Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как повлияют на расчет «упрощенного» налога результаты инвентаризации

25 ноября 2010 19 просмотров

, налоговый консультант ООО "Нексиа Пачоли"

, редактор-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению интернет-проектов группы "Главбух"

Чем поможет эта статья: Вы узнаете, зачем и каким образом «упрощенщику» проводить инвентаризацию имущества и состояния расчетов и как отражать расхождения между реальными и учетными данными.
От чего убережет: От ошибок при подведении итогов инвентаризации и расчете «упрощенного» налога.

Зачем «упрощенщику» проводить инвентаризацию

Вы знаете, что формально компании на «упрощенке» вовсе не обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Законодательство требует отражать по «бухгалтерским» правилам только основные средства и нематериальные активы (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Получается, что и инвентаризировать «упрощенщикам» в обязательном порядке нужно только эти объекты. Инвентаризацию прочих активов и обязательств можно не проводить.

Еще по этой теме

Какое имущество принимать во внимание, считая лимит для «упрощенки», читайте в статье «Чтобы определить лимит для «упрощенки», учитывайте только амортизируемые основные средства» (опубликована в журнале «Главбух» № 21, 2010).

Другое дело, что есть несколько ситуаций, когда даже на «упрощенке» могут понадобиться данные бухгалтерской отчетности. Например, при выплате дивидендов. Их величину определяют по размеру чистой прибыли из данных бухучета. И чтобы эти данные были достоверны, необходима инвентаризация. Или другой случай: человек выходит из состава участников компании, ему нужно выплатить его долю. Тут также не обойтись без бухучета.

Уточните, не предусмотрена ли обязанность вести бухучет и формировать отчетность в специальных законах, регулирующих деятельность компаний определенной гражданско-правовой формы. Ведь такие документы имеют приоритет над законом «О бухучете». К примеру, вывод о том, что ООО и АО должны вести бухучет в полном объеме, следует из Федеральных законов от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

И еще один аргумент в пользу бухгалтерского учета и инвентаризации. Вполне вероятно, что в какой-то момент ваша компания может вернуться на общую систему. И если до этого момента вы бухучет не вели, восстановить его будет непросто. Поэтому по возможности бухучетом и инвентаризацией не пренебрегайте.

Как учесть результаты инвентаризации имущества

Итак, вы провели инвентаризацию имущества. Если вы выявили неоприходованные основные средства, товары или материалы, их необходимо принять к учету. Рыночную стоимость обнаруженных излишков включите во внереализационные доходы. Основание — пункт 1 статьи 346.15 и пункт 20 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Допустим, инвентаризационная комиссия обнаружила недостачу. Если удалось найти виновного, он возмещает компании нанесенный ущерб. Суммы, поступившие на банковский счет или в кассу компании, отнесите на доходы (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ). В книге учета доходов и расходов эти суммы отражайте по мере того, как поступают деньги.

Важная деталь

Суммы, которые виновный в недостаче сотрудник внес в кассу компании, в том же периоде нужно отразить в доходах.

Но, предположим, виновных не нашли. Либо собственность компании была утрачена из-за чрезвычайных обстоятельств. Все просто, если вы считаете «упрощенный» налог с базы «доходы». Тогда возникшие потери вы попросту не учитываете. Если же объект налогообложения — «доходы минус расходы», учет недостач зависит от того, каких ценностей в компании недосчитались. Ведь в статье 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрен такой вид расходов, как недостача имущества.

Разберемся, как учитывать излишки и недостачи конкретного имущества.

Основные средства

Излишек основных средств надо отразить в доходах. А можно ли потом списать эти суммы в расход? Напомним главное правило учета основных средств на «упрощенке»: чтобы списать стоимость приобретенных основных средств, компания должна рассчитаться с поставщиком и ввести объект в эксплуатацию. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16 и пункте 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. Доказать, что компания расплатилась за основные средства, выявленные в результате инвентаризации, невозможно. Поэтому стоимость таких объектов в расходах признать не получится.

Когда выявлена недостача, а виновных не нашли, стоимость потерь учесть в расходах тоже нельзя. Все потому, что таких затрат нет в перечне из статьи 346.16 Налогового кодекса. Поэтому все необходимые записи вносите только в документы складского учета. В книге учета доходов и расходов недостачу основных средств не показывайте.

Важная деталь

Недостачу основных средств в книге учета доходов и расходов отражать не нужно. В перечне признаваемых расходов такие потери не упомянуты.

И еще одна важная вещь. Компании на «упрощенке» списывают основные средства в расходы гораздо быстрее, чем на общей системе. Но если основные средства проданы или переданы на сторону до того, как с момента учета расходов прошло три года (10 лет, если срок полезного использования свыше 15 лет), базу по «упрощенному» налогу нужно пересчитать с учетом амортизации, начисленной по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. В то же время недостачу имущества нельзя приравнять к реализации. Поэтому из-за пропажи основных средств, которая обнаружена при инвентаризации, налоговую базу пересчитывать не придется.

Товары и материалы

Если обнаружены излишки материалов или товаров, первым делом их рыночную стоимость отразите в доходах. Но независимо от того, какой объект налогообложения применяет компания, списать в расходы стоимость материалов не удастся даже в пределах уплаченной суммы налога. Такой позиции придерживаются чиновники в Минфине России. Это компании на общем режиме могут учесть в расходах рыночную стоимость излишка (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ). А так как спецрежимники считают налоговую базу кассовым методом, они не вправе списать больше расходов, чем оплатили.

Частая ошибка

Рыночную стоимость неоприходованных материалов, выявленных при инвентаризации, опасно списывать в расходы. Ведь в данном случае спецрежимник не может подтвердить, что списанное имущество оплачено.

Недостача товаров и материалов может возникнуть из-за естественной убыли, по вине материально ответственного работника, в результате чрезвычайных ситуаций. Налоговый учет зависит от причин недостачи.

Недостачу производственных запасов, которая укладывается в нормы естественной убыли, компании на «упрощенке» могут списать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Так как нормы естественной убыли установлены не для всех отраслей, придется учитывать старые нормы, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, или не списывать расходы вовсе. Если по конкретному виду материалов нормы естественной убыли не установлены или потери превышают нормативные величины, недостачу спишите за счет виновных работников. Недостачи, в которых работники не виноваты (в том числе из-за чрезвычайных ситуаций), списать не удастся.

Наличные деньги

Лишние деньги, обнаруженные в кассе компании, покажите во внереализационных доходах (п. 1 ст. 346.15, п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Если же в ходе инвентаризации выявлена недостача наличных, спишите ее за счет виновных сотрудников или за счет прибыли, оставшейся после того, как компания заплатила «упрощенный» налог. Так как в статье 346.16 Налогового кодекса РФ не поименованы такие расходы, как недостача денежных средств, определяя базу по налогу на «упрощенке», учитывать эти потери нельзя(письмо Минфина России от 18 декабря 2007 г. № 03-11-05/303).

Как учесть результаты инвентаризации расчетов

Напомним, что по общему правилу срок исковой давности составляет три года. Поэтому, если долгу исполнилось три года, его можно списать. Кроме того, задолженность можно учесть как безнадежную тогда, когда должник или кредитор будет ликвидирован. Важно не упустить момент списания долга. В противном случае база «упрощенного» налога будет определена неверно. Именно поэтому проверять расчеты с контрагентами нужно регулярно. Рассмотрим, как правильно отразить в учете списанные долги.

Кредиторская задолженность

В том периоде, в котором истек срок исковой давности, кредиторскую задолженность включите в доходы с учетом НДС и акцизов. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 346.15, пункта 18 статьи 250 и подпункта 14 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ и подтверждается сотрудниками Минфина России (письмо от 25 декабря 2008 г. № 03-11-05/314). И не имеет значения, возникла «кредиторка» на общей или упрощенной системе.

Но есть два вида «кредиторки», которую отражать в доходах не придется. Первая прямо указана в Налоговом кодексе — списанные долги перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Вторая — авансы, полученные в период «упрощенки», в счет которых компания так и не отгрузила товары (не выполнила работы, не оказала услуги). Как нам пояснили в Минфине России, в тот момент, когда компания уже получила предоплату, соответствующую сумму она отразила в доходах. И если после того, как истекут сроки исковой давности, отразить в доходах безнадежную «кредиторку», налог с одних и тех же сумм будет уплачен дважды.

Важная деталь

Авансы, полученные от покупателя, компания уже отразила в доходах? В этом случае, даже если товары вы так и не отгрузите, просроченная «кредиторка» налоговую базу не увеличит.

Пока же сроки давности не истекли, инспекторы не могут заставить спецрежимника увеличить базу по «упрощенному» налогу (постановление ФАС Поволжского округа от 31 июля 2008 г. № А65-825/08). Поэтому, если есть такая возможность, попросите партнера признать долги (например, подписав акт сверки) или прервать срок исковой давности любым другим способом. Так вы отсрочите момент признания доходов. Но, допустим, обнаружилось, что сроки давности уже истекли или стало известно, что партнер ликвидирован. В какой момент отражать доходы? Инспекторы настаивают: долги нужно списать именно в том периоде, в котором сроки давности истекли или кредитора ликвидировали. В противном случае компании грозят налоговые санкции (письмо Минфина России от 23 марта 2007 г. 03-11-04/2/66).

Дебиторская задолженность

Если при инвентаризации выявлена дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, ее нужно списать. Вот только на расходы, уменьшающие базу по «упрощенному» налогу, эти суммы не повлияют. Ведь вы можете учесть только те расходы, которые поименованы в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. А дебиторской задолженности, списанной из-за истекших сроков исковой давности, в перечне расходов нет. Таким образом, дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности списывают только в бухгалтерском учете.

Не всякую просроченную кредиторскую задолженность

«упрощенщику» нужно отражать в доходах

Предостерегает Юрий ПОДПОРИН,

заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Минфина России

— Обязанность включить в доходы списанную кредиторскую задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, распространяется и на «упрощенщиков». Основание — пункт 1 статьи 346.15 и пункт 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Исключение — списанные долги по налогам, сборам, штрафам и пеням перед бюджетом и внебюджетными фондами. Но далеко не всегда правила главы 25 Налогового кодекса РФ спецрежимник должен применять в своей работе. Допустим, работая на «упрощенке», компания получила аванс. Но в течение трех последующих лет товары покупателю так и не отгрузили. Несмотря на то что срок исковой давности истек, просроченную задолженность перед покупателем в доходах, учитываемых при налогообложении, отражать не нужно. Ведь доходы и расходы учитываются кассовым методом. Поэтому полученный аванс уже учли в налоговой базе в тот момент, когда получили предоплату (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ). 

Главное, о чем важно помнить

1. Инвентаризировать не только имущество, но и состояние расчетов в интересах самого «упрощенщика». Тогда точно не будет пропущен момент, когда безнадежные долги должны быть учтены при формировании налоговой базы.

2. Из-за того что пропали основные средства, базу по «упрощенному» налогу пересчитывать не нужно.

3. Недостачу материально-производственных запасов на «упрощенке» можно списать. Но только в пределах норм естественной убыли.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка