Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

По-новому подтверждайте вид деятельности в ФСС

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

НДС с процентов за рассрочку начислять не надо

11 марта 2015 398 просмотров

НДС при выкупе муниципального имущества

В ряде случае организации, приобретающие имущество, обязаны исполнить функции налогового агента по НДС.

Один из таких случаев – выкуп федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Так, при покупке (получении) государственного или муниципального имущества организация (предприниматель) будет налоговым агентом только при одновременном соблюдении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

1) продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;

2) имущество составляет казну Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), то есть не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием).

Таким образом, если у имущества есть балансодержатель (конкретное предприятие или учреждение), то независимо от того, кто выступает на стороне продавца (передающей стороны) в договоре (балансодержатель или орган государственной власти (местного самоуправления)), обязанностей налогового агента у вас не возникнет;

3) данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пунктам 1, 2 статьи 146 НК РФ.

Для того чтобы исполнить обязанности налогового агента при выкупе имущества необходимо сначала определить налоговую базу, а затем умножить ее на налоговую ставку.

Отметим, что при приобретении государственного (муниципального) имущества налоговую базу нужно определять с учетом следующих особенностей (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Датой определения налоговой базы является дата перечисления оплаты (в том числе предоплаты) за реализованное (переданное) имущество.

Определять базу нужно отдельно по каждой операции по реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества и рассчитывается она как сумма дохода от реализации (передачи) имущества с учетом налога.

НДС с процентов за рассрочку

Если договором предусмотрена уплата покупателем процентов за предоставление рассрочки (отсрочки) оплаты, то возникает вопрос о необходимости удержания НДС с суммы уплачиваемых процентов.

Чтобы определить подлежит ли обложению НДС сумма процентов, полученная продавцом за предоставленный коммерческий кредит, необходимо разобраться с правовыми основами данного договора.

Коммерческий кредит: правовая основа

В соответствии со статьей 823 Гражданского кодекса РФ, по договорам, исполнение которых связано с передачей имущества в собственность другой стороне, продавец может предоставить покупателю коммерческий кредит. В том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Таким образом, коммерческое кредитование производится не по самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров.

Однако долго время Минфин России высказывал точку зрения, основанную на толковании статьи 823 ГК РФ и применении статьи 162 НК РФ: денежные средства, полученные продавцом от покупателя товаров (работ, услуг) за предоставление коммерческого кредита, связаны с оплатой реализованных товаров.

Как отмечали финансисты, если организация (индивидуальный предприниматель) предоставляет покупателю рассрочку по оплате приобретенных товаров на условиях коммерческого кредита, то сумму полученных процентов подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи162 НК РФ. Примерами таких разъяснений главного финансового ведомства могут являться письма от 27.02.12 № 03-07-14/25, от 29.12.11 № 03-07-11/356, от 29.11.10 № 03-07-11/457.

Проценты по коммерческому кредиты не подлежат обложению НДС

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков.

Вот и основанием для изменения позиции главного финансового ведомства по вопросу обложения НДС процентов по коммерческому кредиту, послужило именно судебная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 07.08.12 № А12-542/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ было отказано определением ВАС РФ от 01.11.12 № ВАС-14084/12).

При вынесении решений, арбитры исходят из следующего: из анализа статьи 823 ГК РФ и статьи 153 НК РФ следует, что проценты, начисленные за предоставление рассрочки оплаты покупателю, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества.

Следовательно, такие проценты должно относиться к внереализационным доходам и не облагаться НДС.

Кроме того, согласно пункту 12 постановления Пленума ВС РФ от 08.10.98 № 14, к коммерческому кредиту относятся обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров.

И к данным обязательствам должны применяться нормы о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ).

Таким образом, проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.

Следовательно, учитывая, что проценты по займам освобождены от налогообложения НДС, суммы процентов, уплачиваемых покупателем – налоговым агентом при покупке в рассрочку имущества казны, не включаются в налоговую базу по НДС и не подлежат обложению этим налогом.

Отметим, что по данному вопросу сложилось достаточно большое количество положительной арбитражной практики. Помимо приведенных выше аргументов, судьи также отмечали, что перечень сумм, на которые должна увеличиваться налоговая база по НДС является исчерпывающим, и он не предусматривает включения в базу по налогу на добавленную стоимость процентов за пользование коммерческим кредитом.

Указанная точка зрения была высказана в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского от 21.02.13 № А33-7854/2014, Поволжского от 22.11.12 № А12-540/2014, Центрального от 13.12.12 № 35-1080/2012 округов.

В настоящее время позиция специалистов главного финансового ведомства аналогично арбитражной практике. А учитывая, что письмо ФНС России от 08.07.14 № ГД-4-3/13219 направлено для сведения и использования, в том числе налоговыми органами, то вероятнее всего, споров и претензий к налогоплательщикам по данному вопросу больше возникать не будет.

Елена Цырульник,

старший консультант ГК «ВнешЭкономАудит»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме

Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка