Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расходы на благоустройство в 2015 году: проблемы со списанием затрат и вычетами НДС

3 апреля 2015 278 просмотров

Сайт журнала «РНК»

Электронный журнал «РНК»

Необходимость расходов на благоустройство территории, прилегающей к офисным или производственным зданиям, после зимы 2014 - 2015 года очевидна. Причем нередко благоустройство и озеленение территории не является прихотью компании, а бывает продиктовано требованиями регионального законодательства или иными нормативно-правовыми актами.

Несмотря на это, налоговики нередко исключают такие расходы, утверждая, что они напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью организации. Кроме того, они отказывают в вычете «входного» НДС по ним. Посмотрим, как Минфин России относится к отражению в налоговом учете подобных затрат и допускает ли принятие НДС к вычету.

Расходы благоустройство

Проблема в том, что расходы на обустройство территории в главе 25 НК РФ не упоминаются. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит понятия «благоустройство территории». Поэтому Минфин России предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства (письма от 10.08.12 № 03-03-06/4/83, от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 17.07.12 № 03-03-06/2/81).

Некапитальные расходы

По мнению ведомства, под текущими расходами на внешнее благоустройство прежде всего понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Речь, в частности, идет о расходах на прокладку дорожек и мощение их тротуарной плиткой, установку скамеек и урн, устройство газонов и цветников, посадку деревьев, кустарников, цветов и газонной травы.

Минфин России почему-то считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.

Впрочем, ведомство разрешило учесть расходы на озеленение территории организации, основным видом деятельности которой является предоставление санаторно-курортных услуг (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443). Дело в том, что согласно действовавшим в тот период Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Причем площадь зеленых насаждений и газонов должна была составлять не менее 60% от общей площади участка (сейчас - не менее 50% от общей площади участка).

Видимо, поэтому Минфин России признал, что расходы санатория на озеленение своей территории являются обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Ведь они напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с ведением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Представляется, что аналогичные аргументы могут использовать компании, занимающиеся другими видами деятельности. Главное, чтобы требование о благоустройстве или озеленении территории было прописано в соответствующих санитарных правилах.

Например, автозаправочные станции и автомойки обязаны создавать санитарно-защитную зону (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Значит, расходы на озеленение площадей таких зон являются для них обоснованными. Вместе с тем налоговики могут посчитать, что расходы на содержание санитарной зоны должны нести специальные организации, эксплуатирующие дороги. Такой же вывод содержится в одном из писем Минфина России (письмо от 08.05.09 № 03-03-06/1/317).

Расходы на создание амортизируемого имущества

Многие компании, помимо текущих расходов на благоустройство прилегающей территории, осуществляют расходы капитального характера, то есть создают объекты внешнего благоустройства стоимостью более 40 000 руб. за единицу и сроком полезного использования свыше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). К таким объектам, в частности, относятся контрольно-пропускные пункты около здания, автостоянки, железобетонные заборы и ограждения, системы освещения территории.

Минфин России признает, что подобные объекты внешнего благоустройства являются амортизируемым имуществом. Ведь срок их полезного использования обычно превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Тем не менее амортизация по таким объектам не начисляется. Это прямо прописано в Налоговом кодексе (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Поэтому ведомство отмечает, что капитальные расходы на создание или приобретение подобных объектов при расчете налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 20.05.11 № 03-03-06/4/49).

Вычету НДС по расходам на благоустройство

Минфин России считает, что расходы организации на благоустройство и озеленение прилегающей к ее зданию территории не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС. Следовательно, «входной» НДС по этим расходам к вычету не принимается (письма от 09.11.11 № 03-03-06/1/736, от 18.10.11 № 03-07-11/278 и от 15.03.11 № 03-03-06/1/136).

Аналогичные выводы ведомство сделало и относительно НДС, предъявленного исполнителем при приобретении услуг по уборке снега или мусора (письмо Минфина России от 15.03.11 № 03-03-06/1/136). Поскольку указанные услуги (уборка снега, мусора, благоустройство газонов), по мнению чиновников, не используются для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, то НДС, предъявленный по таким услугам, к вычету не принимаются.

Впрочем, можно предположить, что Минфин России не стал бы возражать против вычета НДС по расходам на благоустройство и озеленение территории, осуществление которых предписано санитарными правилами. Ведь выполнение этих требований напрямую связано с ведением облагаемой НДС деятельности, например с реализацией санаторно-курортных услуг (при условии, что санаторий отказался от освобождения указанных услуг от НДС), продажей ГСМ на автозаправке или услуг по мойке автотранспорта (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Однако писем Минфина России с подобными выводами найти не удалось. В письме, в котором чиновники разрешили санаторию признать расходы на озеленение территории, речь шла исключительно о налоге на прибыль, вопросы вычета НДС в нем не рассматривались (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).

К сожалению, не нашли мы разъяснений ведомства и о том, как в 2015 году отражать «входной» НДС по расходам на объекты внешнего благоустройства, являющимся амортизируемым имуществом. Скорее всего, Минфин России откажет в вычете НДС по таким объектам, однако не будет против включения «входного» налога в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ). Тем более что в налоговом учете подобные объекты не подлежат амортизации, и, значит, организация все равно не сможет списать их стоимость в расходы (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства

Объекты внешнего благоустройства, как и любые другие активы, нуждаются в периодическом ремонте и техническом обслуживании. Особенно это заметно после окончания зимнего периода.

Несмотря на то что в налоговом учете амортизация по таким объектам не начисляется, Минфин России разрешает организациям признавать расходы на их ремонт. Но только при условии, что объекты внешнего благоустройства были созданы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Как, например, в следующей ситуации (письмо Минфина России от 02.04.07 № 03-03-06/1/203). Производственные объекты благоустройства компрессорной станции и промплощадки газораспределительной станции (асфальтирование и посадка газонной травы) создаются в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов. Следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика.

Ведомство считает, что при подобных обстоятельствах расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства признаются в налоговом учете в месяце их осуществления без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 260 и п. 5 ст. 272 НК РФ). Для оформления таких расходов целесообразно составить дефектную ведомость, подтверждающую необходимость проведения ремонтных работ (письма Минфина России от 30.10.07 № 03-03-06/1/745 и от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).

Более того, чиновники считают, что компания вправе признать расходы на ремонт амортизируемого имущества, даже если эти расходы соразмерны или превышают первоначальную стоимость самого объекта (письмо Минфина России от 28.10.08 № 03-03-06/1/609). В ситуации, рассмотренной в этом письме, компания планировала провести капитальный ремонт асфальтового покрытия на территории склада. При этом здание склада было приобретено за 3 млн. руб., а стоимость ремонта подрядная организация оценила в 2,8 млн. руб. Указанные суммы не смутили чиновников. Главное, по их мнению, чтобы расходы соответствовали требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Впрочем, ведомство отметило в том же письме, что для обеспечения равномерного учета расходов на ремонт основных средств организация вправе сформировать в налоговом учете резерв под предстоящие расходы на такой ремонт (п. 3 ст. 260 и ст. 324 НК РФ).

Д. Осипов,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка