Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Бухгалтерские и налоговые изменения, которые вам важно отразить в учетной политике на 2011 год

30 декабря 2010 69141 просмотр

, шеф-редактор журнала «Главбух»

Чем поможет эта статья: Грамотно составить учетную политику на 2011 год, не забыв прописать в ней новые правила бухгалтерского и налогового учета.
От чего убережет: Закрепив на бумаге выбранный способ учета, вы избежите ненужных вопросов со стороны налоговиков.

Некоторые положения учетной политики в 2011 году, хочешь не хочешь, а придется переписывать заново. Ведь надо отразить в ней новые правила бухгалтерского и налогового учета. Да еще вспомните те изменения, что произошли под конец прошлого года, но которые вы еще не успели зафиксировать в своей учетной политике.

В идеале скорректированную учетную политику надо было утвердить уже до 1 января 2011 года. Но ничего страшного, если вы сделаете это сейчас. Просто в приказе поставьте дату не позднее 31 декабря 2010 года.

Что обновить в правилах налогового учета

Важные изменения в Налоговый кодекс РФ внес Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. И большая часть нововведений вступила в силу как раз 1 января 2011 года. Скажем обо всем по порядку, а начнем с самого приятного налогового новшества, которое повлияет на учетную политику вашей компании.

Примерный образец приказа об учетной политике на 2011 год мы разместили здесь: стр.1стр.2). Там мы раскрыли лишь основные положения, пометив те из них, которые вам стоит пересмотреть. Естественно, ваша учетная политика в целом может быть более подробной.

Нижний порог стоимости амортизируемых объектов увеличьте до 40 000 рублей

С 1 января 2011 года изменился стоимостный критерий для амортизируемого имущества — как для основных средств, так и для нематериальных активов. Лимит первоначальной стоимости таких объектов вместо прежних 20 000 руб. теперь равен 40 000 руб. Это прописано в новой редакции пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Причем срок полезного использования амортизируемого имущества остался тот же — более 12 месяцев.

Пороговую сумму поправили соответственно и в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса, где раскрывается понятие основных средств. Это значит: все, что не дороже 40 000 руб., вы можете теперь считать «малоценкой» и смело списывать всю стоимость единовременно на текущие расходы отчетного периода.

Важная деталь

Стоимостный критерий для основных средств изменился. В учетной политике надо увеличить лимит до 40 000 руб.

Обратите внимание: применить столь выгодный порядок вы можете лишь в отношении того имущества, которое ввели в эксплуатацию 1 января 2011 года и позже. Хотя приобрести его вы могли и в конце прошлого года.

Перепишите порядок уплаты авансов по налогу на прибыль

В этом году вы можете перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, если на каждый из четырех предшествующих кварталов приходится выручка в среднем 10 млн руб.

Возможно, в прошлом году вам приходилось платить налоговые авансы ежемесячно. Ведь предельная сумма доходов, исходя из которой вы определяли периодичность расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, тогда была намного ниже — всего 3 млн руб. И не исключено, что ваша компания не укладывалась в данный лимит.

С 2011 года ограничение для среднеквартальной выручки возросло до 10 млн руб. (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). А значит, увеличились и ваши шансы перечислять авансы по налогу на прибыль лишь по итогам квартала. О новом порядке уплаты авансовых платежей стоит сказать в учетной политике.

Пересмотрите способ, по которому нормируете проценты по займам и кредитам

Нормировать сумму процентов, учитываемых при расчете налога на прибыль, вы можете по-прежнему одним из двух способов: 

  • — исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • — исходя из средней ставки процентов по заемным обязательствам, взятым на сопоставимых условиях. 

Правила пункта 1 статьи 269 кодекса на этот счет не изменились. В учетной политике вы вправе закрепить любой из названных методов нормирования. Даже если у вашей компании есть сопоставимые займы. Если же таковых нет, понятно, что вариант один — ориентироваться на ставку ЦБ РФ. В любом случае знайте, что с 2011 года существенно снизился лимит по валютным кредитам. Если в 2010 году вы могли списать сумму процентов по таким обязательствам в пределах 15 процентов годовых, то в этом году — даже меньше ставки рефинансирования. Ее теперь надо умножить на 0,8.

Осторожно!

В 2011 году норматив для учета процентов по валютным кредитам и займам существенно снизился.

По займам в рублях норматив остался прошлогодним — учетная ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,8 раза (п. 1.1ст. 269 Налогового кодекса РФ). Выходит, если у вас больше валютных займов, возможно, на 2011 год вам выгоднее будет выбрать способ учета процентов по средней ставке сопоставимых займов. Конечно, если таковые есть. Перепроверить же расчет процентов за прошлый год вам поможет таблица, размещенная чуть ниже. 

Что изменить в документообороте

В своей учетной политике вы прежде прописывали, из каких источников берете сведения для расчета налогов. Обычно это бухгалтерские и налоговые регистры, данные аналитического учета. Не исключено, что вы утверждали собственные бланки первичных документов. Оговаривали, как ведете учет — на бумаге или с помощью компьютерной программы.

Теперь все эти правила также надо обновить. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в 2011 году, коснулись и документооборота.

Не забудьте утвердить собственный регистр по НДФЛ

Еще одно новшество 2011 года — с 1 января в каждой компании должен быть разработан и утвержден собственный налоговый регистр для расчета НДФЛ. Именно в нем вы будете отражать доходы, выплаченные работникам. Об этом сказано в новой редакции пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ.

Еще по этой теме

Готовый образец учетной карточки по НДФЛ и подробные рекомендации к ней вы найдете в статье «Каким должен быть новый налоговый регистр по НДФЛ» (опубликована в журнале «Главбух» №1, 2011). 

Если учет вы ведете традиционно на бумаге, самостоятельно разработанную вами карточку по НДФЛ утвердите в приложении к учетной политике. Если же вы полностью доверились компьютеру, создать новый бланк по образцу вам помогут программисты. Только проверьте, чтобы в учетной политике у вас было написано, что регистры создаются автоматически по формам, предусмотренным программой.

Предусмотрите электронный способ оформления счетов-фактур

В этом году у вас появится возможность выставлять счета-фактуры не только на бумаге, но и в электронном виде. Такие изменения произошли в пункте 1 статьи 169 кодекса. Правда, они начали действовать уже со 2 сентября 2010 года. Но применить новые правила на практике получится лишь после того, как чиновники из Минфина и ФНС России официально утвердят электронные форматы документов. Произойдет это совсем скоро, поэтому в учетной политике на 2011 год стоит сказать и об электронных счетах-фактурах.

Не забудьте оговорить условия для оформления счетов в электронном виде. Во-первых, это согласие обеих сторон сделки на обмен документами по каналам связи. Во-вторых, каждый должен быть технически оснащен для того, чтобы принимать и обрабатывать подобные счета-фактуры так, как предусмотрено правилами.

Какие изменения внести в бухгалтерскую учетную политику

Перемены коснулись и стандартов бухгалтерского учета. В том числе появились новые требования. Это само собой отразится и на вашей учетной политике.

Обратите внимание: в ближайшее время чиновники планируют внести поправки в пункт 5 ПБУ 6/01. После этого лимит первоначальной стоимости основных средств увеличится до 40 000 руб. То есть будет таким же, как в налоговом учете. Однако на момент подписания этого номера «Главбуха» в печать это изменение еще не было официально утверждено.

Отразите, каким способом вы будете исправлять существенные ошибки в бухучете

Особого внимания заслуживает ПБУ 22/2010, которое было утверждено Минфином России в приказе от 28 июня 2010 г. № 63н. Это те самые новые правила о том, как исправлять ошибки и отражать их в бухгалтерском учете и отчетности. Кстати, применять их надо уже сейчас, когда вы готовитесь к отчетности за 2010 год.

Однако менять учетную политику в связи с выходом ПБУ 22/2010 в прошлом году было еще рано. Ведь подводить итоги начинают с 1 января 2011 года. А значит, все новшества вы зафиксируете как раз в учетной политике на 2011 год. При этом оговоритесь, что такие правила вы примените в том числе при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.

Важная деталь

Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности применяйте уже к итогам 2010 года.

Итак, что вам нужно закрепить в документе? Во-первых, определите, в каком случае выявленную ошибку вы сочтете существенной. От этого зависит порядок исправления найденной погрешности.

Во-вторых, пропишите в учетной политике, как вы исправите существенные ошибки, обнаруженные после утверждения бухгалтерской отчетности. Дело в том, что в ПБУ для такой ситуации предусмотрено два способа. Первый — с помощью корректирующих записей по соответствующим счетам бухучета в корреспонденции со счетом 84. Второй — путем пересчета сравнительных показателей отчетности, отраженных за текущий год (п. 9 ПБУ 22/2010).

Закрепите, если надо, доработанные формы бухгалтерской отчетности

В учетной политике скажите также о том, какие формы вы будете использовать для подготовки бухгалтерской отчетности. Еще в прошлом году чиновники утвердили новые бланки, в которых предстоит отражать итоговые показатели 2011 года (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Если захотите, по таким формам вы можете представить и промежуточную отчетность за текущий год. Хотя старые бланки тоже все еще действуют. Поэтому свой выбор закрепите на бумаге.

Плюс ко всему вы по-прежнему можете включить в отчетность дополнительные показатели. Да и детализацию по статьям вы определяете самостоятельно. В таком случае собственные формы бухотчетности утвердите в приложении к учетной политике.

Частые вопросы об учетной политике

Обязательно ли переписывать полностью текст новой учетной политики?

Нет, не обязательно. Вы можете утвердить текст изменений или дополнений в прежнюю учетную политику отдельным приказом руководителя. При этом укажите, что правки вступают в силу с 1 января 2011 года.

Должны ли мы обновленную версию учетной политики представить в свою ИФНС?

Нет, не должны. В состав отчетности такой документ не входит. Но если инспекторы запросят у вас копию учетной политики в ходе проверки, представьте ее в течение 10 рабочих дней.

В каких случаях мы можем внести изменения в налоговую учетную политику?

Вы можете это сделать в двух случаях. Первый — если решили поменять ранее выбранный метод учета. И второй — когда изменились правила, установленные налоговым законодательством.

Если у компании есть филиалы, для них тоже отдельную учетную политику придется утверждать?

К счастью, нет. По общему правилу бухгалтерский и налоговый учет в обособленных подразделениях всегда ведут по тем же правилам, чтои в головном офисе компании.

 

Как нормировать проценты по кредитам в налоговом учете

Период, в котором начислены проценты Норматив для рублевых кредитов и займов Норматив для валютных кредитов и займов
С 1 января по 30 июня 2010 года включительно Для кредитов и займов, полученных до 1 ноября 2009 года, — ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 2 раза. Для прочих кредитов и займов — ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,8 раза Годовая ставка 15%
С 1 июля по 31 декабря 2010 года включительно Ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,8 раза Годовая ставка 15%
С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно Ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,8 раза Ставка рефинансирования Банка России, умноженная на 0,8

Главное, о чем важно помнить

1. В налоговой учетной политике на 2011 год увеличьте лимит стоимости малоценных основных средств, оговорите, когда вы платите авансы по налогу на прибыль поквартально, а когда ежемесячно.

2. Важное бухгалтерское новшество, которое необходимо отразить в учетной политике 2011 года, — это порядок исправления ошибок в бухучете и отчетности.

 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка