Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Списываем в расходы плату за негативное воздействие

8 декабря 2014 438 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, а также другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — Порядок определения платы). Такие платежи надо перечислять не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — кварталом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

При этом на практике компании зачастую сталкиваются со сложностями при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Дело в том, что налоговики нередко отказывают в признании таких сумм в налоговых расходах. Например, в случае, если нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ отличаются от установленных лимитов и нормативов. Кроме того, компании важно четко разграничивать, накапливает она отходы или занимается их размещением, поскольку налогообложение в каждом из этих случаев будет отличаться.

Кто платит за негативное воздействие

Конституционный суд в определении от 10.12.02 № 284-О отметил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Следовательно, действие Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) распространяется не только на организации, но и на предпринимателей.

Не имеет значения, и какой режим налогообложения применяет организация или ИП. Так, в письме от 11.07.07 № 03-11-04/3/262 Минфин России отметил, что организации и предприниматели, применяющие ЕНВД, уплачивают экологические платежи в общем порядке. А в письме от 21.03.07 № 03-06-06-04/1 финансовое ведомство пришло к аналогичному выводу в отношении плательщиков УСН.

Кроме того, Роспотребнадзор в письме от 05.10.10 № СМ-06-01-31/7167 указал, что обязанность компании по уплате платежа не прекращается из-за простоя, консервации и иного приостановления деятельности при условии дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. А в случае заключения договора аренды объекта негативного воздействия плательщиком экологического сбора является арендатор — лицо, фактически эксплуатирующее такой объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

А вот филиалы или представительства юридического лица самостоятельными плательщиками таких платежей не являются. Они вносят платежи от имени организации, если соответствующие полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении и есть доверенности у руководителя-«обособленца» (письмо Росприроднадзора от 05.10.10 № СМ-06-01-31/7167).

Сверхлимитные выбросы

Платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. НК РФ не содержит ответа на вопрос: какие выбросы относятся к предельно допустимым?

Минфин России в письмах от 07.05.07 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.06 № 03-03-04/1/238 указал, что в расходы можно включить только платежи за выбросы вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. Ранее финансовое ведомство также отмечало, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи нельзя учитывать при налогообложении прибыли (письмо от 01.12.05 № 03-03-04/403). При этом суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении прибыли не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Однако суды приходят к противоположным выводам. Так, в постановлении от 15.06.07 № А26-7961/2006-218 ФАС Северо-Западного округа отметил, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижении нормативов допустимых выбросов. Следовательно, такие выбросы и сбросы являются временно согласованными и учитываются в составе материальных расходов по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ. ФАС Уральского округа в постановлении от 19.03.08 № Ф09-1599/08-С3 отметил, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому компания вправе учесть спорные суммы в налоговых расходах.

Расходы на очистку сточных вод

На практике многим промышленным компаниям приходится прибегать к услугам по очистке сточных вод. В первую очередь это касается компаний, имеющих сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Президиум ВАС РФ в постановлении от 24.01.06 № 7317/05 отметил, что в случае, если прием сточных вод производится на основании договора, которым предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то такой платеж признают в качестве дифференцированного тарифа за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Такие затраты являются платой за услуги по приему и очистке сточных вод и учитываются в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Поддерживает такую точку зрения и Минфин России в письме от 25.09.07 № 03-03-06/1/697. Однако финансовое ведомство отмечает, что между организацией-абонентом и компанией водопроводно-канализационного хозяйства договором должна быть предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города.

Компания вправе учесть в расходах и стоимость услуг сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом контролеры зачастую предъявляют претензии к порядку признания в налоговом учете расходов на определение класса опасности отходов и стоимости услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По мнению налоговиков, эти затраты учитываются равномерно — в течение срока действия этих нормативов. Однако суды признают правомерность единовременного учета спорных расходов, поскольку длящиеся отношения между заказчиком и исполнителем в данной ситуации отсутствуют (постановление ФАС Уральского округа от 17.01.12 № Ф09-8803/11).

Платежи за размещение отходов

В любой производственной деятельности образуются отходы. По мнению судов, если у компаний и ИП образуются хозяйственные отходы, то они обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.11 № А41-45741/10).

Однако Президиум ВАС РФ посчитал такое мнение ошибочным. Ведь обращение с отходами — это деятельность по сбору отходов, обезвреживанию, хранению, транспортировке и размещению (ст. 1 Закона об отходах). Хранение отходов осуществляется в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования (ст. 12 Закона об отходах). Такие объекты внесены в отдельный государственный реестр, и для их создания требуется специальное разрешение. Компании, имеющие подобные объекты, должны получать лицензию. По мнению Президиума ВАС РФ, именно организации, занимающиеся хранением и захоронением отходов, являются плательщиками экологического платежа (постановления от 17.03.09 № 14561/08 и от 20.07.10 № 4433/10).

Нижестоящие суды придерживаются аналогичного мнения (постановления ФАС Уральского от 11.10.12 № Ф09-8837/12, Восточно-Сибирского от 17.03.11 № А19-17428/10, Волго-Вятского от 31.05.10 № А79-3668/2009, Центрального от 03.02.10 № А23-1764/09А-11-67 и Северо-Западного от 23.11.09 № А05-9018/2009 округов).

Организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, не обязаны уплачивать экологический платеж. В частности, это касается компаний, которые просто накапливают отходы для последующей их передачи специализированной организации (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.11 № 709/11).

Однако такие компании не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В противном случае к ним может быть применена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.12 № А75-512/2012).

Взимание со специализированных организаций не предвиденных ими выплат за ущерб окружающей среде противоречит Конституции РФ. На это указал Конституционный суд РФ в постановлении от 05.03.13 № 5-П. На практике рассматривался спор, в котором нижестоящие суды отметили, что на основании договоров компания принимала на себя обязательства от контрагентов по приемке и захоронению отходов. Соответственно к ней перешло право собственности на эти отходы. Следовательно, она обязана перечислить в бюджет плату за размещение отходов как за один из видов негативного воздействия на окружающую среду (ст. 23 Закона об отходах).

Однако Конституционный суд РФ пришел к выводу, что специализированная организация, оказывающая услуги по размещению отходов производства и потребления, не могла предвидеть, что на нее будет возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов. Соответственно она не могла предусмотреть в договоре с организацией, в результате деятельности которой образуются отходы и на которую в любом случае должно ложиться экономическое бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов, условие об учете данного платежа в стоимости оказываемых услуг. Значит, даже при отсутствии такого условия в договоре специализированная организация вправе не уплачивать экологические платежи.

А. Анищенко,
аудитор ООО «Аудиторская фирма “Атолл-АФ”»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка