Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Самый простой и надежный способ оформлять операции с денежными документами

21 октября 2010 6187 просмотров

Андрей Березин

Чем поможет эта статья: Правильно отразить в учете марки, билеты на транспорт, талоны на бензин и другие документы, которые считаются денежными.
От чего убережет: Вы сможете обосновать, почему в учете и отчетности отражены расходы, связанные с покупкой денежных документов. И тем самым снимете лишние вопросы налоговиков.

Какие документы считаются денежными

Для начала несколько слов о том, что относится к денежным документам. Это почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и пр. Об этом сказано в Инструкции по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, далее — Инструкция).

Как видите, все возможные денежные документы в Инструкции не перечислены. Значит, аналогичным образом можно квалифицировать билеты на общественный транспорт, дорожные чеки, талоны на бензин, карты экспресс-оплаты за телефон и пр. Общий признак, характерный для денежных документов, — все они свидетельствуют о том, что расчеты между сторонами уже произведены, а услуга еще фактически не оказана.

Если ваша компания на «упрощенке»

Выводы и рекомендации, приведенные в данной статье, пригодятся и «упрощенщикам». 

В то же время акции, облигации и другие ценные бумаги, приобретенные у других компаний, не считают денежными документа- ми. Обязательства, которые связаны с ними, отражают на счете 58 «Финансовые вложения».

Как оформить движение денежных документов

Все операции, связанные с движением денежных документов, отражают в специальном журнале. Типовая форма такогодокумента не утверждена, поэтому каждая компания может разрабатывать шаблон журнала самостоятельно (см. образец >>>).

Кстати, для почтовых марок, билетов и, скажем, карт экспресс-оплаты может быть достаточно одного журнала. Заводить отдельный журнал на каждый тип документа необязательно. Если же в силу специфики деятельности компания часто покупает, например, проездные на общественный транспорт, то для данного вида денежных документов имеет смысл завести отдельную ведомость. Это позволит упорядочить документооборот.

Как отразить денежные документы в учете

Денежные документы фиксируют на одноименном субсчете счета 50. При этом для каждого их вида открывают отдельные субсчета второго уровня. Именно так предписывает поступать Инструкция.

Обратите внимание: на счете 50 отражают денежные документы, купленные как за наличный расчет, так и за безналичный. Конечно же, второй вариант удобнее, так как не придется выдавать средства сотрудникам под отчет. К тому же сумма НДС будет в платежном поручении и в счете-фактуре, который обязан вам выписать контрагент (за исключением случаев с продажей проездных на транспорт и почтовых марок — с этих операций НДС не платят). Так что проблем с вычетом «входного» налога не возникнет.

А вот с покупками за наличные все не так просто. Чиновники уверены, что одного кассового чека недостаточно. Нужен еще и счет-фактура. В частности, об этом сказано в письме Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/335. Однако продавец в силу пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ выписывать счет-фактуру не обязан. Вот и получается, что конфликт с налоговиками вполне возможен.

Хорошо хоть арбитражные судьи не считают, что счет-фактура — это единственный документ, на основании которого можно поставить «входной» НДС к вычету. Именно так сформировал свою позицию Президиум ВАС РФ в постановлении от 13 мая 2008 г. № 17718/07.

Осторожно!

Налоговики считают, что при покупке любых ценностей в розницу принять НДС к вычету можно, только если есть счет-фактура продавца.

Бывает (правда, довольно редко), что сумму НДС пишут отдельно на железнодорожном или авиабилете. В таком случае поставить налог к вычету можно и при покупке билетов за наличные. Ведь билеты являются бланками строгой отчетности.

Что касается налогового учета, то здесь никаких особенностей для денежных документов нет. Затраты списывают в зависимости от их назначения. Так, стоимость билетов на поезд или самолет обычно учитывают в составе командировочных, а почтовых марок — в составе издержек на услуги почты.

Пример: Компания отражает в учете расходы, связанные с покупкой железнодорожных билетов

5 октября 2010 года ООО «Престиж» перечислило деньги за железнодорожные билеты для сотрудника М. В. Игнатова, который отправляется в командировку из Москвы в Кострому. Общая стоимость билетов составила 1180 руб. (в том числе НДС — 180 руб.). Поскольку продавец выставил счет-фактуру, бухгалтер ООО «Престиж» поставил налог к вычету.

Игнатов вернулся из командировки 13 октября, а 15 октября 2010 года он подал авансовый отчет. К нему он приложил использованные железнодорожные билеты. В учете компании за октябрь 2010 года бухгалтер делает следующие проводки:

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51

— 1180 руб. — оплачены железнодорожные билеты;

ДЕБЕТ 50 субсчет «Денежные документы»    КРЕДИТ 60

— 1000 руб. — оприходованы в кассу билеты в составе денежныхдокументов;

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

— 180 руб. — учтен НДС со стоимости билетов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»    КРЕДИТ 19

— 180 руб. — принят к вычету «входной» НДС;

ДЕБЕТ 71    КРЕДИТ 50 субсчет «Денежные документы»

— 1000 руб. — выданы билеты сотруднику;

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 71

— 1000 руб. — отражена в составе командировочных расходовстоимость использованных билетов.

Как быть, если сотрудник принесиспользованный денежный документ и просит возместить расходы

Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда компания возмещает работникам фактически понесенные расходы. Например, курьер принес использованный проездной на автобус или сотрудник в командировке купил обратный билет на самолет. Так вот, такие бумаги учитывать в составе денежных документов не нужно. Ведь их стоимость уже погашена. Соответственно, человек прикладывает использованный билет к авансовому отчету или заявлению о возмещении расходов.

Главное, о чем важно помнить

1. Перечень денежных документов является открытым. Однако к ним не относятся ценные бумаги, приобретенные у других компаний.

2. Учет поступления и движения денежных документов ведут в специальном журнале. Форму данного регистра компания может разработать самостоятельно.

3. Если покупать билеты и иные денежные документы за безналичный расчет, то у компании будет меньше проблем с вычетом по НДС. Ведь в таком случае сумму налога выделяют и в платежке, и в счете-фактуре.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка