Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24

О валютном регулировании и валютном контроле

13 мая 2004 6432 просмотра

Статьи по теме

О валютном регулировании и валютном контроле

Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ

С 18 июня 2004 года отменяется практика выдачи индивидуальных разрешений на совершение валютных операций, связанных с движением капитала. В законе содержится закрытый перечень операций, по которым Правительство РФ и ЦБ РФ могут устанавливать валютные ограничения.

Текст документа (в формате rtf).

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) полностью вступит в силу через полгода после его официального опубликования, то есть 18 июня 2004 года. Он заменит собой действующий в настоящее время Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 с таким же названием (в новой редакции опубликован в «ДК» № 6, 2003).

Отдельные положения Закона № 173-ФЗ вступают в силу в иные сроки. Так, с 17 декабря 2003 года исключена возможность принятия федерального закона, в котором федеральные органы исполнительной власти (кроме специально уполномоченных Правительством РФ) будут наделяться полномочиями по валютному контролю (ч. 2 ст. 22 Закона № 173-ФЗ*).

А 18 июня 2005 года вступят в силу нормы Закона № 173-ФЗ, устанавливающие новые правила открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов за границей.

Рассмотрим основные изменения в сфере правового регулирования валютных правоотношений, которые коснутся прежде всего участников внешнеторговой деятельности.

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Закон № 173-ФЗ стал более «самостоятельным»: многие вопросы, которые раньше регламентировались актами Центрального банка РФ, теперь прописаны непосредственно в самом законе.

Прежде всего отметим следующее: теперь четко сказано, что только Правительство РФ и Центральный банк РФ являются органами валютного регулирования, а значит, могут принимать подзаконные акты, регулирующие порядок осуществления валютных операций. При этом четко определен перечень вопросов, по которым Правительство РФ и Центральный банк РФ могут принимать эти нормативные акты.

Что же касается органов валютного контроля, то они вообще не могут в своих актах затрагивать порядок осуществления валютных операций, а могут только контролировать их осуществление. Надо заметить, что, согласно уже вступившей в силу части 2 статьи 22 Закона № 173-ФЗ, Правительство РФ должно определить органы валютного контроля. Пока еще правительственного документа нет, но можно предположить, что Правительство РФ скорее всего уполномочит те же органы, которые осуществляли валютный контроль до вступления в силу указанной нормы Закона № 173-ФЗ: Минфин России, МНС России и ГТК России. Тем более что относительно Минфина России и МНС России сейчас действуют отдельные подзаконные акты, где эти ведомства указаны как органы валютного контроля, и формально можно сказать, что они и в период действия Закона № 173-ФЗ могут осуществлять валютный контроль.

Кроме того, впервые в российском валютном законодательстве появляется правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Напомним, что аналогичное правило содержится в Налоговом кодексе РФ и, как показала судебная практика по налоговым спорам, достаточно эффективно применяется в защиту прав и законных интересов налогоплательщиков.

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Прежде всего отметим, что Закон № 173-ФЗ внес изменения в перечень валютных ценностей, исключив оттуда драгоценные металлы и природные драгоценные камни. В этом перечне остались лишь иностранная валюта и внешние ценные бумаги (в прежней терминологии - «ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте»).

Таким образом, сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе между резидентами и нерезидентами) вообще не будут признаваться валютными операциями, а значит, не будут подпадать под действие валютных ограничений. В связи с этим следует ожидать внесения изменений в Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и ряд подзаконных актов, регулирующих порядок совершения таких сделок.

Изменился и сам подход к классификации валютных операций.

Напомним, что в соответствии с прежним законом существовал перечень «текущих операций», совершаемых без ограничений, а все прочие относились к «операциям, связанным с движением капитала». Порядок совершения последних определялся Центральным банком РФ и часто предусматривал необходимость получения индивидуального разрешения на совершение конкретной операции.

Закон № 173-ФЗ, направленный на валютную либерализацию, не предусматривает такой классификации валютных операций (хотя термин «валютные операции движения капитала» все же используется в статьях 7 и 8 Закона № 173-ФЗ). Установлено общее правило, в соответствии с которым все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, если сам Закон № 173-ФЗ прямо не предусматривает иного.

При этом одним из преимуществ нового закона является закрытый перечень операций, по которым органы валютного регулирования могут устанавливать ограничения. Примечательно, что перечень возможных ограничений также стал закрытым. Подробнее о них мы расскажем ниже.

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Сейчас, чтобы совершить ряд операций, связанных с движением капитала, надо получить индивидуальное разрешение в порядке, установленном Центральном банком РФ. В частности, положением Центрального банка РФ от 21 декабря 2000 г. № 129-П определен порядок выдачи юридическим лицам - резидентам разрешений на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала.

А чтобы предоставить иностранному покупателю отсрочку платежа по экспортному контракту на срок более 90 дней, надо получить разрешение в Минфине России. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 24 сентября 2002 г. № 699.

С 18 июня 2004 года отменяется практика выдачи индивидуальных разрешений. Вместо этого устанавливаются два вида валютных ограничений, распространяющихся на все случаи совершения конкретной валютной операции: резервирование и режим специального счета.

При этом четко определено, какие из этих ограничений могут быть установлены для той или иной валютной операции и каким именно органом валютного регулирования: Правительством РФ или Центральным банком РФ. Обратите внимание: эти органы могут установить только те ограничения, которые предусмотрены самим законом. При этом Закон № 173-ФЗ определил максимальный предел ограничений, которые могут быть введены. Это значит, например, что орган валютного регулирования может ввести ограничение в виде резервирования, но на срок меньший, чем предусмотрел Закон № 173-ФЗ. Если же орган валютного регулирования не примет нормативный акт, регулирующий порядок совершения конкретной операции, будет считаться, что эта операция может совершаться вообще без ограничений. Об этом сказано в части 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ.

Но в любом случае все ограничения, которые могут быть введены Правительством РФ и Центральным банком РФ, будут действовать только до 1 января 2007 года. С этой даты отменяются все валютные ограничения операций между резидентами и нерезидентами, кроме требования о репатриации валютной выручки (то есть обязательном перечислении ее на счета в уполномоченных банках). Об этом прямо сказано в части 3 статьи 26 Закона № 173-ФЗ.

Виды валютных ограничений
А что же представляют собой новые виды валютных ограничений?

Резервирование состоит в том, что лицо, совершающее валютную операцию, вносит денежные средства в рублях на специальный счет в Центральном банке РФ или уполномоченном банке. Проценты при этом не начисляются (ст. 16 Закона № 173-ФЗ). Обратите внимание: по некоторым операциям (в частности, покупка валюты, операции с внешними ценными бумагами между резидентами и нерезидентами) резервирование означает, что сама операция может быть произведена только по истечении срока резервирования, то есть внесенная денежная сумма на определенный срок замораживается, а операция блокируется.

Режим специального счета означает, что денежные средства в рамках конкретной валютной операции можно перечислять только через специально открытый для этого банковский счет в уполномоченном банке. А права на ценные бумаги передаются с использованием специального раздела лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Рассмотрим, как будут действовать эти ограничения при совершении наиболее популярных и наиболее важных для резидентов валютных операций.

Отсрочка платежа при экспорте
Резидент заключает с нерезидентом контракт на экспорт товаров. При этом покупателю предоставляется отсрочка платежа. В настоящее время такая отсрочка может быть предоставлена без ограничений на срок до 90 дней. Как было сказано выше, для предоставления отсрочки на больший срок надо получить разрешение в Минфине России (его территориальном органе).

А как будет действовать резидент-экспортер после 18 июня 2004 года? Если отсрочка предоставлена на срок до 180 дней, валютные операции совершаются свободно, без каких-либо ограничений.

Никаких ограничений не будет и в том случае, если отсрочка составляет от 180 дней до одного года и при этом покупатель предоставил один из указанных в статье 17 Закона № 173-ФЗ способов обеспечения исполнения своих обязательств. Сведения о таком обеспечении должны содержаться в паспорте сделки.

А как быть, если срок отсрочки платежа составляет больше 180 дней без обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом или больше года при наличии такого обеспечения? Подробный порядок осуществления таких валютных операций будет установлен Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 173-ФЗ. Отметим только, что такой порядок может предусматривать всего одно валютное ограничение. А именно резервирование денежных средств резидента (в сумме, не превышающей 50 процентов от суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа) на срок до исполнения нерезидентом обязательств (но не более двух лет).

Как это будет выглядеть? Представим, что заключен внешнеторговый контракт, предусматривающий отсрочку платежа. Со дня фактического вывоза товаров начинает течь 180-дневный срок. А если внешнеторговый контракт не предусматривает перемещения товара через границу, то 180-дневный срок начинает течь с даты заключения такого контракта.

В день истечения этого срока резидент вносит в уполномоченный банк сумму резервирования в размере, который определит Правительство РФ. Напомним, что сумма резервирования вносится только в рублях. Если же отсрочка по внешнеторговому контракту предоставлена на сумму, выраженную в иностранной валюте, то сумма резервирования рассчитывается по официальному курсу Центрального банка РФ на день внесения суммы резервирования.

Предварительная оплата при импорте
С описанной выше ситуацией во многом схожа и обратная ситуация, когда резидент заключает контракт на импорт товаров и при этом перечисляет нерезиденту аванс, тем самым предоставляя коммерческий кредит. Подробный порядок совершения такой операции также будет определен Правительством РФ.

Мы же расскажем основные правила, установленные Законом № 173-ФЗ.

Коммерческий кредит на срок до 180 дней предоставляется без каких-либо ограничений. В день истечения 180-дневного срока со дня перечисления аванса резидент вносит в уполномоченный банк сумму резервирования на срок до исполнения нерезидентом обязательств (но не более двух лет). Чтобы ее рассчитать, надо из суммы, которую установит Правительство РФ, вычесть сумму полученного на данный день от нерезидента встречного представления (то есть стоимость товаров, которые на данный момент будут поставлены продавцом-нерезидентом).

Льготный порядок для некоторых товаров и работ Для товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX ТН ВЭД (машины и оборудование, средства транспорта, оружие), установлены иные сроки. Без ограничений предоставляются отсрочка платежа при экспорте и коммерческий кредит при импорте таких товаров на срок до трех лет. В день истечения трехлетнего срока со дня фактического вывоза товаров либо соответственно со дня перечисления аванса резидент вносит сумму резервирования на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет. Напомним, что в соответствии с прежним порядком без ограничений осуществлялись расчеты только за экспорт таких товаров при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации не превышал три года с даты фактического вывоза.

Как и сейчас, на срок до пяти лет свободно будет предоставляться отсрочка платежа за проводимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы. Если же срок превышает пять лет, сейчас требуется получать разрешение. А в соответствии с Законом № 173-ФЗ в этом случае будет применяться резервирование на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет.

Кредиты в иностранной валюте и операции с ценными бумагами
Валютные ограничения для операций, связанных с предоставлением резидентами нерезидентам и нерезидентами резидентам кредитов и займов в иностранной валюте, должен установить Центральный банк РФ в рамках, определенных статьей 8 Закона № 173-ФЗ. Укажем эти рамки.

Прежде всего эти операции совершаются с использованием специального счета. Кроме того, на них распространяется требование о резервировании. Но при этом Закон № 173-ФЗ устанавливает разные пределы для сроков и суммы резервирования в зависимости от того, кто кому выдает кредит.

Если резидент дает кредит нерезиденту, то Центральный банк РФ может определить сумму резервирования в размере до 100 процентов от суммы кредита, а срок резервирования - не более 60 календарных дней.

Если нерезидент дает кредит резиденту, то сумма резервирования не может превышать 20 процентов от суммы кредита, но срок резервирования при этом может составлять до одного года.

Однако Закон № 173-ФЗ разрешает Центральному банку РФ своим актом установить и менее жесткие требования.

Для операций с внешними ценными бумагами Центральный банк РФ также может установить ограничение, выбрав только одно из двух указанных выше: либо резервирование суммы не более 20 процентов на срок до одного года, либо 100 процентов на срок не более 60 дней. Причем в последнем случае резервирование будет означать замораживание этих средств на два месяца до совершения самой сделки. По нашему мнению, если Центральный банк РФ выберет именно этот вариант, то многие участники фондового рынка столкнутся с серьезными проблемами. Они не смогут заниматься спекулятивными операциями с внешними ценными бумагами: ведь, чтобы купить или продать их, придется ждать два месяца.

Отметим еще одно изменение, связанное с расчетами между физическими лицами - резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с их приобретением и отчуждением. Сейчас такие операции с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, можно осуществлять без ограничений на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 000 долл. США. С 18 июня 2004 года эта сумма будет увеличена до 150 000 долл. США.

РАСЧЕТЫ В ВАЛЮТЕ

Статья 9 Закона № 173-ФЗ сохраняет прежнее общее правило, запрещающее валютные операции между резидентами. Однако впервые на законодательном уровне закреплен четкий перечень исключений из этого правила, в том числе перечень случаев, когда допускаются расчеты в иностранной валюте между резидентами. Например, это операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, операции по договорам транспортной экспедиции, некоторые операции с внешними ценными бумагами, а также ряд операций, совершаемых физическими лицами (завещание валютных ценностей и дарение их близким родственникам, переводы без открытия счета или почтовые переводы из Российской Федерации или в Российскую Федерацию, купля-продажа наличной иностранной валюты у уполномоченного банка).

Кроме того, без применения валютных ограничений будут осуществляться любые валютные операции между резидентом и уполномоченным банком, относящиеся к банковским операциям. Напомним, что перечень банковских операций установлен в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

СЧЕТА ЗА ГРАНИЦЕЙ

В настоящее время резиденты - юридические лица вправе открывать счета в банках за пределами Российской Федерации только в двух случаях. Первый - для обслуживания деятельности их представительств (положение ЦБ РФ от 16 октября 2002 г. № 201-П). И второй - для расчетов по договорам международного строительного подряда (положение ЦБ РФ от 16 октября 2002 г. № 200-П). В обоих случаях для открытия счета не надо получать предварительное разрешение, однако при этом действует ряд жестких ограничений.

Что касается физических лиц, то они в настоящее время могут открывать счета для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, в банках на территории стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Порядок открытия таких счетов определен инструкцией Банка России от 29 августа 2001 г. № 100-И «О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации». В иных странах счета могут открываться только на период временного пребывания физических лиц - резидентов за рубежом.

Что изменится в связи с принятием Закона № 173-ФЗ?

С 18 июня 2004 года физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а с 18 июня 2005 года - и юридические лица смогут открывать счета в банках любых стран. Единственная разница будет заключаться в том, что если счет открывается в банке на территории страны, являющейся членом ОЭСР или ФАТФ, то резидент должен будет уведомить об этом российские налоговые органы по месту своего учета в течение одного месяца после открытия счета.

А если счет открывается в банке иной страны, то может потребоваться до открытия счета обратиться в налоговый орган по месту учета резидента с заявлением о предварительной регистрации открываемого счета. При этом налоговый орган вправе отказать в такой регистрации только в случаях, указанных в пункте 7 статьи 18 Закона № 173-ФЗ. Например, если в представленных вместе с заявлением документах будет выявлена недостоверная информация или выяснится, что такой счет уже открыт.

Но это далеко не единственное отличие от ныне действующего порядка открытия и использования счетов в иностранных банках за границей Российской Федерации.

Как уже было сказано, с 18 июня 2004 года возможность открыть счет в банке за границей будет предоставлена не только физическим лицам для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, но и индивидуальным предпринимателям. Таким образом, некоторые участники ВЭД смогут начать использовать заграничные счета для своей предпринимательской деятельности уже с 18 июня 2004 года.

Кроме того, в настоящее время даже в тех случаях, когда открытие счетов за границей допускается, строго ограничен перечень операций, которые можно проводить с использованием этих счетов.

Закон № 173-ФЗ принципиально меняет эту ситуацию. По новым правилам единственным ограничением при переводе денег из России на заграничные счета будет резервирование, то есть сумма перевода может быть заморожена на срок до 60 дней. На счета, открытые в заграничном банке, можно будет в свободном порядке зачислять валютную выручку, на которую не распространяются требования о репатриации (об обязательном ее перечислении на счета в уполномоченных банках).

А самым важным для резидентов является то, что средства, находящиеся на таких счетах, можно будет использовать при любых операциях с нерезидентами без каких-либо ограничений.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОДАЖА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Закон № 173-ФЗ, так же как и действующий закон, содержит нормы о репатриации и об обязательной продаже резидентами экспортной валютной выручки. Обязательной продаже подлежит 30 процентов суммы валютной выручки. При этом установлено, что Центральный банк РФ может снизить размер обязательной продажи части валютной выручки. Напомним, что в настоящее время такой размер составляет 25 процентов (указание Центрального банка РФ от 9 июля 2003 г. № 1304-У; опубликовано в «ДК» № 14, 2003).

Закон № 173-ФЗ возлагает на Центральный банк РФ полномочия установить порядок обязательной продажи части валютной выручки через уполномоченные банки. При этом Центральный банк РФ может установить, что валютную выручку можно будет продавать непосредственно уполномоченным банкам либо на валютных биржах через уполномоченные банки. Напомним, что в настоящее время резиденты имеют такие же возможности в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 5 сентября 2002 г. № 1192-У.

Еще раз отметим, что наряду с иными валютными ограничениями требование обязательной продажи резидентами части валютной выручки будет действовать только до 1 января 2007 года. Однако обязанность резидента зачислить на свой счет в уполномоченном банке 100 процентов валютной выручки (за исключением четко установленных случаев) останется и после этой даты.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важное значение для резидентов имеют переходные положения, установленные в статье 28 Закона № 173-ФЗ. Они связаны с описанным выше принципиальным изменением порядка совершения многих валютных операций и заключаются в следующем. Если до вступления в силу Закона № 173-ФЗ резидент в соответствии с действующим законодательством получил разрешение на совершение какой-либо валютной операции, то при совершении этой операции не будут применяться новые валютные ограничения, установленные в соответствии с Законом № 173-ФЗ (специальный счет и резервирование). До истечения срока, на который было выдано разрешение, резидент должен будет соблюдать все предусмотренные этим разрешением условия даже в том случае, если Закон № 173-ФЗ установил более благоприятные условия для данной операции.

Приведем пример. Как было сказано, Закон № 173-ФЗ вступает в силу 18 июня 2004 года. Допустим, 10 июня 2004 года резидент получил разрешение на предоставление отсрочки платежа по экспортному контракту на срок 120 дней. Несмотря на то что согласно Закону № 173-ФЗ такие операции могут совершаться без ограничений, резидент должен будет в соответствии с действовавшим на момент получения разрешения порядком подтверждать соблюдение условий выданного разрешения. В частности, по мере поступления платежей на свой счет резидент должен будет направлять в соответствующий территориальный орган Минфина России копии согласованных с уполномоченным банком учетных карточек таможенно-банковского контроля.

Эксперт «ДК» Н.М. Чудаков
Помощник депутата Государственной думы РФ А.В. Малёв

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 8 декабря 2016 18:00 Форма трудового договора – 2017
Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка