Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Анализ этих показателей отчетности — предмет налоговых проверок

3 декабря 2014 1310 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

 На что чаще всего обращают внимание налоговики при анализе показателей годовой бухгалтерской и налоговой отчетности? Мы выбрали 14 критериев и проранжировали их с точки зрения популярности использования на практике.

1. Высокий удельный вес вычетов по НДС

Первое, на что обращают внимание налоговики при анализе показателей отчетности, — удельный вес вычетов по НДС. Этот критерий, указанный в пункте 3 раздела 4 приложения № 1 к Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) (утв. ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@), инспекторы анализируют в первую очередь.

Данный показатель рассчитывается как соотношение доли вычетов по НДС (стр. 220 раздела 3 декларации) к сумме НДС к уплате (стр. 120 раздела 3 декларации). По мнению контролеров, он не должен превышать 89% за 12 предыдущих месяцев. Зачастую налоговики анализируют данный критерий в отношении контрагента проверяемой компании в качестве одного из аргументов получения необоснованной налоговой выгоды (постановление Пятнадцатого ААС от 20.08.12 № 15АП-8626/2012, оставлено в силе постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.12 № А53-5079/2012).

Вместе с тем значительный удельный вес вычетов можно объяснить спецификой деятельности компании в целом или особенностями ведения деятельности в конкретный период. Например, в компаниях оптовой и розничной торговли удельный вес вычетов в начислениях НДС зачастую превышает 89%. Не исключена такая ситуация и при ведении капитального строительства. Кроме того, на практике организации регулируют вычеты с помощью авансовых платежей при наличии в договоре соответствующих условий (п. 9 ст. 172 НК РФ и письмо Минфина России от 06.03.09 № 03-07-15/39).

Для снижения рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию компаниям прежде всего целесообразно не игнорировать уведомления инспекторов о предоставлении соответствующих пояснений (п. 9 раздела 4 приложения № 1 к Концепции) и быть готовыми аргументировать причины значительных вычетов на комиссиях по НДС.

2. Убыточность в течение нескольких лет

Второе место в рейтинге занимает один из основных общедоступных критериев по включению организации для ВНП — это отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (п. 2 раздела 4 приложения № 1 к Концепции).

Обычно наибольший интерес для налоговых органов представляют убытки в налоговой отчетности. Так, если организация фиксирует убытки только в бухгалтерской отчетности, а в налоговой отражает прибыль, то, скорее всего, ее не включат в число претендентов на проверку. Но если у организации более двух лет ведется убыточная деятельность, то ревизоры с большей вероятностью попросят объяснить причину получения убытков. Поэтому убыточным компаниям целесообразно иметь бизнес-план на ближайшее будущее, из которого будет четко прослеживаться оздоровление бизнеса или получение дохода в перспективе деятельности. При подаче разъяснений в ИФНС организации важно обосновать причину убытка, это может быть старт проекта, сезонность, большие затраты на начальном этапе развития компании и т. д.

Компаниям, которые хотят избежать подобного рода объяснений, необходимо стремиться хотя бы к небольшой прибыли в налоговом учете. Проверяющие советуют организациям списывать затраты на текущие расходы полностью, только если есть уверенность, что убытка в текущем периоде не будет. Если же такой уверенности нет, то, по их мнению, лучше перенести часть своих лишних расходов на следующий отчетный период. Или просто не учитывать их для целей налогообложения.

Обнулять или не обнулять декларацию по требованию ИФНС — дело налогоплательщика. Но, необходимо помнить, что перенос убытков на будущее осуществляется в течение 10 лет, следующих за тем периодом, в котором получен убыток (п. 1 и 2 ст. 283 НК РФ). Если же налогоплательщик обнулит декларацию, то при получении прибыли в дальнейшем ему придется либо платить налог на прибыль, либо снова сдавать уточненную декларацию и показывать убытки в прошлых периодах.

Налоговики считают, что убыточные организации создают искусственное занижение налоговой базы или вовсе не ведут предпринимательской деятельности в смысле, придаваемом ей ГК РФ, а именно как направленной на получение дохода (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

3. Рентабельность ниже, чем в среднем по отрасли

Данный показатель замыкает тройку лидирующих критериев отчетности, интересующих налоговиков чаще всего. Это связано с тем, что рентабельность компании — это один из критериев, по которому налоговые органы включают организации в претенденты для проведения выездной налоговой проверки (п. 11 раздела 4 приложения № 1 к Концепции).

Оценивают этот критерий инспекторы на основании бухгалтерской отчетности компании за предыдущий год. Взяв из нее необходимые цифры, налоговики рассчитывают одновременно два показателя — рентабельность продаж и рентабельность активов.

Полученные значения ревизоры сравнивают со среднестатистическими показателями рентабельности по тому виду деятельности, которым занимается компания. Так, если у организации один из коэффициентов рентабельности меньше среднеотраслевого на 10% и более, то налоговики могут заподозрить, что компания намеренно занижает прибыль, и включат ее в список претендентов на выездную проверку. Отклонение от нормы налогоплательщик может пояснить, например, тем, что компания еще не вышла на заявленный объем производства, мощности загружены не полностью, а расходы по амортизации и зарплате значительны.

Таким образом, компании целесообразно проверять свои показатели рентабельности на соответствие аналогичным данным в целом по отрасли. Конкретные значения среднестатистических показателей обновлены в приказе ФНС России от 10.05.12 № ММВ-7-2/297@.

Важно!

Рентабельность рассчитывают по следующим формулам:

Рентабельность продаж = Финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж : Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Рентабельность активов = Финансовый результат (чистая прибыль или убыток) : Стоимость активов

4. Зарплата ниже среднего значения по отрасли

Еще одним значимым отраслевым показателем при отборе организаций для проведения выездных налоговых проверок является уровень заработной платы (п. 5 разд. 4 приложения № 1 и п. 5 приложения № 2 к Концепции). Это связано с тем, что зачастую работодатели, пытаясь снизить налоговую нагрузку, платят работникам зарплату ниже средней по отрасли или региону, следовательно, занижают налоговые отчисления в бюджет.

В первую очередь налоговые органы выявляют факты уклонения от уплаты НДФЛ. При этом в качестве источника информации используют сведения о среднесписочной численности работников за прошедший год и данные из справок о доходах физлиц. Таким образом, организации необходимо сравнивать и по возможности контролировать свои показатели в отношении среднемесячной заработной платы по каждому работнику со среднеотраслевыми. Информацию о среднем уровне заработной платы на одного работника в соответствующем регионе налогоплательщик может узнать:

— из официальных интернет-сайтов органов статистики или региональных управлений ФНС России. Их адреса можно узнать на сайтах www.gks.ru и www.nalog.ru;
— из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);
— непосредственно в органе статистики или налоговой инспекции (региональном управлении ФНС России).

5. Соотношение прямых и косвенных затрат

Налоговики нередко анализируют удельный вес прямых и косвенных расходов, а также соотношение стоимостной величины этих видов расходов. При этом контролеры достаточно условно определяют соотношение прямых и косвенных расходов организации — не учитывая, что распределение расходов на прямые и косвенные во многом зависит от специфики деятельности организации.

Ревизоры очень негативно воспринимают ситуацию, когда состав прямых расходов в бухгалтерском и налоговом учете сильно различается и к косвенным расходам в налоговом учете отнесены большие суммы, чем в бухгалтерском учете. Пункт 1 статьи 318 НК РФ позволяет налогоплательщику самостоятельно определить перечень прямых и косвенных расходов, но, как показывает практика, он должен быть не произвольным, а экономически обоснованным.

6. Большая вероятность "слететь" со спецрежимов

Чтобы применять специальные налоговые режимы, организация должна соблюдать пределы, определенные в соответствующих главах НК РФ. Поэтому для контролеров будет подозрительным налогоплательщик, работающий на спецрежиме, у которого тот или иной показатель приближается к предельному нормативу менее чем на 5% два раза в год или чаще.

Данный критерий стал играть в последнее время более важную роль, чем раньше. И дело не только в наличии рисков налогоплательщика потерять право на применение спецрежима. Многие компании (холдинги) используют спецрежимы в целях оптимизации налогообложения. Одним из самых распространенных вариантов оптимизации является дробление бизнеса: организации в результате проведения регистрации либо реорганизации переводят вновь возникшие или вновь созданные организации на специальные режимы налогообложения в целях экономии на налоге на имущество и налоге на прибыль (определение ВАС РФ от 07.07.11 № ВАС-469/11).

Так, в отношении УСН контролеры обратят внимание на неоднократное приближение к следующим показателям (ст. 346.12 и 346.13 НК РФ):

— доля участия других организаций составляет не более 25%;
— средняя численность работников за налоговый период составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет не более 100 млн. руб.;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного периода, составляет не более 60 млн. руб.

В части ЕНВД для проверяющих является подозрительным факт неоднократного приближения к следующим показателям (ст. 346.26 НК РФ):

— площадь торгового зала, магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. м;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. м;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. м.

Поскольку дробление бизнеса с помощью спецрежимов затрагивает значительные суммы налоговой экономии, в случае разоблачения такого способа оптимизации руководителю компании грозит привлечение к ответственности по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации».

7. Расходы растут быстрее доходов

В случае если темп роста расходов опережает темп роста доходов, то, по мнению контролеров, это может свидетельствовать о намеренном завышении расходов или о занижении выручки.

Однако этот критерий относится к категории второстепенных, так как оценивается только с течением времени. Налоговые органы отслеживают динамику роста расходов в сравнении с темпом роста доходов от реализации товаров (п. 4 раздела 4 приложения № 1 и абз. 1 п. 4 приложения № 2 к Концепции). Но в этом же пункте есть еще один критерий отбора налогоплательщиков — несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности (абз. 3 п. 4 приложения № 2 к Концепции). На практике налоговые органы применяют три метода:

— сравнение динамики роста расходов с темпом роста доходов от реализации по данным бухгалтерской отчетности;
— сравнение динамики роста расходов с темпом роста доходов от реализации по данным налоговой отчетности;
— сравнение динамики роста расходов и темпов роста доходов от реализации по данным налоговой отчетности с динамикой темпов роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности.

По мнению налоговиков, любое превышение темпа роста расходов над темпом роста доходов свидетельствует о завышении расходов или занижении доходов. Однако для роста расходов могут быть и объективные причины, например:

— падение продажных цен на товар или же их несущественное увеличение при значительном увеличении соответствующего сырья и комплектующих;
— рост заработной платы персонала, коммунальных расходов;
— уплата процентов по привлеченным займам или кредитам.

При этом организации безопаснее все-таки не игнорировать такие факты. И даже если темп роста расходов опережает рост доходов всего на несколько процентов, целесообразнее объяснить такое положение дел в сопроводительном письме к годовой отчетности.

8. Разная прибыль в бухучете и налоговом учете

Налоговики непременно потребуют представления разъяснений от организации, у которой сумма налога на прибыль, отраженная по строке 2410 отчета о прибылях и убытках, не совпадает с показателем строки 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль.

Продвинутые в бухгалтерском учете инспекторы изучают постоянные налоговые активы по ПБУ 18/02, которые рассказывают о не признанных в налоговом учете доходах или, наоборот, учтенных расходах, которых нет в бухгалтерском учете. Изменение временных разниц (ОНА и ОНО) может дать представление о разных сроках признания доходов и расходов, что также может насторожить проверяющих.

В настоящее время налогоплательщики получили возможность свести риск назначения выездной налоговой проверки по данным критериям к минимуму. Дело в том, что на официальном сайте ФНС России опубликованы контрольные соотношения показателей налоговой отчетности. С их помощью налоговые органы проводят проверку, насколько правильно и достоверно налогоплательщики и налоговые агенты заполнили налоговые декларации (информация ФНС России «О методиках математического контроля правильности заполнения деклараций»). Соответствующие математические и логические формулы по 12 основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков в разделе «Налоговая отчетность» в рубрике «Контрольные соотношения по налоговым декларациям» (http://www.nalog.ru/otchet/kontr_decl/).

Ранее ФНС России письмом от 27.11.12 № ЕД-4-3/19964@ сняла отметку «Для служебного пользования» с ряда писем по проверке контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. В частности, стали открытыми письма от 19.08.10 № ШС-38-3/459дсп@ «Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» и от 03.07.12 № АС-5-3/815дсп@ «Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на прибыль».

Таким образом, компания еще до представления отчетности может самостоятельно выявить расхождения бухгалтерской и налоговой выручки в данных налоговой и бухгалтерской отчетности.

9. Разная выручка в бухучете и налоговом учете

По мнению налоговиков, выручка, отраженная в отчете о прибылях и убытках за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год, должна быть меньше или равна сумме показателей выручки, указанных в декларациях по НДС за аналогичный период. Разумеется, выручка берется за вычетом самого налога и без учета полученных авансов. В случае если бухгалтерская выручка окажется больше, компанию заподозрят в занижении налоговой базы. В этом случае инспекторы, скорее всего, попросят бухгалтера разъяснить несоответствие между отчетом о прибылях и убытках и декларацией. Отметим, несовпадения данных могут возникнуть из-за арифметической ошибки или из-за операций, производимых налогоплательщиком, которые не облагаются НДС.

Однако налоговиков интересует только превышение бухгалтерской выручки над тем показателем, который отражен в декларациях. А вот цифра налоговой выручки вполне может быть и больше.

Несовпадение выручки само по себе еще не нарушение, поэтому при получении запроса от налоговиков на представление пояснений и документов организация не должна ощущать себя виноватой. При этом документы безопаснее представить, а ссылка на пункт 7 статьи 88 НК РФ о неправомерности истребования документов при наличии расхождений может не найти понимания даже у суда (постановление ФАС Московского округа от 17.06.10 № А40-80121/08-90-407 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.10.10 № ВАС-13954/10)).

10. Налоговая нагрузки ниже среднего значения

При отборе на выездную проверку налоговики часто обращают внимание на компании, которые работают с минимальной прибылью, платят в бюджет минимальные налоги, никогда не показывая убыток и не заявляя НДС к возмещению. Такое искусственное поддержание налоговой нагрузки на уровне «почти ноль» может свидетельствовать о том, что налоговой базой сознательно манипулируют в том числе с помощью неправомерно принимаемых к вычету НДС и расходов.

Согласно пункту 1 раздела 4 приложения № 1 к Концепции уровень налоговой нагрузки налогоплательщика является основным критерием для планирования выездной налоговой проверки. Налоговики рассчитывают налоговую нагрузку компании путем деления общей суммы уплаченных налогов на величину выручки (стр. 010 листа 02 раздела 1 налоговой декларации по налогу на прибыль). И в случае, если показатель ниже среднего уровня по той отрасли, в которой она работает, контролеры направляют письменный запрос на представление пояснений в отношении низкого уровня налоговой нагрузки. В подобных запросах налоговые органы просят предоставить следующую информацию:

— данные о структуре организации — описание механизма деятельности, отраслевой специфики, особенностей поставки товара, выполнения работ и оказания услуг;
— расшифровку доходов и расходов за последние три года;
— оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам и субсчетам;
— договоры аренды;
— штатное расписание.

Одновременно с запросом пояснений налоговые органы требуют явки руководителя или главного бухгалтера для дачи пояснений. Как правило, такие запросы являются незаконными, так как налоговым законодательством четко установлены случаи, в которых налоговики вправе запросить пояснения: в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, противоречия или несоответствия в представленных на проверку сведениях (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налоговый орган вправе требовать документы только у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы или заявляющих НДС к возмещению (п. 6 и 8 ст. 88 НК РФ). Запрос пояснений о причинах низкого уровня налоговой нагрузки не подпадает под указанные основания. Представлять или нет запрошенные налоговым органом сведения — личное дело налогоплательщика.

Также следует отметить, что показатель уровня налоговой нагрузки является весьма нечетким и спорным. Ведь даже верно посчитанные средние цифры все равно остаются приблизительными и вряд ли совпадут с данными конкретных компаний. Кроме того, одна организация может вести несколько видов деятельности, и расчет налоговой нагрузки по каждому из них покажет, что все находится в пределах норматива. Но на практике инспекторы обычно берут общую сумму налоговых поступлений и выручки и сравнивают итог расчета со средним показателем только по одному виду деятельности.

Стоит отметить, что организации достаточно сложно самостоятельно подкорректировать уровень налоговой нагрузки. Так, чтобы уложиться в пределы нормы, приходится либо занижать выручку, либо платить больше налогов. Но несущественное отклонение показателя налоговой нагрузки от среднего в пределах нормы само по себе не привлечет внимания проверяющих. Вместе с этим при существенном отклонении налогоплательщик вправе представить пояснения о низком уровне нагрузки, например, указав на использование льгот по налогу на имущество или получение убытка по налогу на прибыль.

11. Недостаточно основных средств для работы

В случае если у организации отсутствуют необходимые основные средства, контролеры могут прийти к выводу о невозможности осуществления налогоплательщиком реальных хозяйственных операций. Например, налоговиков непременно насторожит факт ведения деятельности в отношении грузоперевозок, если при этом организация имеет в парке всего одну грузовую машину.

Однако в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 отсутствие у компании и ее контрагентов необходимых условий для достижения результатов экономической деятельности в силу отсутствия основных средств, управленческого или технического персонала, производственных активов, складских помещений, транспортных средств отнесено к числу обстоятельств, которые могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, но не свидетельствуют о ней сами по себе.

Однако налоговики будут непременно стараться доказать, что контрагенты налогоплательщика и сам налогоплательщик не только не имеют основных средств, транспорта и складов, но и не предпринимают никаких действий, чтобы привлечь для выполнения необходимых операций третьих лиц, не заключают договоры аренды.

12. Доходы в бухучете больше налоговых

Контролирующие органы уделяют особое внимание сопоставлению доходов от реализации. Так, общую сумму бухгалтерских доходов инспекторы сравнивают с суммой доходов от реализации и внереализационных доходов, отраженных в декларации на налогу на прибыль. По их мнению, сумма показателей строк 010 и 100 приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль должна быть равна сумме показателей строк 2110, 2310, 2320 и 2340 отчета о прибылях и убытках.

Как правило, в налоговом учете таких доходов всегда будет больше, так как по строке 010 приложения № 1 к листу 2 декларации по налогу на прибыль отражаются и доходы от продажи основных средств, и МПЗ, которые в бухгалтерском учете признаются прочими доходами (п. 11 ПБУ 10/99). А вот если бухгалтерские доходы от реализации будут больше, чем налоговые, это может указывать на нарушение, поскольку выручка в бухгалтерском и налоговом учете за редким исключением (применение ПБУ 2/2008 в бухучете или кассовый метод по налогу на прибыль) признается одинаково на дату перехода права собственности на товары, сдачи-приемки работ, оказания услуг (п. 1, 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 12 ПБУ 9/99).

Но, как показывает практика, причины расхождений в данных налоговой и бухгалтерской отчетности объясняются многими факторами. Например, если организация получает безвозмездную помощь от учредителя, владеющего более чем 50% уставного капитала. В налоговом учете такие доходы не отражаются (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). А в бухучете они входят в состав прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99).

13. Налоговые расходы больше бухгалтерских

Инспекторы придерживаются мнения, что налоговые расходы в принципе не могут превышать бухгалтерские. Ведь в налоговом учете намного больше ограничений и норм, чем в бухгалтерском. Таким образом, по мнению контролеров, сумма строк 030 и 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль не может быть меньше общей суммы расходов, которые отражены в отчете о прибылях и убытках.

Но на практике в отдельных отчетных периодах налоговые расходы могут существенно превысить бухгалтерские. Например, если в налоговом учете применялась амортизационная премия или компания проводила переоценку основных средств. Из-за того что в бухучете переоценка отражается, а в налоговом учете нет, суммы амортизации по переоцененным объектам не совпали.

Однако организациям важно помнить, что несоответствие представленной отчетности первичным документам является предметом выездной налоговой проверки. Поэтому для снижения рисков ее назначения компаниям безопаснее подать вместе с отчетностью пояснительную записку, в которой указать объективные причины расхождений в данных с приложением подтверждающих документов.

14. Динамика движения денежных средств

Также налоговые органы зачастую анализируют данные из отчета о движении денежных средств, в котором потоки денежных средств распределяются по разным видам деятельности, но, как показывает практика, это случается крайне редко. Содержащаяся в отчете информация может быть полезна при проверке НДС в части исчисления налога с полученных авансов или вычетов по авансам выданным.

Денежные средства, направленные на строительство или покупку основных средств, могут навести налоговый орган на мысль более детально проверить налог на имущество, особенно в части затрат, отраженных на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

А при существенном изменении показателя денежных средств баланса налогоплательщика проверяющие могут запросить выписки по счетам, в частности для выявления подозрительных операций, факта построения финансово-хозяйственной деятельности с участием цепочки контрагентов, для определения причин убытка.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка