Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как быстро увеличить чистые активы и спасти компанию от ликвидации

18 октября 2011 27256 просмотров

, руководитель отдела специальных проектов журнал «Главбух»

Чистые активы компании — величина, на первый взгляд никак не связанная с работой бухгалтера. Тем не менее бывают ситуации, когда именно бухгалтеру приходится не только ее рассчитать, но и быстро принять управленческое решение на основе полученных данных. В противном случае компании грозят серьезные неприятности.

«Размер чистых активов за 2010 год составил 8000 руб., что ниже минимального уровня уставного капитала. В связи с чем общество, согласно пункту 4 статьи 90 Гражданского кодекса РФ и пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об ООО», подлежит ликвидации. Уведомляем вас, что в случае отказа от добровольной ликвидации ИФНС будет вынуждена принять меры по ликвидации общества в судебном порядке».

Даже если вы сами не получали таких писем от столичных или областных налоговиков, то наверняка слышали от своих коллег о подобных угрозах со стороны инспекторов. Как быть в такой ситуации? Насколько реальна возможность принудительной ликвидации и что нужно сделать, чтобы этого избежать? Разберемся со всеми вопросами по порядку.

Что такое «чистые активы» и зачем за ними следить

Чистые активы — это разница между активами баланса и обязательствами. Данный показатель всегда должен превышать сумму уставного капитала компании. Отрицательные чистые активы (меньше уставного капитала) говорят о финансовой нестабильности компании.

Если по результатам отчетного года компания получила отрицательный показатель, то она должна принять решение о снижении уставного капитала до соответствующей величины.

Более сложная ситуация, когда чистые активы упали ниже критического предела — минимального размера уставного капитала (10 тыс. руб. для ООО и ЗАО, 100 тыс. руб. для ОАО). Тут уже организация должна принять решение о добровольной ликвидации. В противном случае это сделает налоговая инспекция через суд.

Сразу скажем, вероятность «насильственной» ликвидации через суд по такому основанию невелика. Арбитры, как правило, не считают это нарушение достаточным поводом для закрытия компании, а потому дают шанс «провинившимся» налогоплательщикам исправить свое финансовое положение (см., например, постановление ФАС Московского округа от 14 октября 2009 г. № КГ-А41/9754-09 по делу № А41-11158/09). Но, как известно, успех в судебных баталиях не гарантирован. Поэтому лучше не испытывать судьбу и постоянно следить за состоянием чистых активов.

Определяются они по следующей формуле: сумма всех активов (внеоборотных и оборотных) минус долгосрочные и краткосрочные обязательства (исключая доходы будущих периодов). Этот алгоритм расчета прописан в Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденном совместным приказом Минфина России № 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29 января 2003 г. Документ написан для акционерных обществ, применять его могут и ООО. Об этом говорится в письме Минфина России от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737.

Обратите внимание еще на одну деталь! Если у компании на балансе числится задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, ее нужно исключить из активов. Сравнивать показатель чистых активов с величиной уставного капитала нужно ежегодно начиная со второго отчетного года.

Пять популярных способов увеличить чистые активы

Итак, по итогам года вы рассчитали сумму чистых активов. И результат получился не впечатляющий. К примеру, при 120 тыс. руб. уставного капитала организации чистые активы равны 100 000 руб. Если ваша компания зарегистрирована в форме общества с ограниченной ответственностью, то учредители обязаны объявить об уменьшении уставного капитала организации до 100 тыс. руб.

Для акционерных обществ правила немного иные: следующий год они должны потратить на улучшение своего финансового состояния. Если же все меры окажутся бесполезными и чистые активы будут по-прежнему меньше уставного капитала, то общество должно принять одно из двух решений: либо о ликвидации компании, либо о снижении уставного капитала.

Рассмотрим другую ситуацию. Чистые активы упали до 8 тыс. руб. При этом уставный капитал общества с ограниченной ответственностью равен 10 тыс. руб., то есть снижать его уже некуда. Как поступить в такой ситуации? Есть несколько способов избежать ликвидации.

Способ 1. Переоценка основных средств

Один из распространенных методов увеличить чистые активы — переоценка основных средств. Результаты переоценки отражаются в I и III разделах баланса, то есть непосредственно влияют на размер чистых активов. Очевидно, что по причине постоянной инфляции стоимость имущества с каждым годом возрастает.

Преимущества. Законодательство позволяет проводить переоценку по группе однородных объектов. То есть оценивать стоимость всех основных средств не обязательно, можно выбрать, к примеру, самое дорогостоящее имущество.

Недостатки. В дальнейшем оценивать имущество придется ежегодно. То есть помимо затрат на оценщиков у компании появится еще и дополнительная учетная работа. Другой минус — вместе со стоимостью основных средств возрастет налог на имущество. Ведь он считается на основании данных бухгалтерского учета.

Способ 2. Безвозмездная помощь от учредителей

Другой известный способ спасти ситуацию с чистыми активами — оформить безвозмездную помощь от учредителей. Причем не важно, какого рода имущество подарит собственник своей компании: основные средства, материалы или деньги. Любые ценности попадут в актив баланса, следовательно, увеличат размер чистых активов. Правда, выгоден этот способ не для всех — если среди собственников компании нет такого, чья доля превышает 50 процентов, то компания «попадает» на налог на прибыль.

Преимущества. Этот способ в отличие от первого не несет в себе дополнительных затрат: не нужно оплачивать работу сторонних специалистов да и налоговая нагрузка не возрастает. Использовать его можно в любое время года: финансовый результат от безвозмездного поступления имущества будет отражен в первом же промежуточном балансе.

Недостатки. Минус у этого способа только один — его нельзя считать универсальным средством для всех организаций. Чтобы им воспользоваться, у компании должен быть учредитель с долей собственности более половины. К тому же у него в наличии должны быть свободные средства.

Способ 3. Вклады в имущество общества

Учредители могут сделать вклад в имущество компании, не увеличивая своих долей. Правда, такая возможность есть только у участников ООО (ст. 27 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В качестве вклада можно передать деньги, ценные бумаги, любые другие вещи или права, имеющие денежную оценку.

В бухгалтерском учете поступившее имущество отражается по счету 83 «Добавочный капитал». В пассиве баланса сведения о добавочном капитале указываются в разделе III, то есть в расчете чистых активов не участвуют. При этом актив баланса увеличивается на стоимость полученного вклада, что в итоге положительно влияет на размер чистых активов.

Преимущества. У этого способа есть два положительных момента. Первый — вклады учредителей в имущество не меняют размеры их долей в уставном капитале. Соответственно, регистрировать эту операцию в ЕГРЮЛ не нужно, достаточно учредителям принять решение.

Второе достоинство — независимо от распределения долей между учредителями безвозмездно полученное имущество не облагается налогом на прибыль (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). При условии, что цель дополнительных вкладов — увеличение чистых активов. Такая льгота появилась в Налоговом кодексе РФ совсем недавно — с 1 января 2011 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Недостатки. Если собственники компании сделают вклады основными средствами, то у компании увеличится база по налогу на имущество.

Способ 4. Провести инвентаризацию

Наконец, можно провести ревизию ТМЦ и оприходовать излишки. Любые материальные ценности, обнаруженные в ходе инвентаризации, должны быть отражены в активе баланса.

Преимущества. Способ не требует дополнительных затрат.

Недостатки. С суммы оприходованных ценностей нужно заплатить налог на прибыль. Кроме того, способ подходит не всем. Если компания, к примеру, работает в сфере консалтинговых услуг, то вряд ли у нее на складе можно обнаружить излишки готовой продукции. Да и вообще, результат ревизии непредсказуем: в итоге может обнаружиться недостача.

Способ 5. Списание безнадежной кредиторской задолженности

Еще один вариант спасти компанию от принудительной ликвидации — включить в доходы безнадежную «кредиторку». Если контрагент не истребовал у компании долг в течение срока исковой давности, то сумму задолженности нужно включить во внереализационные доходы (п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Преимущества. Данный способ не требует никаких дополнительных инвестиций со стороны. Все, что нужно сделать, это провести инвентаризацию «кредиторки» и издать приказ руководителя.

Недостатки. Компании придется заплатить налог на прибыль с полученной суммы внереализационных доходов. Соответственно, результат от проведенной оптимизации баланса уменьшится на 20 процентов, ведь задолженность по налогу на прибыль будет отражена в разделе V баланса «Краткосрочные обязательства».

Есть еще одна возможность увеличить размер чистых активов с помощью просроченных долгов — не списывать дебиторку с истекшим сроком давности. Но поступать так довольно опасно.

Ирина Сидорова, финансовый консультант юридической компании «Налоговик»:

 — Если компания по истечении срока давности не отнесет на финансовые результаты просроченную «дебиторку», то бухотчетность перестанет быть достоверной. И со стороны налоговиков могут быть претензии. В письме от 13 апреля 2011 г. № 16-15/035618.1@ УФНС по г. Москве напомнило: компания не может произвольно выбирать период для списания «просроченной» задолженности.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка