можно было бы перенести расходы на будущий период. А потом пересдать декларацию по налогу на прибыль.

Иногда в своем желании пополнить бюджет налоговики идут на провокации. Угрозы довольно стандартные: не покажете прибыль — заблокируем счет, придем с выездной проверкой, начнем банкротить.

Рассказывает главный бухгалтер московской компании, которая по итогам 2009 года получила убыток 1 млн руб.:

— Налоговая после убыточной отчетности за 9 месяцев в письменной форме предложила убрать убыток, но мы не стали этого делать. По итогам года нас уже вызвали на комиссию в ИФНС и опять потребовали спрятать убытки, но теперь за год. Инспекторы сказали, что если не уберем, то нас ждет «веселая» выездная проверка (а мы действительно стоим в плане проверок на этот год). Несмотря на то, что наш убыток был оправданный, пришлось идти у них на поводу. «Уточненку» по прибыли планирую сдать почти нулевую, без убытка. И впредь собираюсь отчитываться, как просят. Благодаря такой провокации со стороны налоговой учредители нашей компании переплачивают налог на прибыль на 200 тыс. руб.

Можно столкнуться и с неожиданными требованиями налоговиков. Например, побывав на комиссии в ИФНС № 34, руководитель убыточной компании принес главному бухгалтеру «презент» — анкету на четырех листах:

— Для заполнения первой половины этой анкеты требовалось переписать данные из отчетности. Большое внимание уделялось стоимости чистых активов. Ну это еще можно было соотнести с объяснением убытков. Были и совершенно неожиданные показатели. Требовалось указать количество персонала, а также иностранных сотрудников, высчитать среднюю заработную плату. В общем, я сделала всю аналитическую работу за налоговиков. Пришлось провести оценку налоговых рисков, анализ оборотов, вычисление возможной прибыли и записать эти данные в анкете. Инспекторам оставалось только проверить.

Разумеется, через два месяца прошла выездная проверка. Налоговики удостоверились, что у нас действительно был убыток и он обоснован. Как говорится, нет худа без добра.

Как отстоять убыток

Инспекторы считают убытки в отчетности признаком того, что компания применяет незаконные методы снижения налогов. То есть либо завышает расходы, либо скрывает выручку, либо использует какие-то другие схемы. При работе с убыточными компаниями налоговики оперируют пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которому предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, по их мнению, компания, регулярно показывающая убытки, скорее всего является недобросовестной.

В то же время существует постановление Пленума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. № 18. В нем определено, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

То есть убытки по итогам некоторых периодов — вполне нормальное явление. Они могут быть вызваны разнообразными обстоятельствами. И налоговые инспекторы в принципе это понимают. Поэтому если руководитель и главбух способны доходчиво объяснить причину появления убытков, то риск каких-либо реальных претензий невелик.

Чтобы аргументированно доказать, что потери обоснованны, имеет смысл заранее запастись дополнительными документами. Из них должно быть видно, что интересующие налоговиков убытки возникли в результате нормальной хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода. Также в них должны содержаться разумные объяснения того, почему эта деятельность не принесла прибыли в отдельных периодах. Какие документы нужно составить в каждом конкретном случае, зависит от причин, по которым возникли убытки (см. таблицу, приведенную ниже).

Примеры объяснений обоснованности убытков

Развитие новой деятельности. Главный документ, который поможет в этой ситуации, — хороший бизнес-план. Лучше всего, если из него будет четко видно, что убытки в первые несколько лет запланированы изначально и связаны со спецификой деятельности новой организации. Например, с длительным производственным циклом. Также в бизнес-плане должны быть приведены четкие сроки, когда первоначальные капиталовложения начнут окупаться.

Кризисные явления на предприятии. Их необходимо письменно зафиксировать и обосновать, допустим, с помощью внутреннего исследования. Если в организации есть финансовый или планово-экономический отдел, проблем с документальными подтверждениями скорее всего не будет. В небольших компаниях такую документацию можно представить в упрощенном виде и назвать «Отчет комиссии, созданной по приказу руководителя для установления причины убытков».

Невыгодная продажа товаров. Товары реализованы по цене ниже себестоимости — такие ситуации могут встретиться в работе любой организации. Подтвердить это надо актом (или протоколом) инвентаризационной комиссии, а также изданным на основании этого акта приказом руководителя о снижении цен. В акте по итогам инвентаризации необходимо привести: информацию о характеристиках, свойствах и качестве товара; причины, по которым его нельзя продать с прибылью; выводы комиссии о вынужденной необходимости совершить сделку с убытком.

Крупные единовременные расходы. Предположим, компания провела дорогостоящий ремонт в офисе и сразу учла его стоимость в составе затрат. Налоговикам можно представить: приказ руководителя о необходимости проведения ремонта; утвержденную руководителем смету расходов на ремонт; правильно оформленные документы, подтверждающие затраты на ремонт.

Изменение цен поставщиков. Допустим, с покупателем заключен долгосрочный контракт с фиксированными ценами без возможности их пересмотра в течение продолжительного периода времени. Однако в этом же периоде поставщик неожиданно существенно увеличил цены на свой товар. В результате компания получила убыток. Конечно, инспекторы могут поинтересоваться, почему организация не расторгла невыгодный договор. Поэтому желательно, чтобы налоговикам было очевидно, что, сделав это, компания понесла бы еще большие убытки. Например, потеряла бы постоянного крупного покупателя. Или была бы вынуждена платить большие штрафы, превышающие убыток от продолжения работы по данному договору.

Занижение цен в рамках демпинговой политики. Иногда компании сознательно идут на временные убытки, рассчитывая извлечь выгоду в будущем. Подтвердить, что убытки экономически обоснованы, помогут утвержденный руководством бизнес-план, план развития рынков сбыта или маркетинговая политика. В этом документе ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании должен быть показан в цифрах.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка