Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проводить ли спецоценку, если переехали в другой офис

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как правильно оформить доставку товара, которая растянулась на несколько месяцев

1 июля 2010 9991 просмотр

, консультант отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

, ведущий эксперт

Чем поможет эта статья: Организовать учет товаров в пути и правильно оформить документы.
От чего убережет: У вас не будет проблем с вычетом налога на добавленную стоимость, а также ошибок в учете купленных ценностей.

Когда ваша компания приобретает товары у поставщика из другого города, часто получается так, что отгрузочные документы выписаны в одном месяце, а товары на склад поступили уже в следующем. И если право собственности на продукцию перешло в момент отгрузки — а в большинстве случаев именно так и происходит,— в учете вам нужно отразить имущество, которого фактически еще нет. Это так называемые «товары в пути». Мы подскажем, как лучше организовать учет таких поставок.

Если ваша компания на «упрощенке»

О том, как учитывать расходы на доставку товаров, читайте в статье «Как без лишних затруднений списать транспортные расходы» (опубликована в журнале «Главбух» № 10, 2010).   

Как отражать «товары в пути» в бухучете

Лучше для учета товаров в пути пользоваться счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Тем более что это рекомендовано Планом счетов. Если затянулась доставка не товаров, а сырья или материалов, их также можно отражать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Тогда к счету 15 можно открыть субсчета «Товары в пути», «Материалы в пути».

Вообще в Инструкции по применению Плана счетов сказано, что счет 15 нужно использовать, если товары или материалы компания отражает по учетным ценам. Но Инструкция носит рекомендательный характер, поэтому товарно-материальные ценности на счетах 10, 41 вы можете продолжать учитывать по фактической себестоимости. А счет 15 использовать лишь для товаров в пути. Достаточно прописать такой порядок в учетной политике для целей бухучета. Дополнения в учетную политику вы можете внести прямо сейчас, оформив соответствующий приказ (п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Образец соответствующего приказа мы привели здесь.

Напомним, что торговые компании расходы на доставку товаров могут включать в их первоначальную стоимость. И учитывать на счете 41. А могут и отражать в качестве отдельной статьи расходов, отражая на счете 44 «Расходы на продажу» (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Конкретный способ учета прописывают в учетной политике.

Тот способ учета затрат на доставку, который вы выбрали, надо использовать и в отношении товаров в пути. То есть доставку товаров в пути можно учитывать либо на счете 15, либо на счете 44. 

Как упростить работу

Правильно учесть затраты на доставку товаров при подготовке отчетности поможет электронный справочник «Полугодовой отчет —2010», который доступен всем подписчикам.

Что касается неторговых компаний, то им расходы на доставку нужно всегда включать в первоначальную стоимость приобретаемых ценностей (п. 6 ПБУ 5/01). 

Пример 1: Учет и поступление товаров, находящихся в пути

ООО «Ветер» занимается оптовой торговлей. 29 июня по договору поставки компания оплатила товары на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). В этот же день поставщик отгрузил товары. Доставила их компания-перевозчик автомобильным транспортом. Транспортные расходы составили 9440 руб., в том числе НДС — 1440 руб. Их ООО «Ветер» оплатило 30 июня.

Товары были доставлены на склад ООО «Ветер» 2 июля 2010 года, и в этот же день компания подписала акт по приему транспортных услуг. Согласно учетной политике, ООО «Ветер» товары в пути учитывает на счете 15. А транспортные расходы включает в их первоначальную стоимость. Бухгалтер сделала такие проводки.

29 июня:

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51

— 118 000 руб. — оплачены товары;

ДЕБЕТ 15   КРЕДИТ 60

— 100 000 руб. — получено право собственности на товары;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60

— 18 000 руб. — учтен НДС по товару.

30 июня:

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51

— 9440 руб. — оплачены транспортные услуги.

2 июля:

ДЕБЕТ 15   КРЕДИТ 60

— 8000 руб. — учтены в стоимости товаров транспортные расходы;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60

— 1440 руб. — отражен НДС по транспортным расходам;

ДЕБЕТ 41   КРЕДИТ 15

— 108 000 руб. — приняты к учету товары по фактической себестоимости.

Добавим, что есть более простой, но не совсем верный методологически способ учесть товары в пути: открыть субсчет «Товары в пути» к счету 41. И собирать на нем все расходы, связанные с приобретением и доставкой еще не оприходованных товаров. А когда они поступят на склад — сформировать их окончательную фактическую себестоимость. И по этой себестоимости списать на субсчет «Товары на складах» счета 41.

Проблема в том, что, согласно Инструкции по применению Плана счетов, на счете 41 нужно учитывать те товары, которые уже есть в наличии. Кроме того, учитывать их нужно по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Себестоимость же товаров, которые пока не доставлены, может измениться. И если их отражать на счете 41, это приведет к искажению средней себестоимости остатка товаров на складе на конец месяца.

Когда предъявлять к вычету НДС

Как правило, иногородний поставщик, отгружая товар, сразу выписывает и счет-фактуру. Допустим, товар со всеми документами поступил на склад вашей компании лишь в следующем месяце. И это может быть уже другой налоговый период по НДС. Когда нужно принимать налог к вычету? Минфин России считает, что в том периоде, когда товар поступил на склад вашей компании и был оприходован (см. письмо от 26 сентября 2008 г. № 03-07-11/318). Мы рекомендуем придерживаться этой позиции и возмещать НДС после того, как ваша компания оприходует товары на склад. Если вы получили счет-фактуру до того, как оприходовали товары, зарегистрировать его лучше также в день, когда поступят товары. Такая запись поможет в случае необходимости обосновать, почему вы не могли принять налог к вычету в том периоде, когда поставщик выписал этот счет-фактуру.

Важная деталь

Счет-фактуру по товарам в пути лучше зарегистрировать в журнале учета полученных счетов-фактур лишь тогда, когда ценности будут оприходованы на склад.

Что касается расходов на доставку товаров, то «входной» НДС по ним можно принять к вычету после того, как услуги оказаны.

Пример 2: Вычет НДС по товарам в пути

Продолжим пример 1.

Транспортные расходы по доставке товаров составили 9440 руб., в том числе НДС — 1440 руб. Их ООО «Ветер» оплатило 30 июня. А услуги по доставке были приняты 2 июля, когда товары поступили на склад. Поэтому 2 июля бухгалтер компании поставил к вычету весь НДС. Всего 19 440 руб. (18 000 + 1440). Это было отражено проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»   КРЕДИТ 19

— 19 440 руб. — принят к вычету НДС.

Какие документы нужно получитьот поставщика

Документом, подтверждающим, что право собственности от продавца перешло к покупателю, является товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (если в договоре не указан иной порядок). А поскольку товар доставляется из другого города, у вас на руках еще должны быть документы, подтверждающие доставку.

Чаще всего грузы перевозят автомобильным транспортом. При таком способе доставки выписывают товарно-транспортную накладную (ТТН). Несколько лет назад инспекторы начали настоящую «войну» за ТТН. Без них отказывались принимать к вычету НДС не только по транспортным услугам, но и по самим товарам. Однако чуть меньше года назад Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 21 августа 2009 г. № ШС-22-3/660@ — более выгодное компаниям. В нем чиновники проинформировали нижестоящие инспекции о том, что отказы в вычете НДС по товарам только на основании того, что у покупателя нет ТТН, в арбитражном суде скорее всего будут проиграны.

Как оформить ТТН, если товар вывозит на своем транспорте покупатель

Чаще проблемы с оформлением ТТН возникают, если товар ваша компания вывозит сама своим транспортом. Здесь у продавца нет особой заинтересованности в том, чтобы выписывать вам ТТН. Он отгружает товары со склада по накладной № ТОРГ-12, и другие документы ему не нужны, поскольку за доставку продавец не отвечает.

А ваша компания сама себе выписать ТТН не имеет права. Ведь товар, как правило, забирают водители, и не всегда заранее известно, что именно и в каком количестве отгрузит поставщик.

Здесь лучше договориться с продавцом, чтобы он все-таки выписал вам накладную. Заполнить лишний документ несложно, тем более когда речь идет о продажах. Иногда продавцы не хотят заполнять ТТН, мотивируя это тем, что при самовывозе они не являются грузоотправителем. Для покупателя же такой отказ может создать проблемы не только в учете: отсутствие накладной может вызывать вопросы у сотрудников ГИБДД. Поэтому, конечно, будет лучше, если партнер выпишет все нужные документы.

 

Принимать к вычету НДС можно после того,как ценности вы оприходовали на склад

Объясняет Елена ВИХЛЯЕВА,

Минфин России

— Вычеты по налогу на добавленную стоимость можно применять после того, как ваша организация приняла на учет приобретенные товары, работы или услуги. Такое правило установлено пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. То есть для вычета необходим факт оприходования товаров, работ, услуг на соответствующих счетах бухгалтерского учета, а также счет-фактура от поставщика.

Если счет-фактура выписан в одном налоговом периоде, а ценности оприходованы в другом, то возместить налог можно только после того, как документально подтверждено, что товары приняты на учет. Тот факт, что счет-фактура датирован более ранним сроком, не будет иметь никакого значения, если на дату его выписки товары были еще в пути.

Главное,о чем важно помнить

1. Товары в пути лучше учитывать обособленно на счете 15.

2. НДС по товарам в пути возмещайте из бюджета только после того, как оприходуете ценности на склад.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка