Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Прекращение деятельности и проверки: в чем специфика контрольных мероприятий

23 декабря 2014 325 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

Принято решение о добровольной ликвидации строительной компании. Обязательно ли назначается выездная налоговая проверка в этом случае? Каковы ее особенности? Какие меры ответственности могут быть приняты в отношении организации, прекратившей свою деятельность?

Сообщение о ликвидации

Организация обязана уведомить налоговую инспекцию по своему местонахождению о начале процедуры ликвидации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Сообщение можно представить лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в подпункте 4 пункта 2 статьи 23, пункте 6 статьи 6.1 и в пункте 7 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Форма сообщения о реорганизации или ликвидации организации (форма № С-094) утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ (приложение № 5 к данному приказу).

Налоговый орган, получив уведомление, имеет право, но не обязан назначить проверку. Проверить могут три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Особенности проверки

В отличие от обычных выездных проверок при проведении проверки в связи с прекращением детельности налоговики могут проконтролировать заново правильность исчисления и уплаты налогов, даже если за этот период они уже проверялись. Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, согласно которому выездная проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, выполняется независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Контрольные мероприятия

В ходе выездной проверки налоговый орган вправе осуществлять все мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

В том числе:

  • истребовать у банка выписки по операциям на счетах организации (п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ);
  • проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (п. 1 ст. 92 Налогового кодекса РФ);
  • истребовать и изымать документы (ст. 93, 93.1, 94 Налогового кодекса РФ);
  • назначать экспертизу (ст. 95 Налогового кодекса РФ); вызывать свидетелей (ст. 90 Налогового кодекса РФ).

Если решение о ликвидации принято уже после того, как начата налоговая проверка, то это может быть истолковано как действие, направленное на затруднение налогового контроля. В такой ситуации налоговикам разрешено привлекать к проверке сотрудников органов внутренних дел (письмо ФНС России от 24 августа 2012 г. № АС-4-2/14007@).

Сроки

Нахождение организации в стадии ликвидации изменяет правила исполнения ею налоговой обязанности и сроки предъявления требований об уплате доначисленных налогов.

По общим нормам срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев. Его могут продлить до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Это вызвано тем, что процедура ликвидации регулируется нормами гражданского законодательства. И все кредиторы, в том числе и налоговый орган, обязаны заявить свои требования в установленный ликвидационной комиссией срок, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации юрлица. Поэтому инспекция как кредитор ликвидируемой организации должна успеть завершить проверку и предъявить свои требования для включения их в реестр требований кредиторов в предусмотренный для всех кредиторов срок.

Взыскание налогов

В то же время требование налогового органа как кредитора (исходя из положений ст. 63, 64, 855 Гражданского кодекса РФ) не совпадает по смыслу с понятием «требование об уплате налога», употребляемым в статьях 69, 70 Налогового кодекса РФ. У них различный характер.

Требование об уплате налога – это документ установленной формы, направляемый в случае налоговой недоимки.

Требование налогового органа как кредитора к ликвидируемой организации представляет собой материально-правовое требование к должнику, которое оформляется в произвольном порядке (форма не установлена).

Предъявленное налоговым органом требование об уплате выявленной недоимки, как и требования других кредиторов, подлежит отражению в промежуточном балансе. Ликвидационная комиссия может отклонить требование кредитора или уклониться от его рассмотрения. В этом случае налоговый орган в силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса РФ вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 Налогового кодекса РФ).

Выявленная при проверке налоговая задолженность погашается в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством, то есть в третью очередь (п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ). В первую очередь удовлетворяются требования граждан о возмещении вреда жизни или здоровью, а также о компенсации морального вреда. Во вторую – производятся расчеты с работниками по выплате выходных пособий и оплате труда. Таким образом, налоговые органы имеют приоритет перед другими кредиторами при взыскании сумм налога, за исключением кредиторов первой и второй очереди.

Исполнение обязательств

В пункте 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность при недостаточности средств ликвидируемой организации возложить ее обязанность по уплате налога на учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. Однако при применении данной нормы необходимо учитывать, что она может быть реализована только в тех ситуациях, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) несут субсидиарную ответственность по долгам организации. Например, если банкротство компании вызвано действиями учредителей (участников), на них в случае недостаточности имущества компании может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам (п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса РФ).

Если нет оснований для привлечения учредителя (участника) к обязанности погасить задолженность, а имущества самого ликвидируемого лица недостаточно, то ликвидация должна осуществляться в судебном порядке.

В статье 61 Гражданского кодекса РФ указано: когда стоимость имущества юридического лица не позволяет удовлетворить требования кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке несостоятельности (банкротства). Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не предусмотрено этим законом, производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб.

Значит, если требования налогового органа к ликвидируемой организации не менее указанной суммы, а имущества для их удовлетворения не хватает, то ликвидировать компанию по воле учредителей не получится. Ликвидация в данном случае возможна только через суд.  В пункте 3 статьи 9 закона № 127-ФЗ прямо установлено, что, если при проведении ликвидации юрлицо стало отвечать признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд в течение 10 дней.

Суд рассматривает заявление ликвидационной комиссии и при наличии всех признаков банкротства принимает решение о признании компании банкротом, об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Назначенный судом конкурсный управляющий (член саморегулируемой организации) осуществляет все процедуры по поиску и продаже имущества должника, распределяет вырученные средства между всеми кредиторами в соответствии с очередностью и завершает конкурсное производство. После чего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника (п. 3 ст. 149 закона № 127-ФЗ).

ИФНС не успела предъявить требования

Если инспекция не успела предъявить требования об уплате налогов ликвидационной комиссии в установленные сроки, то строительная компания завершает процесс ликвидации в обычном порядке. После составления промежуточного ликвидационного баланса и расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс. В регистрирующий (налоговый) орган вместе с ликвидационным балансом подаются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме № Р16001);
  • документ об уплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий представление в ПФР сведений персонифицированного учета (перечислены в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

По результатам рассмотрения документов принимается решение о госрегистрации ликвидации строительной компании.

Налоговый орган не вправе отказаться зарегистрировать ликвидацию юридического лица по причине того, что имеется непогашенная задолженность перед бюджетом, которая не отражена в ликвидационном балансе, если требование об уплате такой задолженности ликвидационной комиссии не заявлялось.

Необоснованный отказ можно оспорить в суде. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 21 июня 2011 г. № КГ-А40/5842-11 арбитры поддержали налогоплательщика, признав недействительным отказ в регистрации ликвидации общества. Суд решил, что документы – акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении общества к ответственности – не должны приниматься во внимание, поскольку они были оформлены после составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов (то есть с нарушением положений статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

В пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ определено, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Контроль после ликвидации

Если налоговая проверка будет проводиться в отношении контрагентов ликвидированной строительной компании, то налоговики могут истребовать у банка выписку по операциям на счетах ликвидированной организации.

По мнению налоговиков, такие мероприятия являются правомерными и осуществляются в рамках полномочий, предусмотренных статьей 93.1 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 17 января 2013 г. № АС-4-2/365@). В силу пункта 1 указанной статьи должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Поэтому, даже после прекращения деятельности компании у банка могут затребовать на проверку информацию об операциях по ее счетам.

Полученная от банка информация может быть использована для определения налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика, но никак не повлияет на обязательства компании, прекратившей деятельность. Налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (постановления Конституционного суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П, от 16 июля 2004 г. № 14-П). Эта обязанность прекращается с ликвидацией организации.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 Налогового кодекса РФ). Следовательно, после прекращения деятельности и внесения записи о ликвидации, налоговый орган не может проводить проверку компании и предъявлять ей какие-либо требования.

Л. Кондрашова,
заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Аудит-Эскорт»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка