Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как вам подтвердить основной вид бизнеса и получить скидку к тарифу на травматизм

21 февраля 2012 5668 просмотров
Самое сложное: Разобраться, как платить взносы, пока основной вид деятельности не подтвержден. Рассчитать, отличаются ли показатели деятельности компании от среднеотраслевых.
Будет проще, если: Представить все документы пораньше: бумаги для подтверждения основного вида деятельности 11—12 апреля, а для скидки — хотя бы 10—11 мая.

Не позднее 15 апреля нужно подать в отделение ФСС РФ документы для того, чтобы подтвердить основной вид деятельности. А зачем это делать? Объяснение тут просто. Если компания проигнорирует данное требование, сотрудники фонда сами рассчитают тариф взносов на травматизм для текущего года. Так им позволяет делать пункт 5 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55 (далее — Порядок).

Причем обычно сотрудники соцстраха берут данные из ЕГРЮЛ и смотрят, какому из заявленных организацией видов деятельности соответствует самый высокий класс профессионального риска. А с учетом того, что тарифы взносов на травматизм составляют от 0,2 до 8,5 процента, разница может оказаться весьма существенной.

Оспорить такой расчет взносов можно только в суде. К счастью, по версии судей, тариф надо устанавливать исходя из того, какими видами деятельности компания фактически занималась в истекшем году.

Ориентироваться на все заявленные виды бизнеса нельзя. Данный вывод есть в постановлении Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 14943/10. Однако если вы не хотите тратить время на судебные тяжбы, лучше основной вид деятельности все же подтвердить.

Но и это еще не все. При определенных условиях организация может получить скидку к страховому тарифу на травматизм (максимум 40%). Срок для подачи документов для скидки в ФСС РФ истекает 14 мая.

Однако обо всем по порядку.

Шаг №1. Определите основной вид деятельности компании

Все просто, если компания занимается одним видом деятельности. Но, как правило, это не так. Скажем, торговая компания может заодно сдавать в аренду помещения. Чтобы определиться с тем, какой бизнес можно назвать основным, рассчитайте доходы, полученные по каждому из видов деятельности в прошлом году.

Затем посчитайте удельный вес каждого направления бизнеса вашей компании в общем объеме доходов от реализации. Используйте такую формулу:

Деятельность, которой соответствует наибольший удельный вес, и будет основной (п. 2 Порядка). А если окажется, что равный удельный вес имеют несколько видов бизнеса? Тогда основным станет то направление, которому соответствует более высокий класс профессионального риска. Такие классы (всего их 32) приведены в Классификации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 18 декабря 2006 г. № 857.

Шаг №2. Подготовьте и подайте в соцстрах документы для подтверждения основного вида деятельности

Теперь перейдем к бумагам, которые необходимо оформить. Потребуется максимум четыре документа.

Сначала заполните заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности. Формы этих документов приведены соответственно в приложениях № 1 и № 2 к Порядку.

Кроме того, понадобится копия пояснительной записки к балансу за 2011 год (ее не должны представлять только малые предприятия). И еще копия лицензии, если основной вид деятельности компании подлежит обязательному лицензированию.

Крайний срок для того, чтобы представить в подразделение ФСС РФ все эти бумаги, как мы уже сказали, истекает 15 апреля. Но в 2012 году 15 апреля выпадает на воскресенье. Означает ли это, что действует общее правило и срок можно перенести на ближайший рабочий день? Нет, в законодательстве о социальном страховании такая возможность не предусмотрена. Так что лучше подать документы в фонд заранее, например 11 или 12 апреля.

Шаг №3. Дождитесь уведомления из соцстраха о том, какой вид деятельности является основным

Естественно, в фонде сразу же ответ не дадут. На то, чтобы рассмотреть все документы, у чиновников есть две недели (п. 4 Порядка). Соответственно, в конце апреля вам должны выдать на руки или выслать по почте письменное уведомление о тарифе взносов на травматизм на текущий год.

Но как платить взносы, пока уведомление не получено?

Пока у вас нет на руках такого документа, рассчитывайте взносы по ставке, которую вы применяли в 2011 году. Данный вывод следует из пункта 11 Порядка. При этом брать за основу надо класс профессионального риска основного вида деятельности, подтвержденного в прошлом году.

Возможна ситуация, что в уведомлении из ФСС РФ будет указан другой класс профессионального риска. Если тариф окажется выше того, по которому вы рассчитывали вносы, то придется их доплатить. Но, к счастью, штрафы и пени компании не грозят, поскольку она действовала в соответствии с Порядком. А вот когда образуется переплата, то ее можно будет вернуть или зачесть в счет будущих платежей в соцстрах.

Шаг №4. Определите, имеет ли компания право на скидку к страховому тарифу

Сразу оговоримся — получить скидку на 2012 год сможет далеко не каждая компания. Должно выполняться несколько важных условий. Во-первых, организация действует три года или более длительный срок с момента государственной регистрации. Во-вторых, предприятие своевременно уплачивает взносы на травматизм, в настоящее время задолженности по взносам нет. Таковы требования пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 652.

Кроме того, о скидке можно забыть, если за последние три года (2009—2011) у компании был хоть один страховой случай со смертельным исходом. Данное ужесточение появилось недавно. Прописано оно в части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Но даже если все эти условия выполняются, не факт, что компания сможет получить скидку. Ведь есть еще три требования, предусмотренные Методикой, утвержденной постановлением ФСС РФ от 5 февраля 2002 г. № 11 (далее — Методика). Вот они:
— на конец предшествующего года аттестовано не менее 30 процентов рабочих мест организации;
— на конец предшествующего года не менее 90 процентов сотрудников, подлежащих обязательным медосмотрам, прошли их;
— уровень травматизма и профзаболеваний в компании за 2011 год был ниже среднего уровня по отрасли.

Чтобы определить, выполняется ли последнее условие, нужно рассчитать несколько показателей. Для этого возьмите данные вашей компании по страхованию на случай травматизма и профзаболеваний. Первый показатель такой:

В страховое обеспечение включают все суммы, которые были выплачены в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями. То есть пособия по временной нетрудоспособности, страховые выплаты, а также оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Далее рассчитайте еще два показателя.

Такой порядок предусмотрен в пункте 2 Методики. Три рассчитанных показателя должны быть меньше средних значений, установленных в отношении основного вида деятельности компании. В противном случае получить скидку не удастся (п. 4 Методики).

Однако и тут есть подвох. Средние показатели на текущий год утверждает соцстрах. Делают это в фонде в конце марта. Соответственно, раньше начала или даже середины апреля убедиться, что у компании есть возможность получить скидку, просто невозможно.

Если все из приведенных условий выполняются, то переходите к шагу № 5.

Шаг №5. Подайте в ФСС РФ документы для расчета скидки

До 15 мая 2012 года надо представить в отделение соцстраха документы для скидки. Обратите внимание: именно «до», то есть крайний срок — 14 мая. Что это за документы? Как обычно, нужно заявление. Его форма есть в постановлении ФСС РФ от 22 марта 2002 г. № 32. Образец заполненного бланка мы привели ниже.

К заявлению приложите сведения о прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Также не забудьте про сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. И еще понадобится итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Эти два бланка есть в приказе Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

Кстати, все документы для скидки можно подать как в бумажном, так и в электронном виде.

Устанавливать скидку или нет, в соцстрахе решают в течение месяца с даты регистрации заявления. Плюс у сотрудников фонда есть еще 10 дней для того, чтобы направить вашей компании уведомление. Причем сообщить вам должны как о том, что скидка установлена (и ее размере), так и об отказе. Таковы требования пункта 14 Методики.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка