Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

На счете 70 или 73 вы отражаете матпомощь и компенсации?

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Когда отказ в регистрации ККТ оспорить можно, а когда нельзя

27 февраля 2015 84 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Прежде чем начать использовать ККТ, ее необходимо зарегистрировать. Эксплуатировать ККТ без регистрации нельзя. Нарушителям в этом случае грозит административная ответственность в виде штрафа (ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Его размер для юрлиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Учтите, такой штраф оспорить в суде сложно (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. № А19-14700/10, ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2010 г. № Ф03-3840/2010).

Порядок регистрации

Регистрация, а также перерегистрация контрольно-кассовой техники в налоговых органах осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Он содержит перечень необходимых для этого документов, сроки регистрации и иные условия, соблюсти которые необходимо.

Итак. Для регистрации кассы подается заявление. Его форма утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@. Оно направляется по почте, в электронном виде или представляется лично. К заявлению прилагаются (подп. б и в п. 25 Регламента):

  • паспорт ККТ (он выдается поставщиком ККТ и содержит сведения о ней);
  • договор о техподдержке ККТ, заключенный с поставщиком кассы или центром технического обслуживания.

И это исчерпывающий перечень документов. Требовать иные бумаги и информацию нельзя ( п. 28 Регламента). Такая позиция поддерживается и Минфином России (письмо от 10 февраля 2010 г. № 01-02-03/03-41).

Так, налоговики не вправе требовать при регистрации ККТ представления договора аренды помещения, в котором она будет использоваться, или свидетельства о праве собственности на такое помещение (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406 и № 03-01-15/8-407). Инспекция не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении налоговых органов, иных госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении госуслуг ( п. 28 Регламента).

При отсутствии оснований для отказа в регистрации ККТ после проверки представленных документов и устранения выявленных недостатков с пользователем согласовываются место и время осмотра кассы (п. 61 Регламента). После осмотра ККТ осуществляется ее опломбирование маркой-пломбой установленного образца, а также фискализация (то есть включение фискального режима ККТ) и активация накопителя фискальной памяти (п. 66 Регламента). В итоге не позднее пяти рабочих дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов ККТ регистрируется ( абз. 1 п. 23 Регламента). Датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговом органе ( абз. 2 п. 23 Регламента).

Регистрация ККТ производится путем внесения специалистом налоговой инспекции сведений в книгу учета контрольно-кассовой техники, которая ведется в территориальном налоговом органе (п. 70 Регламента). Специалист делает отметки в паспорте и учетном талоне ККТ, которые подписываются им с указанием расшифровки подписи и заверяются печатью налогового органа (п. 70 Регламента).

После завершения указанных действий пользователю ККТ возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению, и выдается карточка регистрации ККТ (п. 72 Регламента) по утвержденной форме, заверенная подписью руководителя (его заместителя) налогового органа и печатью инспекции. Также пользователю выдаются учетный талон (п. 73 Регламента) и заверенный подписью специалиста налогового органа журнал кассира-операциониста (п. 72 Регламента).

Причины отказа в регистрации ККТ

Пункт 31 Регламента содержит закрытый перечень оснований для отказа в регистрации (перерегистрации) ККТ. Здесь нет такого основания, как кто является производителем ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной). Исходя из этого, специалисты ФНС России в письме от 5 ноября 2013 г. № АС-4-2/19831 сделали вывод о неправомерности отказа в регистрации ККТ в зависимости от производителя ЭКЛЗ. По мнению фискалов, высказанному в письме от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537@, неправомерными являются отказы при наличии идентификационного знака, содержащего количество знаков, обозначающих серию и учетный номер, более 12, а также в случае отсутствия идентификационного знака.

Основания для отказа следующие:

1) заявление и документы представлены в ненадлежащий налоговый орган. Регистрация ККТ производится по местонахождению фирмы (согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, это место государственной регистрации) или по местонахождению ее обособленного подразделения (если ККТ используется этим подразделением). При наличии нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым инспекциям, возможна регистрация всех ККТ по местонахождению одного из этих подразделений. Точнее, в том налоговом органе, в котором организация поставлена на учет по местонахождению обособленных подразделений ( абз. 2 п. 21 Регламента, письмо Минфина России от 18 августа 2010 г. № 03-01-15/7-183, п. 5 письма ФНС России от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303@);

2) представлены неверно оформленные документы, если выявленные налоговым органом недостатки не были устранены;

3) представлен неполный комплект документов;

4) в заявлении указаны недостоверные сведения;

5) предъявлены для регистрации модели ККТ, не включенные или исключенные из Государственного реестра контрольно-кассовой техники. Из этого правила есть ряд исключений. Так, ККТ зарегистрируют в следующих ситуациях:

  • изменение наименования организации;
  • изменение местонахождения организации;
  • реорганизация организации;
  • внесение ККТ в уставный капитал (уставный фонд) организации.

Кроме того, по данному основанию инспекторы откажут в регистрации и при отсутствии на распечатанных ККТ кассовых чеках обязательных реквизитов (письмо ФНС России от 6 марта 2013 г. № АС-4-2/3777). Проверку наличия на распечатанных кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах соответствующих реквизитов должны проводить налоговые органы по завершении фискализации ККТ, подлежащей регистрации. Если факт отсутствия на кассовых чеках обязательных реквизитов выявлен в ходе проведения контрольных мероприятий за применением ККТ, налогоплательщик может предъявить претензию налоговикам, которые провели регистрацию ККТ, не удовлетворяющую всем требованиям законодательства;

6) истек нормативный срок амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра. Согласно действующему законодательству, допускается эксплуатация ККТ, исключенной из Госреестра, до истечения нормативного срока амортизации. Данный срок составляет до 7 лет включительно с момента ввода ККТ в эксплуатацию ( письмо Минфина России от 7 июня 2006 г. № 03-01-15/4-124). В таких случаях налоговые органы обязаны перерегистрировать ККТ. Подтверждается такая позиция и судебной практикой. К примеру, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 3 мая 2006 г. № А38-3844-12/207-2005. В иных случаях в перерегистрации ККМ может быть отказано (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. № А33-13959/07-Ф02-2351/08, ФАС Московского округа от 24 мая 2006 г. № КА-А40/4359-06);

7) ККТ находится в розыске;

8) обнаружены неисправности ККТ, отсутствуют марки-пломбы, идентификационный знак. Требование о наличии на ККТ знака «Государственный реестр» в настоящее время не актуально ( постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1319, письмо ФНС России от 18 февраля 2013 г. № АС-4-2/2696@). Если данный знак отсутствует на ККТ, то в регистрации кассы не может быть отказано;

9) не обеспечен доступ к ККТ, в том числе к кассе в составе платежного терминала (банкомата);

10) заявитель не явился в согласованное время к месту осмотра ККТ.

Если инспекцией принято решение об отказе в регистрации ККТ, то заявителю направляется уведомление.

М. Галкина,
аудитор

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка