Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Реорганизация, переименование и смена адреса. Как не запутаться с кадровыми документами

10 мая 2012 32182 просмотра
Когда нужно предупреждать работников о смене адреса? Как оформить декретниц при реорганизации? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в материале из журнала «Кадровое дело».

Во всех ли случаях предупреждать работников об изменении адреса?

В трудовых договорах указан адрес офиса, находящегося в Москве. Компания планирует сменить офис и переехать в другой район города. Какова процедура уведомления сотрудников? Какие документы необходимо оформить?

По общему правилу, вы не обязаны предупреждать сотрудников о предстоящем переезде, поскольку работодатель остается в том же населенном пункте (ч. третья ст. 72.1 ТК РФ). Порядок действий будет зависеть от того, в каком разделе трудового договора указан адрес организации. Дело в том, что место работы с указанием местонахождения организации является обязательным условием трудового договора только в том случае, если работника принимают на работу в филиал или структурное подразделение, которое находится в другой местности (ч. вторая ст. 57 ТК РФ).

Если адрес указан в реквизитах трудового договора, то он не относится к его условиям и согласие работника на изменение места расположения работодателя не требуется. Нужно лишь исправить в трудовом договоре изменившиеся сведения (ч. третья ст. 57 ТК РФ). Например, зачеркнуть старый адрес и вписать новый. Основанием для этого будет приказ о внесении изменений в учетные документы.

Совет
Указывая место работы в трудовом договоре, ограничьтесь названием организации и города, в котором она находится, тогда при изменении адреса в пределах населенного пункта вам не придется вносить изменения в трудовой договор с работниками.

Если адрес указан в договоре в качестве места работы, то он становится обязательным условием трудового договора, и тогда необходимо уведомить работников и внести изменения в трудовой договор (ст. 72 ТК РФ). В таком случае вам нужно не позднее чем за два месяца до введения изменений предупредить сотрудника под роспись (ч. вторая ст. 74 ТК РФ). При согласии работника оформите дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ). При отказе от работы в новых условиях трудовой договор можно прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Как поступить, если по фактическому адресу организации работодатель зарегистрировал обособленное подразделение?

Наша организация зарегистрирована в Москве. В трудовых договорах с работниками в разделе «Реквизиты сторон» указан юридический адрес организации. Фактический адрес (где трудятся все работники) не совпадает с юридическим. В январе 2011 года по фактическому адресу было зарегистрировано обособленное подразделение. Нужно ли нам заключать с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам с указанием адреса обособленного подразделения (фактического места работы)? Как это оформить документально?

Работодатель обязан включить в трудовой договор с работником, принимаемым на работу в филиал или иное обособленное структурное подразделение, условие о месте его нахождения (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Изменение структурного подразделения является переводом, поэтому возможно только по соглашению сторон (ч. первая ст. 72.1 ТК РФ). Вам необходимо получить согласие сотрудников на работу в обособленном подразделении и оформить перевод дополнительным соглашением к трудовому договору. Затем издать приказ о переводе работников на другую работу по форме № Т-5 или № Т-5а. Сведения о переводе внесите в трудовую книжку. При этом в самой записи необходимо указать, что работник переведен в обособленное подразделение, и указать его наименование и местонахождение (образец ниже).

Повторите запись о переводе в личной карточке (форма № Т-2) и ознакомьте работника с ней под роспись. 

Присоединение – вид реорганизации, при котором все права и обязанности реорганизуемой компании переходят к организации, к которой она присоединяется (п. 2 ст. 58 ГК РФ). После того как завершится присоединение, реорганизованная компания ликвидируется.

Что делать с декретницами при реорганизации?

Наше предприятие – муниципальное (сфера ЖКХ). Планируется реорганизация в форме выделения: одно из структурных подразделений передается другому предприятию. Согласно статье 75 ТК РФ, работники продолжают (при их желании) работать у нового работодателя. Но в этом подразделении есть сотрудница, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить с ней?

Вы должны сохранить место работы сотрудницы на период отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). При этом законодательство не запрещает получить согласие работницы. Главное, чтобы реорганизация не была основанием для расторжения трудовых отношений и действовали условия трудового договора, определенные сторонами. Чтобы оформить кадровые документы, издайте приказ в свободной форме, на основании которого составьте дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором укажите изменившиеся реквизиты работодателя (ч. первая ст. 57 ТК РФ). О том, что предприятие реорганизовано в форме выделения, укажите в трудовой книжке, для этого внесите соответствующую запись в раздел «Сведения о работе».

Если сотруднице выплачивается пособие по уходу за ребенком, то ваша организация выплачивает его до момента реорганизации подразделения, а новый работодатель будет его выплачивать в том же размере со дня перехода декретницы.

Как объединить условия трудовых договоров при реорганизации в форме присоединения?

Произошла реорганизация в форме присоединения ООО «Альфа» к ООО «Бета». Работники ООО «Альфа» переведены в ООО «Бета» с сохранением условий трудового договора. Работники присоединенного ООО «Альфа» до реорганизации также работали в ООО «Бета»: кто-то по основному месту работы, кто-то по совместительству. Как теперь «объединить» трудовые договоры, заключенные с ними от имени ООО «Альфа» и ООО «Бета» в разное время, чтобы работники не потеряли в сумме зарплату и отпуска. Какие приказы нужно издать? Как внести изменения в трудовой договор, карточки формы № Т-2?

Давайте разберемся, работников какой компании затронет реорганизация в первую очередь. Как правило, изменения касаются только присоединяемого юридического лица (в вашем случае ООО «Альфа»). У организации, к которой оно присоединяется (ООО «Бета»), условия трудовых договоров с работниками и реквизиты должны остаться прежними. После завершения присоединения реорганизованная компания ликвидируется (ООО «Альфа»). При этом вы не увольняете работников присоединенного ООО «Альфа» и не оформляете перевод. Фактически вы передаете работников (в том числе и совместителей) и всю информацию о них организации-правоприемнику, к которой переходят права и обязанности реорганизованной компании. Поэтому выплачивать им компенсации за неиспользованные дни отпуска не нужно (ст. 127 ТК РФ). Стаж работы, дающий право на очередной оплачиваемый отпуск в новой компании включает работу в прежней организации (ст. 121 ТК РФ). Также продолжает свое действие и график отпусков.

Так как все документы реорганизованной компании продолжают действовать для ее бывших работников, вам нужно лишь внести изменения в реквизиты. Для этого издайте приказ о внесении изменений в учетные документы, указав, что «ООО “Альфа”» с 11 мая 2012 года реорганизовано путем присоединения к ООО “Бета”». На основании этого приказа нужно внести изменения в трудовые договоры, трудовые книжки и иные учетные документы. Например, в личных карточках формы № Т-2 можно зачеркнуть старое название (ООО «Альфа») и внести новое (ООО «Бета»).

Чтобы сохранить условия трудовых договоров, после реорганизации вы можете разработать договоры в новой редакции, которая будет объединять условия работы обоих организаций. С согласия работников заключите дополнительные соглашения, заново изложив все содержание трудовых договоров (образец ниже). 

 Как указать в трудовой книжке новое название организации, если оно слишком длинное?

Можно ли при переименовании организации, например Института при академии наук, сократить его название, написать просто: «Институт с 10.05.2012 переименован в такой-то?»

Совет
Если вы внесли запись в трудовую книжку, используя сокращение, то признайте ее недействительной и внесите правильную.

Нет, нельзя. Наименование организации должно быть указано в трудовой книжке без каких-либо сокращений, за исключением случая, когда в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка после полного наименования организации указывается ее сокращенное наименование. Если наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставляется основание переименования – приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Чтобы облегчить работу кадровика, можно в трудовую книжку вместо внесения записи от руки поставить штамп об изменении наименования организации, который будет содержать старое и новое наименование организации (образец ниже). 

Как вести регистрацию приказов после реорганизации?

29 февраля 2012 года наше предприятие ФГУП преобразовано в ОАО. Получено свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 29.02.2012. С целью корректной сдачи кадровых документов в архив мы открыли с этой даты новые журналы регистрации приказов и нумерацию приказов начали с 1-го номера. Правильно ли это?

Трудовое законодательство не обязывает работодателя вести журналы регистрации приказов. Вы вправе самостоятельно определить, продолжать вести журналы учета приказов, завести новые журналы по каждому виду приказов или не вести регистрацию вовсе. Поэтому вы поступили правильно, когда после сдачи кадровых документов в архив начали вносить записи во вновь заведенный журнал с первого порядкового номера. Вы можете создать журнал самостоятельно или воспользоваться готовым.

Статья подготовлена по материалам
наших коллег из журнала «Кадровое дело»

Печатная версия: www.kdelo.ru/

Электронный журнал: e.kdelo.ru/
Получить демодоступ на 3 дня

 

 

 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка