Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин разрешил пересчитать сотрудникам НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проверка учреждения Рострудом. Регламент и порядок проведения

30 ноября 2014 43 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в том числе учреждениями), проводит Федеральная инспекция труда ( ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ ). Действия чиновников регламентируются Положением , утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 (далее – Положение № 875 ).

А с 9 апреля 2013 года действует Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости госнадзора за соблюдением трудового законодательства, утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н (далее – Регламент № 354н ).

Что проверяет Роструд

Роструд и его государственные территориальные инспекции проверяют несколько позиций ( п. 6 Регламента № 354н ). Обязательно проверят:

  • соответствие обязательным требованиям сведений, содержащихся в представляемых работодателями уведомлениях о начале осуществления отдельных видов деятельности;
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав.

Напомним, что приказом Роструда от 9 января 2013 г. № 4 был утвержден план мероприятий Федеральной службы по труду и занятости на 2013 год.

Права инспекторов Роструда

Инспекторы Роструда имеют право ( п. 13 Положения № 875 ):

  • запрашивать и безвозмездно получать у работодателей и их уполномоченных представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информацию, документы, объяснения, которые необходимы для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • проводить проверки беспрепятственно в любое время суток (при наличии удостоверений);
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания: об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда) требования о ликвидации учреждений или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда в соответствии со статьей 211 Трудового кодекса РФ;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не соответствующих обязательным требованиям технических регламентов, а также нормам охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий;
  • подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд иные материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований труда и о возмещении вреда, причиненного здоровью работников при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Не стоит забывать, что для проверяющих есть ряд ограничений, определенных статьей 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – Закон № 294ФЗ ). Инспекторы не могут:

  • проверять выполнение требований, если они не относятся к полномочиям Роструда;
  • проводить плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия руководителя учреждения или иного уполномоченного должностного лица (кроме проверки по основаниям, предусмотренным подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, – причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций и т. д.);

требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять полученную в результате проведения проверки информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ);

  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • выдавать учреждению предписания или предложения о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Виды проверок Роструда

Роструд имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, которые могут иметь форму документарных или выездных (п. 7 и 8 Положения № 875). План проведения проверок на очередной год утверждается руководителем Роструда и размещается на официальном сайте инспекции в срок до 1 декабря текущего года ( п. 40 Регламента № 354н ).

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года ( п. 9 Положения № 875 , ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ ). Осуществлять их могут только уполномоченные должностные лица территориального органа Роструда, которые указываются в распоряжении на проведение такой проверки ( п. 45 Регламента № 354н ).

О предстоящей плановой проверке Роструд уведомляет учреждение не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения, отправив копию соответствующего распоряжения. Для того чтобы проверка была включена в ежегодный план их проведения, должно пройти три года со дня ( ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ) : государственной регистрации учреждения, окончания проведения последней плановой проверки данного учреждения, начала фактической деятельности учреждения.

Документарная плановая проверка проводится по месту расположения территориального органа Роструда. А плановая выездная – в проверяемом инспекторами учреждении или по месту фактического осуществления его деятельности (ч. 1 и 2 п. 48 Регламента № 354н).

При проведении документарных проверок инспекторам запрещается требовать у учреждения документы и их нотариальные копии, не относящиеся к предмету проверки, и сведения, полученные от иных органов госнадзора либо органов муниципального контроля.

Роструд также вправе провести выездную проверку. Однако для этого у него должны быть определенные основания. То есть после рассмотрения представленных учреждением документов или при их отсутствии инспекция должна установить признаки нарушений обязательных требований в сфере труда. При этом руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на ее проведение ( п. 53 Регламента № 354н ).

Внеплановые проверки

Перечислим основания для проведения внеплановой проверки ( п. 10 Положения № 875 ):

а) истечение срока исполнения уже выданного учреждению инспекторами Роструда предписания об устранении выявленного нарушения;

б) поступление в инспекцию труда:

  • обращений, заявлений, информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований (в том числе требований охраны труда), повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя Роструда (его заместителя) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо по требованию прокурора на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений.

Таким образом, количество внеплановых проверок будет зависеть от возникающих обстоятельств. Форма проведения внеплановой проверки (выездная или документарная) определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями). Она указывается в распоряжении о проведении такой проверки ( п. 70 Регламента № 354н ).

Уведомление о проведении внеплановой проверки должно быть отправлено учреждению любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным) не менее чем за 24 часа до ее начала ( п. 72 Регламента № 354н ).

Продолжительность проверки

Срок проведения проверок инспекторами Роструда не должен превышать 20 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 12 Положения № 875. Однако данный срок может быть продлен, если возникает необходимость в сложных и (или) длительных исследованиях, испытаниях, специальных экспертизах и расследованиях. Увеличить срок проверки вправе руководитель Роструда или государственной трудовой инспекции (их заместители) письменным распоряжением. Оно выносится и доводится до сведения проверяемого учреждения не менее чем за три рабочих дня до окончания данной проверки. Срок продления – не более 20 рабочих дней. А вот продлить срок плановой документарной проверки нельзя ( п. 55 Регламента № 354н ).

Акт о результатах проверки

По результатам проверки инспектор Роструда составляет акт по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 , в двух экземплярах ( п. 14 Положения № 875 , п. 58 Регламента № 354н , ч. 1 ст. 16 Закона № 294ФЗ ).

В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа Роструда, проводившего проверку;
  • дата и номер распоряжения (приказа) руководителя органа Роструда или его заместителя;
  • фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных лиц инспекции труда, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого учреждения, а также фамилия, имя, отчество и должность его руководителя (или уполномоченного представителя), присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований в сфере труда с указанием правовых актов, нормы которых нарушены, и о лицах, их допустивших;
  • сведения об ознакомлении (или отказе в ознакомлении) с актом проверки руководителя учреждения или его уполномоченного представителя под подпись;
  • сведения о внесении в журнал учета проверок записи об ее проведении (если в учреждении нет такого журнала, то в акте делается запись об его отсутствии – ч. 11 ст. 16 Закона № 294-ФЗ );
  • подписи должностных лиц, проводивших проверку.

Если при проведении документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки данного учреждения, то акт оформляется по окончании последней ( п. 65 Регламента № 354н ).

Решения по результатам проверки можно оспорить

Решения, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы учреждением непосредственному руководителю госинспектора труда, главному инспектору Роструда и (или) в суде (решения главного государственного инспектора Роструда могут быть обжалованы только в судебном порядке).

Иными словами, при несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений учреждение вправе представить свои письменные возражения в течение 15 дней с даты получения такого акта ( ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ ).

Однако суд вправе отказать заявителю в признании незаконности проводимой проверки, если в ходе рассмотрения определенного дела у инспекторов Роструда будут иметься основания для ее проведения и будут выявлены нарушения трудового законодательства (см., например, апелляционное определение Саратовского областного суда от 21 марта 2013 г. № 33-1660 ).

В. Егоров,
консультант по вопросам начисления зарплаты,
социальных пособий и их налогообложения

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка