Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Аудит эффективности использования бюджетных средств

13 октября 2014 646 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

Статьи по теме

Система государственного (муниципального) финансового контроля состоит из трех уровней.

Первый уровень включает контрольно-ревизионную деятельность Счетной палаты, проверки контрольно-счетными органами. Второй – это органы внутреннего правительственного контроля: Росфиннадзор, его территориальные органы, Федеральное казначейство. На региональном и муниципальном уровнях – аналогичные структуры контрольно-ревизионного управления. Третий уровень соответствует ведомственному финансовому контролю.

Как определить эффективность?

Эффективность использования бюджетных средств определяется как соотношение между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение. В это понятие включаются определения экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств. Рассмотрим их.

Экономичность характеризуется соотношением между объемом бюджетных средств на ведение своей деятельности и уровнем ее результатов. Использование бюджетных средств является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема бюджетных средств (относительная экономия).

Продуктивность отражает рациональность использования ресурсов и определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач. Она характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования бюджетных средств или деятельности объектов аудита.

Объекты и цели контроля

Аудит эффективности использования государственных средств – это форма государственного финансового контроля, которая обеспечивает оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов, а также разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.

Объекты аудита

Организации, в отношении которых проводится аудит, это:

  • органы государственной власти РФ, субъекты РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;
  • федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью;
  • бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;
  • государственные унитарные и казенные предприятия;
  • иные субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и/или имеющие предоставленные федеральным и региональным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
  • организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств.

Цели аудита

Аудит предполагает проведение проверки эффективности использования государственных средств, направленных на:

  • выполнение государственных функций;
  • реализацию целей социально-экономической политики государства или региона;
  • выполнение отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями возложенных на них функций и решение ими поставленных социально-экономических задач;
  • отдельные виды деятельности, осуществляемые несколькими министерствами, ведомствами и (или) бюджетными учреждениями.

Методика проведения аудита

В любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить три этапа: планирование, проведение и подготовку отчета о результатах. На этапе планирования происходит отбор наиболее важных тем и проблем, которые должны быть решены в рамках поставленных задач, предварительно изучаются объекты проверки. Ведется сбор необходимой информации в целях получения всестороннего представления о предмете и объекте проверки.

Итогом планирования является программа проверки. В ней должны быть сформулированы цель, перечень вопросов и объектов проверки, критерии оценки эффективности использования государственных средств, которые будут использоваться в ходе проверки, и их источники, описание методики проведения проверки, график и ее основные этапы, список группы проверяющих, срок представления отчета о результатах проверки.

В рамках аудита эффективности проверяющие собирают необходимую информацию и фактические данные для получения аудиторских доказательств в соответствии с установленными целями проверки, выбранными методами и нормативами эффективности.

В процессе проверки проводится сравнительный анализ фактических и нормативных показателей, на основании которого готовится заключение. В нем отражается степень соответствия результатов деятельности проверяемого объекта используемым нормативам эффективности и формулируются выводы по целям проверки.

По итогам аудита эффективности даются рекомендации. Они должны быть конкретными, направленными на устранение выявленных недостатков и достижение высоких конечных результатов. После завершения проверки формируется отчет.

Н. Гусева,
главный бухгалтер,
начальник управления, Росфиннадзор

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка