Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Когда вы можете беспрепятственно вернуть или обменять товар в магазине

31 января 2012 74234 просмотра

Ольга Куликова

10 ноября прошлого года Правительство РФ утвердило новый расширенный перечень технически сложных товаров. Что это значит для любого из нас? То, что теперь многие непродовольственные товары менять или сдавать обратно в магазин будет труднее. Однако все зависит от конкретных условий покупки. Этот материал поможет вам разобраться, как отстоять свои права в различных ситуациях.

Предположим, вы купили подарок ко дню рождения близкого человека. Это может быть какой-то предмет одежды или интерьера, сложная техника или просто вещь, необходимая в быту. Да все что угодно, о чем так давно мечтал ваш друг или родственник.

Но вот беда: презент оказался с дефектом. Или просто не подошел имениннику. Что делать? Наверняка вы захотите обменять товар или вернуть деньги — чтобы купить уже другой подарок. Возможность возврата или обмена товара в этой ситуации зависит в первую очередь от того, почему товар не подошел: из-за низкого качества или по другой причине. Порядок действий для разных ситуаций представлен схематично ниже.

Когда закон позволяет потребителям менять непродовольственные товары или возвращать их обратно в магазин

Если качество товара устраивает, но он просто не подошел

Итак, подарок куплен, и вы уже готовы торжественно вручить его имениннику. Но тут до вас доходят слухи, что виновник торжества уже получил точно такой же презент: вас кто-то опередил. Или именинник вдруг попросил что-то другое. Или подарок не подошел вашему другу по размеру. Ситуаций может быть множество, но объединяет их одно: претензий к качеству ни у кого нет, вещь просто не подходит. В этом случае общее правило такое: обменять товар или вернуть деньги вы можете в течение 14 календарных дней, не считая даты покупки.

При этом магазин может отказать вам, если вещь потеряла товарный вид и свои потребительские свойства. Именно поэтому продавец не примет поношенную обувь, которая жмет. Или пылесос, которым уже пользовались и после этого не почистили.

Но допустим, покупка не потеряла товарного вида. Тогда проверьте, остались ли документы, которые ранее вы получили от продавца (кассовый чек, гарантийный талон и пр.). Хотя закон и позволяет обменять вещь, если чека нет, но доказывать факт покупки придется именно вам. А это почти всегда непросто: надо искать свидетелей, видеозаписи и т. д. Без документов сотрудники магазина будут отказываться менять вещь (возвращать деньги). Конечно, можно обратиться в суд (если цена вопроса для вас велика). Но предугадать, как повернется дело, практически невозможно.

И еще два очень важных момента. Во-первых, есть отдельное правило для возврата и обмена вещей, купленных дистанционно — через Интернет или по почте. Если такой товар не подошел, вернуть или обменять его можно в течение семи календарных дней с даты покупки.

А во-вторых, есть перечень вещей, которые магазины в принципе не обязаны принимать обратно. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее — перечень № 55). Классический пример «невозвратного» товара — медицинские изделия и предметы личной гигиены. Скажем, термометры и зубные щетки.

Кстати, в перечне № 55 упомянуты также «технически сложные товары». К ним относятся, например, электробытовые приборы, фотоаппараты, телефоны и т. п. Так вот, как мы выяснили, обзвонив несколько магазинов, довольно часто продавцы готовы принять обратно такие вещи. Поэтому, даже если вы нашли свой товар в перечне № 55, на всякий случай поинтересуйтесь у продавца насчет возврата (обмена). Возможно, вам пойдут навстречу. Или согласятся вернуть деньги, удержав небольшую сумму. Что все же лучше, чем не получить вообще ничего.

Если есть претензии к качеству товара

А теперь другая ситуация: подарок куплен и это именно то, о чем мечтал именинник. Но, к сожалению, вещь имеет явный дефект. И очевидно, что возник он не по вашей вине. Например, в фотоаппарате не работает вспышка, у чайника есть трещина, карман пиджака — дырявый. Скажем сразу: если дефект обнаружен спустя несколько дней после покупки, то обменять (вернуть) товар можно. Но срок для этого ограничен. И зависит он от того, что именно вы купили.

Товар относится к технически сложным

Предположим, покупка относится к технически сложным товарам. То есть она упомянута в том самом перечне, который чиновники утвердили 10 ноября 2011 года (постановление Правительства РФ № 924). Так вот, если вы обнаружили недостаток в технически сложном товаре, у вас есть 15 календарных дней, чтобы вернуть деньги либо поменять его (в том числе с доплатой на другую модель).

Заметьте, что новый перечень применяется с 24 ноября прошлого года. До этого действовал другой список технически сложных товаров. И он был гораздо уже.

24 ноября в перечень добавились цифровые фото- и видеокамеры, ноутбуки, спутниковые тарелки и другая техника, которая вошла в наш обиход в последнее десятилетие.

Итак, на возврат сложных товаров у вас есть 15 дней. Но что если брак обнаружен позже? Тогда поменять вещь или вернуть деньги намного сложнее — придется отдать товар в ремонт.

И дальше все зависит от результатов проведенной работы. Перечислим три ситуации, когда после экспертизы и ремонта вы имеете право на возврат или обмен товара.

Ситуация первая. У товара существенный недостаток. То есть дефект, который очень сложно и дорого устранить. Возможно, что одни и те же неполадки вновь появляются после ремонта. Тогда чинить вещь дальше просто нет смысла.

Ситуация вторая. За 45 календарных дней продавец так и не смог починить вещь. Очень часто в магазинах твердят: «У нас по закону есть 45 дней на ремонт, раньше ничего готово не будет». В такой ситуации ничего не остается, кроме как дождаться истечения этого срока. И потом, если товар так и не починят, потребовать возврата или обмена.

Ситуация третья. Вещь постоянно приходится ремонтировать в течение гарантийного срока. Тут важно, чтобы за календарный год общее время всех ремонтов оказалось больше 30 дней. Только тогда вам должны вернуть деньги или поменять бракованный товар.

Товар не относится к технически сложным

А что если вещь не указана в перечне технически сложных товаров? Тогда все намного проще. Требовать замены (возврата денег) можно в течение двух лет либо срока гарантии, если он превышает два года.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка