Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Смена бухгалтера: как оформить передачу дел

18 февраля 2015 41 просмотр

Печатная версия
Электронный журнал

Статьи по теме

Главный бухгалтер не только ведет учет и составляет отчетность, но и следит за движением денег и имущества в организации. А также поддерживает документооборот и контролирует деятельность других сотрудников бухгалтерии. Поэтому в случае ухода из компании главбуха ему важно передать дела, а новому специалисту — правильно их принять, чтобы быть в курсе всех дел и в дальнейшем комфортно работать (см. схему).

1. Ознакомиться с трудовым и коллективным договорами, должностной инструкцией и иными локальными актами компании. Этот предварительный этап при приеме на работу проходят все без исключения сотрудники компании. Главбуху необходимо четко представлять весь спектр должностных обязанностей, чтобы структурировать и организовать свою работу, а также определиться с тем, на что обратить внимание при приеме дел от предыдущего сотрудника.

2. Ознакомиться с приказом о передаче дел. В приказе должно быть указано ФИО лица, принимающего дела (новый главный бухгалтер), лица, передающего дела (прежний главный бухгалтер), и иных лиц, участвующих в передаче дел (руководитель, аудитор, секретарь).

Кроме того, важно обратить внимание на сроки приема-передачи дел и порядок документального оформления такой передачи (если такой порядок не установлен в компании отдельным документом).

3. Убедиться, что прежний главбух провел инвентаризацию имущества и обязательств компании. Главный бухгалтер является материально ответственным лицом (ст. 243 ТК РФ). Поэтому на дату приема-передачи дел новому главбуху целесообразно провести инвентаризацию (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). При этом новый главный бухгалтер включается в состав инвентаризационной комиссии.

Также нелишним будет запросить у налоговиков и контролеров из фондов справку о состоянии расчетов с бюджетом (письменно или по ТКС). Это поможет выявить наличие недоимки или переплаты. Новому бухгалтеру это поможет сориентироваться с планированием налогового учета в компании.

4. Принять у прежнего главбуха документы. В первую очередь необходимо проверить наличие бумаг и ознакомиться с учетной политикой по бухгалтерскому и налоговому учету за два предшествующих года и текущий период — период, который может охватить выездная проверка (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Затем важно оценить соответствие бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству (создание соответствующих резервов, последовательность применения учетных политик, правильность формирования финансового результата и т. п.).

Новому бухгалтеру передаются регистры бухгалтерского и налогового учета, книги учета доходов и расходов, книги покупок и продаж и иные документы. Конечно, проверить все первичные документы новому главбуху будет затруднительно из-за их большого количества. В этом случае проверить наличие «первички», а также полноту и правильность заполнения ее реквизитов можно выборочно.

Также новому главному бухгалтеру целесообразно ознакомиться с аудиторскими заключениями, актами и решениями по результатам проведенных проверок. Это позволит составить представление о характерных ошибках прежнего главного бухгалтера, недочетах в его работе, которые выявляли контролеры. Чтобы оценить качество предоставленной отчетности, а также меру ответственности предыдущего главбуха, можно изучить и его переписку с соответствующими органами. Тогда смена бухгалтера пройдет проще

5. Получить пояснения прежнего главбуха. Пояснения могут касаться как ведения учета, так и взаимодействия с другими подразделениями компании, контрагентами и контролерами. В частности, прежний главбух может поделиться контактами опытного налогового консультанта, подсказать, кто из сотрудников курьерской службы оперативнее доставляет корреспонденцию поставщикам и в налоговую инспекцию, объяснить принцип работы внутренней электронной системы учета информации.

6. Составить акт приема-передачи дел. Нужный документ, если в компании происходит смена бухгалтера. В акте целесообразно отразить результаты инвентаризации, наличие недоимки или переплаты по налогам и взносам, указать на наличие дебиторской и кредиторской задолженности. При этом важно, чтобы акт подписал и новый, и прежний главный бухгалтер, а также руководитель компании.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка