Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации

13 мая 2004 32 просмотра

Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации

Приказ Министерства РФ по налогам и сборам
от 20.12.2000 № БГ-3-03/447
(в ред. приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 26.12.03 № БГ-3-03/721)

По товарам, отгруженным до 1 января 2004 года, налог на добавленную стоимость должен исчисляться по ставке 20 процентов независимо от момента оплаты. А налоговые вычеты по НДС при оплате командированными работниками услуг гостиниц, услуг по предоставлению в пользование постельных принадлежностей в поездах организация может применять без счетов-фактур - на основании бланков строгой отчетности. При этом в бланках строгой отчетности, а также в проездных документах (билетах) сумма НДС, принимаемая к вычету, обязательно должна быть выделена отдельной строкой.

Текст документа (в формате rtf).

Изменения в опубликованный выше документ (далее - Методические рекомендации) приняты в связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ* (опубликован в «ДК» № 15, 2003; далее - Закон № 117-ФЗ), внесшим изменения в Налоговый кодекс РФ, в том числе в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (в новой редакции опубликована в «ДК» № 15, 2003). Новая редакция главы 21 НК РФ вступила в силу 1 января 2004 года.

Внесенные приказом МНС России от 26 декабря 2003 г. № БГ-3-03/721 изменения и дополнения в Методические рекомендации вступили в силу 26 декабря 2003 года.

Заметим, что МНС России в некоторых вопросах кардинально меняет свою позицию. Причем новая позиция налогового ведомства гораздо благоприятнее для налогоплательщиков, чем старая.

Остановимся на основных и представляющих наибольший интерес для налогоплательщиков изменениях и дополнениях.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

МНС России уточнило круг плательщиков НДС, дополнив пункт 1.1 Методических рекомендаций.

Уточнено, что организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Напомним, что до 1 января 2004 года организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, обязаны были платить налог на добавленную стоимость. В связи с новой редакцией главы 261 НК РФ (опубликована в «ДК» № 22, 2003), действующей с 1 января 2004 года, уплата единого сельскохозяйственного налога заменила уплату ряда налогов, в том числе и НДС.

Что касается налогоплательщиков, переведенных на упрощенную систему налогообложения, то изменения в Методических рекомендациях связаны со следующим. Налогообложение таких субъектов с 1 января 2003 года стало регламентироваться главой 262 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (опубликована в «ДК» № 2, 2003). До указанной даты упрощенная система налогообложения регулировалась Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». И до 1 января 2003 года, и после налогоплательщики, переведенные на «упрощенку», освобождались от уплаты НДС. Таким образом, комментируемые поправки в Методические рекомендации внесены исключительно с изменением в нормативных актах названия специального режима налогообложения, но не его сути.

ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Новой редакцией главы 21 НК РФ, действующей с 1 января 2004 года, сужен перечень операций в отношении жилищного фонда, не облагаемых НДС.

Напомним, что до 1 января 2004 года, согласно статье 27 Федерального закона от 5 августа 2002 г. № 118-ФЗ* (далее - Закон № 118-ФЗ), освобождалась от НДС реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, а также реализация услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК. Освобождение от НДС распространялось и на услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Однако с 1 января 2004 года перечень необлагаемых операций сужен. С 1 января 2004 года действует подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ (ст. 27 Закона № 118-ФЗ), согласно которому не облагаются НДС только операции по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Соответственно МНС России исключило из пункта 15 Методических рекомендаций абзацы с третьего по седьмой, где были указаны в качестве необлагаемых операции, которые с 1 января 2004 года облагаются НДС. Одновременно налоговое ведомство дополнило абзац второй пункта 15 Методических рекомендаций предложением, в котором указаны необлагаемые с 1 января 2004 года операции.

Противоположная ситуация сложилась с оказанием услуг адвокатскими образованиями. В пункте 6.13 Методических рекомендаций расширен перечень адвокатских образований, услуги которых не облагаются НДС.

Связано это с тем, что с 1 февраля 2003 года изменена редакция подпункта 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 187-ФЗ). Согласно данной норме, до 1 февраля 2003 года от НДС освобождались только услуги, оказываемые членами коллегий адвокатов и самими коллегиями адвокатов. С 1 февраля 2003 года не подлежит налогообложению оказание услуг и адвокатами, и коллегиями адвокатов, и адвокатскими бюро, и адвокатскими палатами субъектов РФ, и Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ В СЧЕТ ОПЛАТЫ ТОВАРА

МНС России дополнило новым положением пункт 37.1 Методических рекомендаций, разъясняющий, как определить размер налоговой базы при расчетах неденежными средствами. И одновременно исключило абзац девятый пункта 46 Методических рекомендаций, поясняющий, когда сумма НДС считается уплаченной при переуступке права требования.

В исключенном абзаце пункта 46 Методических рекомендаций МНС России разъяснило ситуацию, когда организация оплачивает товары, переуступая продавцу право требования дебиторской задолженности, полученной этой организацией в качестве аванса от своего покупателя. При этом в абзаце девятом пункта 46 было записано, что НДС при приобретении товаров таким образом считается фактически уплаченным организацией-покупателем только в том налоговом периоде, в котором эта организация отгрузит товары в адрес своего покупателя, уступившего право требования в качестве авансового платежа.

Но вместе с тем МНС России в новом абзаце третьем пункта 37.1 Методических рекомендаций указывает следующее. Если налогоплательщик получил право требования дебиторской задолженности в качестве аванса под предстоящую поставку и передал это право в оплату за ранее приобретенные товары, то право на вычет НДС по приобретенным товарам возникнет у него, когда он отгрузит товары покупателю, уступившему право требования в качестве аванса.

Рассмотрим эти положения на примере.

Пример
ООО «Регес» (продавец) и ООО «Билан» (покупатель) заключили договор купли-продажи товара, по которому ООО «Билан» в качестве авансового платежа за товар уступило право требования дебиторской задолженности к третьему лицу. ООО «Регес», являясь покупателем по другому договору купли-продажи товара с ООО «Союз», в счет оплаты ранее поставленных товаров переуступило последнему полученное от ООО «Билан» это право требования дебиторской задолженности. В результате договорные обязательства между ООО «Регес» и ООО «Союз» по передаче и оплате товара исполнены контрагентами в полном объеме. Однако право на налоговый вычет по НДС по приобретенным у ООО «Союз» товарам возникнет у ООО «Регес» только в том налоговом периоде, когда оно отгрузит товары в адрес ООО «Билан».

По своей сути оба положения (и исключенное, и нововведенное) говорят одно и то же, только разными словами. Посвящены эти положения вопросу, как определить налоговый период, в котором налогоплательщик вправе применить налоговый вычет.

Как пояснили редакции «ДК» в МНС России, такая чехарда связана исключительно с тем, что пункт 46 Методических рекомендаций разъясняет применение пункта 2 статьи 172 НК РФ, который регламентирует порядок определения размера налогового вычета, а не налоговый период, в котором возникает право на такой вычет. Следовательно, комментируемое положение Методических рекомендаций должно содержаться в том пункте Методических рекомендаций, который разъясняет порядок определения налогового периода в целях применения налогового вычета. В связи с этим МНС России и дополнило пункт 37.1 Методических рекомендаций.

Вместе с тем с позицией МНС России можно поспорить. Ведь пункт 37.1 Методических рекомендаций рассматривает порядок определения размера налоговой базы для исчисления НДС, но никак не порядок определения того налогового периода, в котором возникает право на вычет.

Интересно, что совсем недавно в Высшем арбитражном суде РФ рассматривалось дело о признании недействующими пункта 44, абзацев шестого, восьмого и девятого пункта 46 Методических рекомендаций. Заявитель считал, что указанные положения Методических рекомендаций устанавливают иной по сравнению с Налоговым кодексом РФ порядок применения налоговых вычетов. И согласно принятому решению от 4 ноября 2003 г. № 10575/03, ВАС РФ признал абзац девятый пункта 46 Методических рекомендаций не соответствующим НК РФ и полностью недействующим. Но, к сожалению, в обоснование принятого решения судом были положены только формальные признаки. ВАС РФ сказал, что абзац девятый пункта 46 Методических рекомендаций противоречит буквальному смыслу положений пункта 2 статьи 172 НК РФ, который регламентирует определение размера налогового вычета, а не момент возникновения права на налоговый вычет.

Видимо, излагая аргументы в обоснование внесенных изменений, в МНС России руководствовались этим решением ВАС РФ.

Как поступить налогоплательщику
Если следовать порядку, которого придерживается МНС России, налогоплательщик вправе уменьшить подлежащую уплате сумму НДС на налоговые вычеты по приобретенным у продавца товарам только в том периоде, когда сам отгрузит товар своему покупателю. Но при этом нужно учитывать, что это положение распространяется только на случаи, когда оплата между налогоплательщиком и покупателем и налогоплательщиком и продавцом осуществляется неденежными средствами (в частности, уступкой и переуступкой права требования дебиторской задолженности).

При этом не забывайте, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания МНС России не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны для применения только подразделениями МНС России, а не налогоплательщиками. Кроме того, любые положения подобных документов могут быть оспорены налогоплательщиками в арбитражном суде.

На наш взгляд, комментируемое разъяснение налогового органа нарушает интересы налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ содержит достаточно аргументов, с помощью которых возможно возразить МНС России и действовать согласно Налоговому кодексу РФ, а не Методическим рекомендациям. Это поможет вам производить налоговые вычеты именно в том налоговом периоде, в котором вы расплатились со своим продавцом (переуступив право требования) и получили от него товар. А не тогда, когда вы поставили товар своему покупателю. Ведь может быть и ситуация, когда налогоплательщик вообще не будет поставлять своему покупателю товар (например, прощение долга). И, если следовать логике налогового органа, в такой ситуации налогоплательщик никогда не сможет предъявить суммы НДС к вычету по приобретенным и оплаченным товарам у другого своего партнера по хозяйственной деятельности.

Аргументы, которые можно противопоставить налоговикам, следующие.

По смыслу статьи 171 и статьи 172 НК РФ для того, чтобы у налогоплательщика возникло право на уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на налоговые вычеты, ему необходимо выполнить следующие условия:

- оплатить товары. При этом обратите внимание на то, что оплатой товара для момента определения налоговой базы по НДС признается передача налогоплательщиком права требования к третьему лицу на основании договора или закона (подп. 3 п. 2 ст. 167 НК РФ);

- приобрести товары для использования в деятельности, подлежащей обложению НДС;

- иметь счет-фактуру, оформленный в соответствии со статьей 169 НК РФ, либо документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога;

- принять приобретенные товары на учет.

При выполнении вышеперечисленных требований налогоплательщик вправе уменьшить сумму НДС на сумму налоговых вычетов. Иных требований и условий для применения налоговых вычетов в Налоговом кодексе РФ нет (за исключением требований по экспортному НДС).

Однако МНС России добавляет дополнительное ограничение по сравнению с НК РФ. Налоговики требуют, чтобы для применения налогового вычета при покупке и оплате товара у одной организации была отгрузка товара (причем совершенно иного) другой организации. Получается, что право налогоплательщика на применение налогового вычета по оплаченной сделке и полученному товару ставится в зависимость от отгрузки товаров, осуществленной совершенно по другой сделке и с другим контрагентом.

На наш взгляд, если налоговый орган не согласится с налогоплательщиком, налогоплательщик вполне может защитить свои права в суде на основе приведенных выше аргументов. И, по нашему мнению, у плательщика есть все шансы, чтобы выиграть.

РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ

Ряд дополнений и изменений в Методические рекомендации касается определения размера налоговой ставки (10, 20, 18 процентов) и порядка ее применения при расчете сумм налога, подлежащего уплате в бюджет.

Расчет суммы налога по ставке 10 процентов
В целях применения пункта 2 статьи 164 НК РФ и в связи с принятием Перечня видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов* (опубликован в «ДК» № 4, 2003; далее - Перечень) в Методических рекомендациях уточнены пункты 39.5.3 и 39.5.4. В указанных пунктах разъяснено, какие виды периодических изданий и книжной продукции облагаются налогом по ставке 10 процентов.

Обращаем внимание, что, согласно пункту 2 Постановления, действие Перечня в целях применения ставки НДС 10 процентов распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года. Указанное положение соответствует Федеральным законам от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ и от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ. Этими законами установлено, что именно с 1 января 2002 года реализация периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагается по ставке 10 процентов.

Применение налоговой ставки в переходный период (2003-2004 гг.)
Важным дополнением Методических рекомендаций являются положения о применении нового размера налоговой ставки с 1 января 2004 года - 18 процентов (вместо 20 процентов). Отметим, что в Законе № 117-ФЗ, которым с 2004 года установлена такая ставка НДС, ничего не говорится о порядке применения ставки по налогу на добавленную стоимость в переходный период.

Снижение размера налоговой ставки до 18 процентов сразу же внесло неясность в вопросы определения ее размера в переходный период и применения налоговых вычетов по НДС. Напомним, что МНС России в письме от 17 декабря 2003 г. № ОС-6-03/1316 (опубликовано в «ДК» № 1, 2004; далее - письмо № ОС-6-03/1316) заняло позицию не в пользу налогоплательщиков. По мнению налоговиков, поскольку на основании пункта 1 статьи 168 НК РФ налогоплательщик обязан предъявить к цене товара и соответствующую сумму НДС, то при выставлении счета-фактуры и отгрузке до 1 января 2004 года применяется налоговая ставка 20 процентов.

Теперь главное налоговое ведомство окончательно закрепило свою позицию по применению ставки НДС в переходный период, дополнив Методические рекомендации пунктом 39.6. А именно: при отгрузке товаров (работ, услуг) до 1 января 2004 года налог исчисляется по ставке, действовавшей до вступления в силу новой редакции главы 21 НК РФ (1 января 2004 года), независимо от момента оплаты за поставленные товары (работы, услуги). То есть по ставке 20 процентов.

На наш взгляд, позиция МНС России не соответствует НК РФ. Дело в том, что налоговой орган, разъясняя порядок применения налоговой ставки в переходный период, абсолютно не учитывает положения Налогового кодекса РФ о порядке формирования налоговой базы для исчисления НДС. В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога за соответствующий налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость регламентируется статьей 167 НК РФ и зависит от учетной политики, принятой налогоплательщиком для целей налогообложения. Так, для налогоплательщиков, работающих по отгрузке, моментом определения налоговой базы является день отгрузки товаров, работ или услуг (подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). А для налогоплательщиков, определивших учетную политику по оплате - день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, если налогоплательщик ведет налоговый учет по отгрузке, при поставке товара (работы, услуги) в 2003 году и оплате его в 2004 году применять ему надо ставку 20 процентов. Если же налогоплательщик определяет налоговую базу по оплате, то правомерно применять налоговую ставку 18 процентов. Но при этом необходимо исправить выставленный ранее (в 2003 году) счет-фактуру и внести дополнения в договор с контрагентом в части, касающейся цены товара. Подробнее аргументы в защиту этой позиции и возможные варианты действий налогоплательщика вы можете прочитать в «ДК» № 24, 2003, рубрика «Комментарий по запросу», а также в комментарии к письму № ОС-6-03/1316.

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ: НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПРИ ОТСУТСТВИИ СЧЕТА-ФАКТУРЫ

Применение налоговых вычетов по НДС при отсутствии счетов-фактур - давний спор между налоговиками и налогоплательщиками. Даже Конституционный суд РФ уже высказался по этому поводу. В своем определении от 2 октября 2003 г. № 384-О он указал, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. По мнению КС РФ, налоговые вычеты предоставляются и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.

И сейчас МНС России изменило частично свою позицию в пользу налогоплательщиков, отредактировав пункт 42 Методических рекомендаций. Этот пункт разъясняет порядок подтверждения права на налоговые вычеты по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также подотчетными лицами налогоплательщика в период командировки.

Поясним суть изменений. В старой редакции пункта 42 Методических рекомендаций категорически было указано, что основанием для применения вычетов по НДС является счет-фактура и иные документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога, указанной в счете-фактуре. Данное положение распространялось на оплату услуг гостиниц и услуг по предоставлению постельных принадлежностей в поездах (стоимость которых не включена в стоимость проездного билета) при командировках. При этом для подтверждения права на вычет при оплате проезда к месту командировки и обратно наличие счета-фактуры не требовалось. Однако налоговики требовали, чтобы сумма налога была выделена в проездном документе отдельной строкой.

Теперь же МНС России согласилось, что при оплате за наличный расчет подотчетными лицами услуг гостиниц, услуг по перевозке и услуг по предоставлению постельных принадлежностей в поездах основанием для предоставления налоговых вычетов по НДС является бланк строгой отчетности. И только при его отсутствии - счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога.

Но МНС России делает здесь оговорку - бланк строгой отчетности в обязательном порядке должен содержать выделенную отдельной строкой сумму НДС. Это требование налогового органа также осталось и в отношении проездных документов (билетов). И именно выделение отдельной строкой суммы НДС является обязательным условием обоснования права на налоговый вычет.

Складывается такая ситуация. Если сумма НДС не выделена отдельной строкой либо в бланке строгой отчетности указано «в том числе НДС», налоговый орган откажет в предоставлении права на налоговый вычет.

На наш взгляд, подобную позицию фискалов можно оспорить. Аргументы следующие. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся при наличии как счетов-фактур, так и иных документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога. Обязательное выделение суммы НДС предусмотрено только при оформлении счетов-фактур (ст. 169 НК РФ). При оформлении иных документов выполнение этого требования никакой нормой налогового законодательства не установлено. Более того, при реализации товаров населению по розничным ценам суммы НДС в документах, подтверждающих фактическую уплату налога, отдельной строкой не выделяются (п. 6 ст. 168 НК РФ). При этом пункт 4 статьи 164 НК РФ позволяет налогоплательщику исчислить сумму НДС расчетным методом. Поэтому, по нашему мнению, даже если в документе, подтверждающем оплату, НДС отдельной строкой не выделен, налогоплательщик вправе исчислить налог расчетным путем. И принять получившуюся сумму к вычету.

Заметим, что судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Суды считают, что в описанной ситуации налогоплательщик вправе зачесть «входной» НДС (постановление ФАС Центрального округа от 17 июня 2003 г. по делу № А48-306/03-19, постановление ФАС Уральского округа от 11 ноября 2003 г. по делу № Ф09-3729/03-АК). Более подробные аргументы в защиту этой позиции вы найдете в комментарии к письму Минфина России от 4 декабря 2003 г. № 04-03-11/100 (опубликовано в «ДК» № 1, 2004).

Однако для того, чтобы принять НДС к вычету по документам, в которых налог не выделен, вам придется поспорить с налоговиками. И здесь, конечно, надо определить «цену вопроса» - может оказаться так, что расходы на споры с налоговиками (скорее всего дело дойдет до суда) будут больше, чем сумма спорного НДС.

Тем более что можно найти и обходные пути. Например, чтобы избежать спорной ситуации при принятии НДС к вычету по проездным билетам работника, направляемого в командировку, можно эти билеты приобретать через агентства. В этом случае у налогоплательщика будет и счет-фактура, и документ, подтверждающий фактическую уплату суммы налога (приходный кассовый ордер, платежное поручение). Обратите внимание, что при наличии указанных документов у налогоплательщика есть право на налоговый вычет в случае утраты самого проездного документа.

Кроме того, командировочные расходы относятся к прочим расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом указанные расходы применяются в целях уменьшения прибыли в сумме без учета НДС. Но если вы все-таки не применяли налоговые вычеты по документам, в которых НДС не выделен, то у вас есть все основания учитывать эти суммы налога в составе командировочных расходов при уменьшении налогооблагаемой прибыли. Но допустим, вы докажете налоговикам, что сумма налога на добавленную стоимость, не выделенная отдельной строкой, включена в цену товара и подлежит вычету. Тогда к прочим расходам вам надо будет отнести сумму командировочных расходов, исключая НДС расчетным методом на основании статьи 164 Налогового кодекса РФ.

И в заключение отметим, что если ранее вы не применяли налоговые вычеты при отсутствии счетов-фактур, то теперь вы можете подать заявление на возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога. Ведь НК РФ не выдвигает такое условие, как обязательное наличие счетов-фактур по командировочным расходам. Это была идея налоговиков. А теперь и они поменяли свое мнение. Но для подтверждения права на вычет у вас должны быть другие документы, подтверждающие фактическую уплату суммы НДС. В случае возврата или зачета налога вам необходимо будет не только подать уточненную налоговую декларацию и произвести исправления в бухгалтерском и налоговом учете по НДС, но и скорректировать налогооблагаемую прибыль (если командировочные расходы вы относили к прочим расходам на основании ст. 264 НК РФ).

Эксперт «ДК» Е.Б. Чернышева

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка