Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отменить штраф за ошибки в индивидуальных сведениях

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проверки ККТ и наличных расчетов: обзор судебной практики

3 апреля 2015 320 просмотров

Превышение лимитов проверит инспектор

Налоговые инспекторы напомнили (письмо от 05.06.13 № АС-4-2/10250), что они вправе проводить проверки ККТ и наличных расчетов.

При этом чиновники сослались на определение ВАС РФ от 29.11.12 № ВАС-15182/12. В нем арбитры поддержали  инспекторов, оштрафовавших компанию по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за расчеты наличными с партнеров свыше 100 тыс. руб. Нарушения были выявлены в ходе проверки контрагента компании. Компания обжаловала штраф. При этом она настаивала на том, что штраф был наложен без проведения проверки или иных контрольных мероприятий в отношении компании. По ее мнению, проверять фирму должны были должностные лица учреждений банка, а не налоговый орган, который вышел за пределы своих полномочий, круг которых очерчен в статье 31 НК РФ. Судьи с такой позицией не согласились.

Ведь согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения. Поскольку налоговые органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.1 КоАП РФ, то они были вправе составить протокол об указанном нарушении (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Следовательно, инспектор может проводить проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

 Причем законодательно никак не ограничивается количество проверок и периодичность их проведения, а также проверяемый период (письмо ФНС России от 12.09.12 № АС-4-2/15195). Действительно, такие проверки не относятся к формам налогового контроля, регулируемым нормами Налогового кодекса.

Контролировать можно, но не путем контрольной закупки

Спор о возможности привлечения к административной ответственности  по результатам проведения контрольной закупки идет уже больше десятилетия. Возможность привлечения фирмы к ответственности за неприменение ККТ в случае выявления нарушения по результатам контрольной закупки долгое время была под вопросом, в том числе и для сотрудников ФНС России (письма ФНС России от 17.10.12 №  АС-4-2/17581, от 11.09.09 № ШС-22-2/1).

Дело в том, что проведение проверочной (контрольной) закупки возможно только в рамках оперативно-розыскной деятельности (ст. 6, 8 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). То есть налоговые органы не имеют право проводить проверочную закупку. Более того, проверочная закупка проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 8 Закона № 144-ФЗ). Поэтому такие закупки налоговые органы часто проводили совместно с сотрудниками полиции.

Отметим, что судьи могут отказать в привлечении к административной ответственности на основании отсутствия соответствующего постановления, так как доказательства получены с нарушением закона (постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08).

Но у спора  может быть и другой исход. Судьи (особенно в районных судах) могут и одобрить штраф по итогам контрольной закупки. При этом решив, что  поскольку задачами полиции (милиции) является предупреждение и пресечение административных правонарушений, то и доказательства, полученные в ходе проверки, являются допустимыми, если сотрудники правоохранительных органов, участвующие в проверке, указаны в поручении на ее проведение (постановления ВС РФ от 29.07.09 № 41-АД09-3, от 24.07.09 № 46-ад09-1).

Проверку можно переименовать

Отметим, что инспекторы попытались разрубить гордиев узел, переименовав контрольную закупку в «проверку выдачи чеков». Так, в настоящее время действует Административный регламент (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н, далее – Регламент № 132н), согласно которому при исполнении функции контроля специалисты ФНС России имеют право проверять, выдают ли продавцы покупателям кассовые чеки, бланки строгой отчетности.

При этом, проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами или с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 23 Регламента № 132н). Инспектор имеет право наблюдать за покупкой, причем вести при этом аудио- или видеозапись. Кто именно будет играть роль «покупателя» в Регламенте № 132н прямо не говорится. Но очевидно, что сотрудники инспекции в самом начале проверки осуществляют, по сути, контрольные закупки. Что озвученные мероприятия представляют собой по сути, как не контрольную закупку?

Таким образом, закупку переименовали в административную процедуру по проверке выдачи кассовых чеков и продолжают осуществлять.

Минфин России фактически дал инспекторам добро на проведение контрольных закупок. Но на всякий случай, в Регламенте № 132н есть речь и о привлечении сотрудников полиции (п. 7). Возможность сотрудничества с полицией предусмотрена и Федеральным законом от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (п. 2 ст. 7).

Отметим, что выводы, изложенные в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1988/09 и № 1000/09 по-прежнему актуальны. И принятие такого нормативно-правового акта, как Регламент № 132н, обладающего меньшей юридической силой, чем Федеральный закон «Об оперативно-разведывательной деятельности», недостаточно для обоснования законности проведения контрольных закупок.

Кроме того, обычна практика, когда сотрудники инспекции якобы делают  «покупки для личных целей», при которых  товар не возвращается продавцу. Такую деятельность сотрудников ФНС России Минфин России давно уже рассматривает как абсолютно правомерную (письмо Минфина России от 07.02.06 № 03-01-15/1-23). Хотя если «покупки для личных целей» носят системный характер, то согласиться с их правомерностью, на взгляд автора, достаточно сложно.

 А судьи что?

Похоже, что и судьи теперь одобряют такие «обходные» действия проверяющих. Так, в комментируемом письме содержится ссылка на спор между налоговым органом и компанией по вопросу привлечения ее к ответственности  по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Тринадцатый Арбитражный Апелляционный суд в постановлении от 19.11.12 № А56-36214/2012 пришел к выводу, что невыдача чека третьему лицу, не участвовавшему в проверке, содержит состав правонарушения. Компания обжаловала действия проверяющих, посчитав их контрольной закупкой. Но, по мнению судей, мероприятия по контролю проведены сотрудниками инспекции открыто (гласно), третье лицо выявлено сотрудниками налогового органа в ходе проверки, участия в проверке не принимал.

Проверяйте чеки, не отходя от кассы

Также в письме от 05.06.13 № АС-4-2/10250 ФНС России делаются следующие выводы.

Во-первых, двойной штраф  (по ч. 2 ст. 14.5 и по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) может быть наложен в случае некорректности значения криптографического проверочного кода кассового чека, а также отсутствия информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте. Поскольку в таком случае ККТ не обеспечивает защиту фискальных данных и долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных  кассовых операциях. То есть в описанном случае ККТ работает в нефискальном режиме.  При этом чиновники сослались на определение ВАС РФ от  13.11.12 № ВАС-14289/12.

Во-вторых, при продаже физическим лицам билетов во исполнение агентского договора такая деятельность рассматривается как деятельность платежного агента. Следовательно, должны применяться нормы Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». По мнению судей, в такой ситуации деятельность компании подпадает под определение платежного агента – оператора по приему платежей (определение ВАС РФ от 22.02.13 № ВАС-17076/12).

Кроме того, неиспользование платежным агентом при приеме платежей от физических лиц специальных счетов также грозит штрафом по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ (постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 14.02.13 № 09АП-294/2013).

В-третьих, любое обособленное подразделение (в том числе и не наделенные функциями юридического лица, не отраженные в уставе организации), ведущие кассовые операции, обязаны соблюдать требование о ведении кассовой книги. Так, Тринадцатый Арбитражный Апелляционный суд отверг доводы компании о том, что  автозаправочные станции являются территориально-обособленной торговой точкой, которая не обязана вести кассовую книгу (постановление от 25.02.13 № А56-55039/2012).

И еще в ФНС напомнили, что кассовые чеки, содержащие номер не зарегистрированной ККТ, не могут быть основанием для вычета НДС. Ведь они свидетельствуют об отсутствии реально осуществленных хозяйственных операций (Определение ВАС РФ от 23.11.12 № ВАС-15161/12). Жаль, что совета как проверить чеки, они не дали, ведь эта информация не находится в открытом доступе.

Мария Щербакова,

налоговый консультант

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка