Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Все запутались, когда сдавать упрощенную декларацию вместо нулевой

Подписка
6 номеров в подарок!
№2

График работы водителей: время следования, отдых и медосмотры

3 сентября 2014 633 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Компаниям, в которых трудятся водители, необходимо пересмотреть график работы и отдыха водителей. Дело в том, что чиновники Минтранса России скорректировали ряд требований в отношении их труда, выпустив приказ от 24.12.2013 № 484 (далее — приказ № 484). Этот документ вступил в действие 5 июля 2014 года и внес изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).

Выполнять нормы данного Положения должны все работодатели независимо от формы собственности, если заключают с водителями трудовые договоры. Исключение — водители, осуществляющие международные перевозки или работающие в составе вахтовых бригад. Поэтому если в вашей компании есть обычные штатные водители, вы должны принять во внимание требования нового приказа Минтранса. И при необходимости скорректировать график работы водителей.

Время следования от работы до места проведения медосмотра и обратно включается в рабочее время

К рабочему времени водителей относят не только время, в течение которого он исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ст. 91 ТК РФ). Так, с 5 июля 2014 года в рабочее время водителей входит время следования водителя от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно. Соответственно за это время водителю надо выплачивать зарплату.

В пункте 15 Положения указаны все периоды, которые включаются в рабочее время. В частности, это:

— время управления автомобилем;

— время проведения медицинского осмотра (независимо от вида медицинского осмотра) водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем, и др.

Включать в рабочее время перечисленные периоды можно не в полном объеме. Например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%. А вот время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей), — в размере не менее 50% (п. 21 и 22 Положения).

Время управления автомобилем по-прежнему не может превышать 8 часов в день. Если же установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность смены не может быть больше 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 7, 9 и 17 Положения).

Водителям предоставляется отдых минимум 30 минут

Перерыв для отдыха и питания обязательно нужно предоставлять водителям в середине рабочей смены, при этом продолжительность такого перерыва не должна превышать двух часов. Это правило закреплено в пункте 24 Положения. Но в то же время данный перерыв не должен быть и короче 30 минут. Обратите внимание: ранее минимум для отдыха установлен не был, существовал лишь верхний предел. Теперь же в середине смены водитель должен отдохнуть не меньше 30 минут. То есть время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются работодателем с учетом указанных ограничений.

Изменились требования и к отдыху во время междугородных перевозок. Теперь после первых четырех (ранее — трех) часов непрерывного управления автомобилем в пути водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха. Продолжительность его должна составлять не менее 15 минут. В дальнейшем подобные перерывы предусматриваются через каждые два часа (п. 19 Положения).

Еще одно изменение. По новым правилам при междугородных перевозках, если рейс длится более 12 часов, в него можно направлять более двух водителей. Раньше позволялось отправлять только двух водителей. В этом случае по-прежнему время присутствия на рабочем месте водителя, не управляющего автомобилем, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50% и оплачивается.

В графике работы водителей учитываются нормы Трудового кодекса и Положение Минтранса

В График работы водителей включается рабочее время и время отдыха штатных водителей. График работы водителей оформляют как приложение к локальному нормативному акту (коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка) либо утверждают как отдельный документ приказом руководителя организации. График работы водителей составляют ежемесячно на каждый день (смену) и доводят до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения его в действие (ст. 91 и ч. 4 ст. 103 ТК РФ). В нем указывают:

— время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены);

— время перерывов для отдыха и питания;

— время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

При оформлении графика работы водителей имейте в виду, что:

— рабочая неделя не может превышать 40 часов (ст. 91 ТК РФ и п. 7 Положения);

— ночная смена должна быть короче на один час (ст. 96 ТК РФ);

— все предпраздничные дни указывайте в графике короче на один час (ст. 95 ТК РФ).

При любом изменении графика работы водителей нужно учитывать указанные выше ограничения. График является обязательным документом для сторон трудового договора, поэтому вы не вправе привлекать сотрудника для работы вне графика, за исключением некоторых случаев привлечения к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться



Новости по теме

Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Будет ли ваша компания платить дивиденды за 2016 год?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка