Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Взносы в ПФР в 2014 году: учтите изменения

23 марта 2014 71 просмотр

Заполнение расчетных документов

Фонд напомнил, что в 2014 году взносы в ПФР надо платить по тем же КБК.

Расчетные документы на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за периоды до 1 января 2014 года необходимо заполнять в соответствии с приказом Минфина России  от 21.12.12 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». За эти периоды, включая 2013 год, взносы на ОПС на финансирование страховой и накопительной части пенсии уплачиваются по КБК, предназначенным для учета страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату каждой из этих частей.

С 1 января 2014 года вместо кода ОКАТО применяются коды ОКТМО согласно Классификатору ОК 033-2013 (утвержден приказом Росстандарта от 14.06.13 № 159-ст). Код ОКТМО строится следующим образом. К 8-разрядному коду по ОКТМО муниципального образования, в состав которого входят населенные пункты, добавляются три разряда для кодирования этих населенных пунктов с использованием серийно-порядкового метода кодирования. Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований и входящий в их состав населенных пунктов и межселенных территорий размещена, в частности, на официальном сайте Минфина России.

Приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н утверждены новые Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее – Правила № 107н).

Согласно пункту 6 приложения 2 к Правилам № 107н, в поле 105 указывается значение кода ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в реквизите «105» указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).

Отчетность в ФСС России (форма 4-ФСС) и в ПФР (форма РСВ-1) тоже содержит соответствующие поля ОКАТО. Пока изменения относительно замены кодов ОКАТО на ОКТМО в эту отчетность не внесены.

Зато в приказах ФНС России, посвященных изменениям в формы налоговых расчетов, приводится следующая формулировка (например, в приказе ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174 о форме декларации по налогу на прибыль организаций): при заполнении показателя «Код по ОКТМО», под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код ОКТМО имеет восемь знаков, не подлежат заполнению дополнительными символами (заполняются прочерками). Например, для восьмизначного кода ОКТМО 12445698 в поле «Код по ОКТМО» указывается одиннадцатизначное значение «12445698---«.

Возможно, аналогичный порядок будет применяться и при заполнении отчетности в государственные внебюджетные фонды.

Насчет проставления прочерков в платежках в фонды вопрос пока остается открытым.

ПФР сообщает, что начиная с 2014 года уплата страховых взносов на ОПС осуществляется единым расчетным документом, направляемым на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов на ОПС, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии ( в том числе 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

Этот порядок установлен новой статьей 22.2 «Единый расчетный документ» Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Распределение взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии и уплата их по разным платежным документам за расчетные периоды 2014 года отменяется.

Поскольку новая статья действует с 1 января 2014 года, то платежи за предыдущие расчетные периоды (до 2014 года) осуществляются в прежнем порядке – двумя расчетными документами.

Тарифы страховых взносов

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 02.12.13 № 333-ФЗ, который внес поправки в статьи 58 и 58.2 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации..». 

Однако для большинства плательщиков тарифы страховых взносов сохраняются на уровне 2013 года в размере 30 процентов (22% – в ПФР; 2,9% – в ФСС России; 5,1% – в ФФОМС). Также сохраняются взносы в размере 10 процентов в бюджет ПФР, начисляемые с базы сверх установленной предельной величины.

Фонд напоминает, что предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему ОПС, с 1 января 2014 года оставляет 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101). Сверх этой суммы взносы в ПФР уплачиваются по тарифу 10 процентов.  В 2013 году указанная предельная величина составляла 568 000 руб.

Также указано, что период применения льготного тарифа страховых взносов для малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптечных организаций продляется до 2018 года с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков на 2 процентных пункта.

Отмечено, что в 2014 году для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф страхового взноса установлен на общих основаниях (22% + 10%). Напомним, что льгота, которой пользовались указанные организации – освобождение от уплаты взносы по ставке 10 процентов с базы, превышающей предельную величину, с 2014 года упразднена.

ПФР привел сводную таблицу, в которой тарифы страховых взносов на ОПС на 2013 – 2027 годы в разрезе плательщиков, включая тех, кто использует льготные тарифы.

Застрахованные лица могут дольше выбирать тариф взноса на накопительную часть пенсии

Согласно законодательству, действовавшему до 2014 года, лица 1967 года рождения и моложе должны были с 1 января по 31 декабря 2013 года выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 либо 2 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса (п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.02 № 111-ФЗ).

Законом № 351-ФЗ изменены как период для выбора порядка формирования будущей пенсии (он продлен до 31 декабря 2015 года), так и тарифы для ее накопительной части (вместо 6 и 2% - 6 и 0%).

Выбор ставки 6 процентов осуществляется путем подачи застрахованным лицом в территориальное отделение ПФР заявления. До этого момента 6 процентов страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Статьей 33.3 Закона № 167-ФЗ определены более длительные сроки принятия аналогичного решения указанными застрахованными лицами, в отношении которых с 1 января 2014 года страховые взносы на ОПС начисляются впервые.

Дополнительные пенсионные взносы с выплат некоторым «вредникам»

При осуществлении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (это работы в горячих цехах, с тяжелыми условиями труда в сельском хозяйстве, строительстве, текстильной промышленности, на транспорте и др., дающие право на льготный пенсионный стаж), страхователи уплачивают взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьями 58.3 Закона № 212-ФЗ и 33.2 Закона № 167-ФЗ.

ПФР обратил внимание на принятие Федерального закона от 28.12.23 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда (СОУТ)». Основной целью этого закона, помимо экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда, является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах для обеспечения двух механизмов:

1) освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР;

2) предоставления предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.

Одновременно был принят Федеральный закон от 28.12.13 № 421-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с выходом Закона о СОУТ.

В частности, с 2014 года введены обновленные дополнительные тарифы пенсионных взносов, зависящие от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

Однако до полноценного введения СОУТ еще пройдет какое-то время, в течение которого работодатели могут по-прежнему использовать действительные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной ранее.

Переходными положениями Закона № 426-ФЗ (ст. 27) установлены особенности применения с 1 января 2014 года прежних результатов аттестации  рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

А части 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ и пункты 1 и 2 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ, в которых с 2013 года установлены дополнительные тарифы пенсионных взносов на выплаты застрахованным лицам без учета результатов СОУТ, пока не упразднены.

Обратите внимание: в отличие от старых новые дополнительные тарифы пенсионных взносов никак не связаны с видами тяжелых работ, а зависят только от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах.

Результаты проведенной в соответствии с прежним порядком аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов.

Если у работодателя существуют рабочие места, соответствующие работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, на которых по результатам прежней аттестации рабочих мест условия труда признаны допустимыми и оптимальными, то до проведения СОУТ он не вправе применять к выплатам соответствующим работникам нулевые дополнительные тарифы.

В информации ПФР разъясняет, что для уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам в 2014 году применяются КБК, действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Новая отчетность в ПФР

ПФР сообщил, что для удобства плательщиков страховых взносов разработана форма объединенной отчетности, которая будет действовать с I квартала 2014 года.

ПФР отмечает, что в проекте данного Расчета учтены особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, в том числе, дифференциация их размеров в зависимости от установленного по результатам СОУТ, класса (подкласса) условий труда. Кроме того, в новый Расчет внесены дополнения в части перечня сведений, указываемых в общей и профессиональной частях индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В состав нового Расчета включены формы индивидуальных сведений на каждое застрахованное лицо – работника организации (работающего по трудовым или гражданско-правовым договорам).

Определять суммы страховых взносов на ОПС в разрезе страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц будет производить сам ПФР на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета с учетом выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии).

Таким образом, новый Расчет устанавливает соответствие сведений персонифицированного учета данным формы Расчета, позволяет отражать сведения по расчету базы, начислению и уплате страховых взносов с 2014 года единым платежным документом. Также Расчет позволяет отслеживать остатки страховых взносов, доначисление и уплату за периоды 2010-2013 годов.

Единая (объединенная) отчетность будет проверяться единым программным комплексом при приеме отчетности в территориальных органах ПФР. По итогам проверки предполагается формирование единого протокола для плательщика страховых взносов, фиксирующего дату и правильность принятой отчетности с учетом требований соответствующего форматно-логического контроля.

Взыскание мелких задолженностей по страховым взносам

Согласно Закону № 358-ФЗ увеличиваются сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды. Предусматривается, что если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР - 1500 руб., то решение о взыскании задолженности за счет денежных средств со счетов плательщика может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования. Органам контроля за уплатой страховых взносов (это ПФР и ФСС России) предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов (ч. 5.2 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Постановление о взыскании таких (мелких) сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (ч. 3 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Обратите внимание: указывая лимиты малых задолженностей (1500 руб.) и соответствующие сроки, а также порядок их взыскания, ПФР имел в виду те платежи, который он администрирует сам.

Для мелких задолженностей по платежам, администрируемым ФСС России, установлены те же сроки и порядок взыскания за счет денежных средств на расчетном счете и за счет имущества страхователя, но с учетом иного лимита – 500 руб. (ч. 5.2 ст. 19 и ч. 3 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Аналогичный порядок и аналогичный лимит 500 руб. действует при взыскании мелких задолженностей по платежам в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев.

Заметим, что для задолженностей юридических лиц и предпринимателей, превышающих 1500 руб. (500 руб. – по платежам в ФСС России), сохранился прежний порядок взыскания за счет денежных средств – не более двух месяцев после истечения периода, указанного в требовании (ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Также сохранен и общий срок принятия постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика –  один год после истечения срока исполнения требования (ч. 3 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Следовательно, аналогичный порядок взыскания с учетом лимита 500 руб. действует и в отношении больших задолженностей по взносам на «несчастное» страхование.

Елена Веденина,

эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка