Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Бухгалтерско-налоговая эволюция: подводим итоги

5 декабря 2014 49 просмотров

Основная проблема нашего законодательства даже не некоторая разрозненность (одни и те же вопросы могут регламентироваться десятком нормативных документов) и даже не некоторая нелепость ряда норм, а его регулярное изменение. Законодатель, единожды утвердив закон, начинает с маниакальным упорством вносить в него правки. В результате возникает неприятное ощущение, что смена правил игры происходит чаще, чем меняется курс валют.

Иногда это носит даже комичный характер. Возьмем хотя бы вторую часть Налогового кодекса. Она была принята 5 августа 2000 года и вступала в силу с 1 января 2001 года. Первые изменения в эту часть были внесены… тоже 5 августа 2000 года (Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ). Вторые – 29 декабря 2000 года, то есть еще до ее вступления в силу (Федеральный закон от 29 .12.2000 г. № 166-ФЗ), и пошло-поехало. На сегодняшний день в эту часть кодекса внесены изменения более чем 300 федеральными законами (!). И это помимо других документов вроде определений и постановлений Конституционного суда, в которых выявляется действительный смысл (?!) тех или иных норм кодекса, обычно скрытый от нас с вами – рядовых исполнителей закона. В общем, если посчитать в среднем, то правки в эту многострадальную часть кодекса вносятся аж 2 раза в месяц.

Видимо, захлопотавшись с таким количеством нововведений, законодатель иной раз забывает отменять те или иные нормы, которые им не вполне соответствуют. На выходе мы с вами получаем дополнительную кучу нормативно-правовых документов, противоречащих новым нормам, друг другу и зачастую самим себе. Поэтому бухгалтеру нужно не только ориентироваться в учете, но и обладать навыками юриста средней руки. В частности, знать ряд норм, пусть прямо и не прописанных в законодательстве, но активно применяющихся на практике. Так, если два документа одного уровня противоречат друг другу, нужно применять более поздний. К слову сказать, законодатель нашел отличный способ, который позволяет ему не отслеживать подобные нестыковки. К каждому второму закону приписывается фраза примерно такого содержания: «…нормативно-правовые акты, изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему». Таким образом, почетная обязанность по выявлению и разрешению тех или иных противоречий была (и уже довольно давно) ненавязчиво и почти незаметно возложена на плечи бухгалтера.

Исторический экскурс в бухгалтерский учет…

Островок некоторой стабильности «в этом мире бушующем» − бухгалтерский учет. Здесь все несколько более оптимистично. Изменения, конечно, есть. Но их количество не идет ни в какое сравнение с налоговыми новациями.

20 марта 1992 г. вышло первое Положение по бухгалтерскому учету (приказ Минфина России от 20 .03.1992 г. № 10). Правда, просуществовало оно недолго. Всего три года. Но за это время в него внесено лишь одно (!) изменение, да и то письмом Минфина.

С 1 января 1995 года заработало новое положение и продержалось уже четыре года (три изменения). И с 1999 года вступило в действие новое положение, которое применяется до сих пор, то есть уже 16 лет. За все это время – семь изменений. Сущий пустяк по сравнению с налоговым законодательством.

Поразительную долгоживучесть проявили и Планы счетов бухгалтерского учета. С 1991 года их было всего лишь два. Первый утвержден приказом Минфина СССР (от 01 .11.1991 г. № 56). Причем переход на его применение должен был «осуществляться в течение 1992 г. по мере готовности». Удивительная толерантность к организациям со стороны Минфина СССР. Документ просуществовал до 2001 года включительно, то есть 10 лет. Очевидно, но невероятно – он менялся всего четыре раза. Старый План навевает массу ностальгических воспоминаний. Ведь он содержал множество удобных и незаслуженно забытых счетов. Например, 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» (ныне 90), 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов» (заменены на 91).

Второй План счетов (приказ Минфина России от 31 .10.2000 г. № 94н) начал применяться с 2001 года и используется до сих пор (то есть уже 13 лет). За все это время всего три изменения. К слову сказать, банкам и бюджетникам повезло значительно меньше. У первых сменилось пять, а у вторых шесть Планов счетов. И это не считая изменений, которые в них вносились.

До 1996 года учет регламентировался двумя основными Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказы Минфина России от 20 .03.1992 г. № 10 и от 26 .12.1994 г. № 170). А в 1996 году произошло знаковое событие:  увидел свет первый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 21 .11.1996 г. № 129-ФЗ). К слову сказать, он применялся совместно с третьим Положением по бухучету (приказ Минфина России от 29 .07.1998 г. № 34н). Это положение, разумеется, использовалось только в части, не противоречащей новому закону. Равно как и все остальные документы, регламентирующие учет и принятые до 1996 года. А такие противоречия, конечно же, были и, конечно же, остались. Например, согласно Положению в первичке должно быть не только наименование формы, но и ее код, а также расшифровки подписей тех лиц, которые ответственны за совершение хозоперации. В то же время закон подобных требований не содержал.

С 2000 года Минфин взялся за бухгалтерский учет всерьез. С начала этого года по настоящее время было утверждено 21 Положение по бухгалтерскому учету. Среди них и нашумевшее ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». После его вступления в силу в жизни многих бухгалтеров появились новые, доселе не виданные, объекты учета: постоянные  и временные разницы, постоянные и временные налоговые обязательства и активы, вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы, отложенные налоговые обязательства и активы. С 2003 года все бухгалтерское сообщество поделилось на две части – тех, кто не понимал ПБУ 18/02 и не знал, зачем и кому оно вообще нужно, и тех, кто в этом ПБУ хоть как-то разобрался.

Не прошло и 15 лет, как был принят и новый Закон о бухгалтерском учете (от 06 .12.2011 г. № 402-ФЗ). Здесь законодатель дал бухгалтерам целый год на его осмысление (закон вступил в силу лишь с 2013 года). И осмысливать было чего. Ведь он содержал ряд революционных нововведений. Например, раньше в учете нужно было отражать хозяйственные операции, а после вступления в силу нового закона – факты хозяйственной жизни. По прежнему закону обязанность по ведению учета была возложена на организации, по новому – на экономические субъекты. Правда, у нового закона был (и есть) ряд весьма положительных качеств. В частности, организации (то есть экономические субъекты) получили право сдавать бухгалтерскую отчетность не ежеквартально, а один раз в год. Закон не содержал (и не содержит) требований оформлять первичку строго по унифицированным формам (которые обычно имеют десятки никому не нужных граф). То есть компании вправе их разработать самостоятельно и для себя.

Разумеется, новшества не могли не затронуть и формы бухгалтерской отчетности. Впервые они увидели свет в 1992 году и были утверждены письмом Минфина России от 09 .06.1992 г. № 38. Отчетность организаций за 1992 год состояла из трех форм: Бухгалтерского баланса (форма 1), Отчета о финансовых результатах и их использования (форма 2) и Приложения к балансу предприятия (форма 5). К годовой отчетности организации должна была прилагаться и пояснительная записка «с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, и освещением финансового состояния...». Малые предприятия от обязанности сдавать записку были освобождены. Сдавали годовой отчет до 1 марта. Бланки отчета, согласно упомянутому письму финансистов, нужно было приобретать у «официального издателя этой продукции − РППО "Росбланкоиздат"». Аудиторское заключение нужно было представлять вместе с отчетностью, если она публиковалась в СМИ (отчетность за 1992 год) или компанию проверяли аудиторы (отчетность за 1993 год).

Этот порядок продержался вплоть до 1994 года включительно. А в 1995 году формы отчетности были утверждены уже приказом Минфина России (от 19 .10.1995 г. № 115). Этим же документом был установлен и порядок заполнения каждой из форм. В состав отчетности входили практически те же формы, что и ранее. Единственная разница — Отчет о финансовых результатах дополняла справка к нему. До 1995 года данные этой справки были включены в саму форму и отдельно не выделялись. При этом форма отчета была дополнена данными о движении денег организации, которые впоследствии трансформировались в отдельный отчет — форму 4. Аудиторское заключение по отчетности 1995 года должны были сдавать только те компании, которые подлежали обязательному аудиту. Приказ уже не содержал требования приобретать бланки отчетности исключительно у РППО «Росбланкоиздат».

А с 1996 года был утвержден и состав квартальной отчетности организаций (приказ Минфина России от 27.03.1996 г. № 31). В нее входили Баланс, Отчет о финрезультатах и Отчет о движении денежных средств (форма 4). Причем форма 4 почему-то входила в состав отчетности только за первое полугодие и 1996 год. В отчетность за 9 месяцев 1996 года ее включать было не надо. Этим же приказом были утверждены и все формы отчетности.

В конце 1996 года вышел приказ Минфина, утвердивший все формы годовой отчетности, которые похожи на бланки, применяемые сейчас (от  12 .11.1996 г. № 97). В отчетность за 1996 год были включены: форма 1 Бухгалтерский баланс, форма 2 Отчет о прибылях и убытках (прежний отчет о финансовых результатах зачем-то переименовали), форма 3 Отчет о движении капитала, форма 4 Отчет о движении денежных средств, форма 5 Приложение к бухгалтерскому балансу, форма 6 Отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка и итоговая часть аудиторского заключения.

В 2000 году на смену 97-му приказу пришел приказ № 4н (от 13 .01.2000 г.), в 2003 году его заменил приказ № 67н (от 22 .07.2003 г.), а с отчетности за 2011 год стал действовать приказ № 66н (от 02. 07.2010 г.). Принципиально документы ничего не меняли. Разве что в процессе этой эволюции исчезли построчные указания о порядке заполнения форм и коды строк отчетности. А Отчет о прибылях и убытках вернул себе первоначальное имя — Отчет о финансовых результатах. Как заметил Минфин, именно так он поименован в Законе о бухучете (информация Минфина России ПЗ-10/2012). Поэтому и в формах отчетности он должен носить это название. Хотя никакие изменения в приказ 66н финансисты вносить не стали. Поэтому там форма 2 именуется все еще по старинке.

…и налоговое законодательство

В первоначальном виде налоговая система России была сформирована в 1991 году.  27 декабря 1991 года появился Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».  В нем были перечень налогов, права организаций и налоговиков, ответственность за налоговые нарушения. Все налоги, как и сейчас, делились на федеральные, налоги республик (ныне — региональные) и местные. То есть налоговая архитектура с 1991 года, можно сказать, не поменялась. Чего нельзя сказать о перечне налоговых платежей. Он был значительно шире. Например, к федеральным (помимо налога на прибыль, НДС и акцизов) относились «налоги, служащие источником образования дорожных фондов» (это налог на пользователей автомобильных дорог), налог на операции с ценными бумагами, гербовый сбор, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.  Очень скромно выглядел перечень региональных налогов. Их было всего три: на имущество, лесной доход и плата за воду. А вот перечень местных налогов поражал своим размахом. Здесь и сбор за право торговли, и целевой сбор на содержание милиции (!), и сбор на благоустройство территорий и другие цели (?), и сбор с владельцев собак, налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, налог на рекламу, сбор за парковку автотранспорта, за право торговли винно-водочными изделиями, за использование местной символики, за уборку территорий и т. д. и т. п. Справочно:  в настоящее время местных налогов только два — земельный и на имущество физических лиц.

Закон являлся родоначальником норм, которые обусловливают справедливость и однократность налогообложения (правда, эти нормы куда-то исчезли из современного налогового законодательства). Например, он устанавливал, что «один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период». Но при таком обилии налогов разного вида обойти это ограничение оказалось совсем несложно. Например, в Москве действовало два налога: на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилфонда объектов социально-культурной сферы. Первый взимался с выручки по ставке 1%, а второй − тоже с выручки, но по ставке 1,5 процента. А чтобы никто не запутался, налоговики (тогда МНС России) выпустили письмо, в котором указали, что «облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог» (письмо МНС России от 03. 08.1999 г. № ВГ-6-03/621). Правда, удобно?

Кстати, похожая история произошла и с федеральными налогами. Так, в 1994 году Указом Президента (?!) был введен некий спецналог, ставка которого составляла 3 процента.  А налоговики и Минфин России в совместной телеграмме поторопились всех уведомить, что он «взимается в порядке, установленном действующим законодательством для исчисления уплаты НДС» телеграмма Госналогслужбы и Минфина России от 11 .01.1994 г. №№ ВГ-6-05/9; 04-03-01).  Здесь тоже все оказалось достаточно просто.

За неуплату налогов закон предусматривал воистину драконовские санкции. Например, взыскание всей суммы заниженной прибыли и штрафа в этом же размере, при повторном нарушении штраф увеличивался в два раза, а при умышленном — в пять. При просрочке в уплате налога пени начислялись в размере 0,2 процента от неуплаченной суммы в день (а не 1/300 ставки рефинансирования). Закон менялся больше 30 раз и в 2005 году был благополучно отменен.

С 1 января 1999 года заработала часть первая Налогового кодекса, а с 1 января 2001 года — часть вторая, они здравствуют и поныне.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка