напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль

Бумажный и электронный журнал, сообщество, справочная система и онлайн-сервисы

Читать свежий номер 15
Подписаться
Вернем 500 рублей за подписку до 31 июля!

Как заполнять книгу доходов и расходов для УСН. Инструкция для всех

29 декабря 2012 345120 просмотров

, эксперт журнала «Главбух»

Из этой статьи вы узнаете, как заполнять книгу доходов и расходов в 2014 году. Вы не запутаетесь в том, какие разделы книги учета заполнять, а какие можно оставлять пустыми.

Все без исключения упрощенщики обязаны вести регистр доходов и расходов. Так вот,  в 2013 году чиновники подготовили новые формы этой книги. Одна из них предназначена для всех, кто платит упрощенный налог. А вторую разработали специально для предпринимателей на патенте — ведь с нового года это отдельная система налогообложения.

Оба бланка вы найдете в приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н (зарегистрирован в Минюсте 21 декабря 2012 года). Новую форму книги учета надо применять уже с 1 января 2013 года.

В статье мы подробно расскажем о том, как заполнять новую книгу для упрощенщиков. Конечно, привычные для вас правила оформления документа мы затрагивать не будем. Детально рассмотрим лишь изменения, которые появились с этого года. А разобраться в том, какие разделы вам заполнять, а какие нет, поможет схема ниже.

Оцените электронную версию журнала «Главбух», оформив бесплатный пробный доступ на три дня

Получить демодоступ

или сразу подписаться

О других переменах в работе бухгалтера в 2013 году, читайте в обзоре налоговых и бухгалтерских изменений, вступающих в силу с 2014 года.

Посмотрите, какие разделы нужно заполнить, чтобы ваша книга учета была идеальной

Изменение № 1. Заверять книгу в налоговой инспекции больше не надо

Первое, что вас порадует, — новые правила в отличие от старых не требуют заверять книгу учета доходов и расходов у контролеров. Вот и на титульном листе новой формы вы не найдете место для подписи налогового инспектора. Вы можете убедиться в этом, заглянув сюда >>

Кстати, книгу учета доходов и расходов не придется заверять у налоговиков даже в том случае, если вы ведете ее в бумажном варианте вручную.

Как вы помните, прежде в начале года книгу надо было нести налоговому инспектору. Он ставил на ней специальный штамп. В конце года требовалось сделать то же самое. Итоговую отметку сотрудник ИФНС ставил уже на последнем листе регистра, рядом с подписью руководителя. Правда, распечатку книги, которую вели в электронном виде, достаточно было заверить по итогам года. Все это следовало из положений пунктов 1.4 и 1.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.

Но эти правила нередко многие бухгалтеры игнорировали. Ведь штрафов за незаверенную книгу не было и нет. Потому-то теперь новый порядок ведения книги умалчивает про подпись налоговика и печать ИФНС. 

В новых правилах нет ни слова и о том, что данный регистр надо представить контролерам не позднее дня сдачи декларации по упрощенному налогу.

Однако не забывайте, что порядок, согласно которому вы вели книгу учета доходов и расходов в 2012 году, предусматривал ее заверение. А значит, отчитываясь в этом году за прошлый, безопаснее такой регистр все же представить инспектору. В последний раз.

Изменение № 2. Если ваша компания применяет объект «доходы», заполняйте новый раздел IV книги

С 2013 года для тех, кто применяет «доходную» упрощенку, чиновники предусмотрели новый раздел. В нем надо отражать все те суммы, которые уменьшают налог. А именно перечисленные в бюджет страховые взносы, выплаченные больничные и отчисления на добровольное личное страхование. Все вычитаемые выплаты названы в пункте 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

Частая ошибка

Сумму больничного пособия, оплаченную за счет ФСС, в разделе IV книги учета доходов и расходов отражать не надо.

Заметьте, уменьшить налог вы можете лишь на те взносы, которые вы уже уплатили во внебюджетный фонд (а не просто начислили). Это прямо предусмотрено в подпункте 1 пункта 3.1 статьи 346.21 кодекса.

А в подпункте 2 той же нормы теперь четко прописано, как уменьшать налог на сумму больничного пособия. В книгу должна попасть лишь та его часть, которую вы выдали работнику за счет компании. А сумму, оплаченную за счет ФСС, в разделе IV книги учета доходов и расходов отражать не надо. И соответственно, налог она не уменьшит.

Напомним, что ранее чиновники из ФНС России рассуждали по-другому. И разрешали вычитать из налога больничное пособие полностью. Об этом свидетельствует письмо от 15 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9475.

Успокоим: заполнять новый раздел совсем несложно. Давайте посмотрим на примере.

Пример. Заполнение раздела IV книги учета доходов и расходов для тех, кто платит упрощенный налог с доходов

ООО «Морозко» применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы». 11 февраля 2013 года (1) бухгалтер перечислил страховые взносы за январь 2013 года (2):

— на обязательное пенсионное страхование в размере 110 000 руб. Из них на страховую часть перечислено 86 000 руб. (3), а на накопительную — 24 000 руб. (4);

— на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 4500 руб. (5);

— на обязательное медицинское страхование — 25 500 руб. (6);

— на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — 1000 руб. (7).

Кроме того, сотрудник ООО «Морозко» принес больничный лист за период с 22 по 25 января 2013 года (2), который ему оплатили 5 февраля (1). Сумма пособия, выданная за счет средств компании, составила 2500 руб. (8).

Бухгалтер ООО «Морозко» сделал записи в разделе IV книги учета доходов и расходов так, как показано в образце здесь >>.

Изменение № 3. Курсовые разницы в книге не отражайте

Вот вам еще одна важная новинка. С 2013 года имущество и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, упрощенщикам больше не нужно переоценивать. Об этом прямо сказано в новом пункте 5 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. А это значит, что курсовые разницы по таким операциям отражать в книге учета доходов и расходов, как это было раньше, не придется.

Новое правило более чем справедливо. Ведь будучи на упрощенке, доходы и расходы вы учитываете по кассовому методу. А значит, цену сделки достаточно перевести в рубли всего один раз — по официальному курсу Банка России, действующему на дату платежа.

Изменение № 4. Субсидии, полученные из бюджета и потраченные, показывайте в расходах, даже если платите налог с доходов

По общим правилам упрощенщики, учитывающие только доходы, сведения о расходах в книгу не заносят. И это понятно. Но вот с 2013 года появилось исключение.

В расходах теперь надо показывать потраченные суммы субсидий. Тех, что были выделены вашей компании из бюджета на определенные цели. В новом порядке поименовано два вида такого финансирования (п. 2.5 Порядка заполнения раздела I «Доходы и расходы», утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н).

Во-первых, государство частично может возмещать расходы на создание дополнительных рабочих мест, например для инвалидов. И во-вторых, бюджет выделяет средства на развитие малого или среднего предпринимательства. Это предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Главное, о чем важно помнить

1. С января 2013 года вести книгу учета доходов и расходов надо уже по новой форме.

2. Компании и предприниматели на «доходной» упрощенке, которые уплачивают страховые взносы, должны заполнять новый раздел IV книги.

Документ: приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

О других переменах в работе бухгалтера в 2014 году, читайте в обзоре налоговых и бухгалтерских изменений.  



Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Результаты аттестации рабочих мест действительны в течение пяти лет. Спецоценку следует проводить только после того, как эти пять лет пройдут.


Когда вы обычно сдаете электронные налоговые декларации?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Как ваша зарплатная программа, только проще

Начать пользоваться

Семинар для бухгалтера

Журнал «Семинар для бухгалтера»

Читать свежий номер


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки




Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в бюджетных учреждениях
  • Учет в отраслях
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка
 

Дружите и общайтесь на профессиональные темы!

Главные бухгалтерские новости у вас на почте. Бесплатная рассылка!

Отчитайтесь за полугодие вовремя!
Бесплатный электронный сервис «Полугодовой отчет»

С нашим электронным помощником Вы без труда сделаете все необходимые расчеты и заполните декларации с первого раза.
Образцы и примеры прилагаются!

Сдать отчет