Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Сделки учреждения, которые должны быть согласованы с учредителем

22 ноября 2014 6806 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

Статьи по теме

Сделки с ценным имуществом и недвижимостью

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Это установлено пунктом 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ ).

Под особо ценным понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено ( п. 11 ст. 9.2. Закона № 7-ФЗ ).

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого регламентирован постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 ). Виды такого имущества могут определяться:

  • федеральными органами исполнительной власти (госорганами) в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении (или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам);
  • высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 12 статьи 9.2. Закона № 7-ФЗ перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, наделенными функциями и полномочиями учредителя. Так, принят целый ряд подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти. Их примерами могут служить:

приказ Минздрава России от 9 августа 2012 г. № 72н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации»;

приказ Минтруда России от 6 марта 2013 г. № 91н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации».

Крупные сделки

Пунктом 13 статьи 9.2. Закона № 7-ФЗ установлено, что крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог.

Но при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Законодателем недвусмысленно определены последствия несоблюдения требования о получении предварительного согласия учредителя на совершение крупной сделки.

Уже упомянутым пунктом 13 статьи 9.2. Закона № 7-ФЗ установлено, что такая сделка может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

При этом особо подчеркивается, что руководитель несет перед учреждением ответственность в размере причиненных ему убытков в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, предусмотренным Законом № 7-ФЗ , устанавливается учредителем.

Так же как и в отношении сделок с особо ценным движимым имуществом и недвижимостью, вопросы совершения крупных сделок конкретизированы множеством подзаконных актов, среди которых можно назвать, в частности:

  • приказ Минкомсвязи России от 16 ноября 2011 г. № 317 «Об утверждении порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, крупных сделок»;
  • приказ Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 312 «Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, крупных сделок».

Сделки с заинтересованностью

Еще одну категорию сделок, совершение которых необходимо согласовывать с учредителем бюджетного учреждения, составляют сделки, в которых имеется заинтересованность. Общие требования к их совершению определены в статье 27 Закона № 7-ФЗ.

Лицами, заинтересованными в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами (заинтересованными лицами), признаются:

  • руководитель (заместитель руководителя) учреждения;
  • лицо, входящее в состав органов управления бюджетного учреждения или органов надзора за его деятельностью.

Но только при условии, что указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан ( п. 1 ст. 27 Закона № 7-ФЗ ).

При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения таким имуществом.

Заинтересованность в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе в совершении гражданско-правовых сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и бюджетного учреждения.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона № 7-ФЗ, заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы учреждения прежде всего в отношении целей его деятельности и не должны использовать возможности учреждения или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных его учредительными документами.

Обратите внимание: под возможностями учреждения понимаются принадлежащие ему имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, а также информация о деятельности и планах учреждения, имеющая для него ценность.

Пункт 3 статьи 27 Закона № 7-ФЗ устанавливает общий алгоритм совершения сделок с заинтересованностью, который учитывает также и специфику бюджетных учреждений. Определено, что если лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки, нужно сделать следующее:

  • лицо обязано сообщить о своей заинтересованности учредителю бюджетного учреждения;
  • сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 4 статьи 27 Закона № 7-ФЗ, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной. В свою очередь заинтересованное лицо несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им.

Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной. Процедура совершения сделок с заинтересованностью также конкретизируется в подзаконных актах. Рассмотрим согласование подобной сделки на примере.

Так, приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2010 г. № 1188 был утвержден Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении министерства, в совершении которых имеется заинтересованность.

Данным Порядком , в частности, установлено, что для принятия решения учреждение представляет в Минобрнауки России следующие документы:

1) сопроводительное письмо о согласовании совершения учреждениями сделки (должно содержать обоснование и цель совершения сделки, информацию о сторонах, предмет и цену сделки в рублях, включая НДС, сроки исполнения обязательств, источники финансирования, иные существенные условия сделки);

2) проект сделки (договора) со всеми приложениями к нему;

3) копии связанных договоров;

4) справку-обоснование целесообразности заключения сделки;

5) справку о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;

6) справку о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;

7) справку о возможных конфликтах интересов заинтересованного лица и учреждения.

Минобрнауки России по результатам рассмотрения документов вправе принять решение об отказе в одобрении сделки в случаях:

  • выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
  • отсутствия достаточного обоснования целесообразности заключения сделки;
  • несоответствия сделки целям и видам деятельности учреждения;
  • если совершение сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, определенной его уставом;
  • если планируемая к заключению сделка противоречит законодательству РФ.

Решение об одобрении сделки оформляется письмом Минобрнауки России.

Д.П. Звоненко,
юрист

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка