Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Насколько правомерна контрольная закупка налоговой инспекции

17 октября 2014 4835 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

В ходе налоговой проверки инспекторы могут организовать контрольную закупку с целью проверить, правильно ли компания применяет ККТ. Это подтвердили и в ФНС письмом от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17581.

Какие штрафы грозят за неприменение ККТ

При продаже товаров (работ, услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику. Таково требование пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» (далее – Закон № 54-ФЗ ).

Отказ в выдаче по требованию покупателя чека или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), наказывается предупреждением или штрафом ( ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях ). Отметим, что письменное предупреждение устанавливается за впервые совершенные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Штрафы же взыскиваются в следующих размерах: с продавца-кассира – в размере от 1500 до 2000 руб.; с руководителя организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.; с организации – от 30 000 до 40 000 руб. Причем применение административной ответственности к организации не исключает возможности применения штрафа к должностному лицу.

Статьей 7 Закона № 54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, в их полномочия входит:

- контроль за соблюдением организациями и предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

- контроль за полнотой учета выручки;

- проверка документов, связанных с применением контрольно-кассовой техники, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- наложение штрафных санкций.

А вот какими методами могут пользоваться налоговики при проведении такого контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

Контрольные закупки может проводить полиция

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка (или как ее называют – контрольная закупка) отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут проводить только органы внутренних дел.

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г. № 1000/09 и от 2 сентября 2008 г. № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие.

Аргументы следующие: часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «не допускает использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим результат контрольной закупки налоговой инспекции, не может расцениваться как доказательство, подтверждающее правонарушение.

После указанных решений налогоплательщики, ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники. Поэтому в письме от 11 января 2009 г. № ШС-22-2/1@ при решении вопроса о проведении контрольной закупки ФНС России рекомендовала учитывать сложившуюся в регионе арбитражную практику. Если на уровне округов штрафные санкции за невыдачу чека по результатам контрольной закупки организациями успешно оспариваются, то налоговые органы этих округов воздерживаются от подобных мероприятий контроля.

В то же время у Верховного суда РФ в отношении мероприятий налогового контроля в форме контрольной закупки сложилась иная позиция.

Оперируя теми же нормами, что и ВАС РФ, Верховный суд РФ пришел к обратному выводу. Тот факт, что контрольную закупку налоговой инспекции проводить нельзя, не может быть основанием для отмены постановлений об административных правонарушениях.

Такая точка зрения выражалась Верховным судом РФ неоднократно, в частности в постановлениях от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4, от 29 июля 2009 г. № 41-АД09-3, от 24 июля 2009 г. № 46-АД09-1.

Требования регламента по проверкам ККТ

С 5 февраля 2012 года вступил в силу новый Административный регламент по проверкам применения контрольно-кассовой техники, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н (далее – Регламент ). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которые налоговики должны использовать при проверках. Дословно там сказано следующее : «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся специалистами инспекций в следующих формах:

- форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

- аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, несмотря на то, что называются они по-другому.

В связи с тем, что прописанные в Регламент е мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и указала своим нижестоящим инспекциям и заодно налогоплательщикам на возможность применения административной ответственности не к организации, а к должностным лицам и работникам.

Соответственно обжалование таких решений будет происходить не в арбитражных судах, а в судах общей юрисдикции, которые будут учитывать точку зрения Верховного суда РФ.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка