Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Недоимку выявят не только в ходе налоговых проверок

6 апреля 2014 69 просмотров

Порядок не установлен

Выявленная налоговиками задолженность налогоплательщика перед бюджетом по уплате налога или сбора может быть погашена:

  •  за счет имеющейся переплаты путем проведения зачета по инициативе налогового органа;
  •  путем уплаты необходимой суммы недоимки на основании выставленного требования.

Положениями статьи 70 НК РФ установлено, что налоговые органы не позднее трех месяцев со дня обнаружения недоимки направляют налогоплательщику требование об уплате налога.

При этом если речь не идет о проведении налоговых проверок, порядок и сроки выявления контролирующими органами недоимки законодательством не установлены. В связи с чем организация просит разъяснить, каков порядок и сроки выявления недоимки по налогам вне рамок налоговых проверок?

Формы контроля

Ключевой в ответе чиновников (письмо от 19.04.13 № 03-02-07/1/13461) является фраза констатирующая, что недоимка может быть выявлена налоговым органом не только в ходе налоговых проверок, но и при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Обратимся к нормам налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). А также в других формах, предусмотренных НК РФ, например, такой как получение сведений о счетах.

Исходя их приведенного перечня (если исключить камеральные и выездные проверки) не ясно, как налоговый орган должен выявлять суммы неуплаты и недоимки. Особенно при проведении совместной сверки расчетов.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662. И получается, что трехмесячный срок со дня обнаружения недоплаты налога, установленный для направления требования об уплате налога, налоговики будут отсчитывать от даты составления документа указанной формы (о выявлении недоимки).

Сроки для взыскания

Такой подход может привести к нарушениям со стороны налоговых органов в части попыток продлить сроки, отведенные для выставления требования об уплате налога и взыскания сумм недоимки.

Напомним, что после истечения периода совокупности сроков, предусмотренных Налоговым кодексом для указанных целей (выставления требования, вынесения решения о взыскании налога и обращения в суд) налоговый орган вообще утрачивает право на взыскание недоимки - бесспорное принудительное или через суд.

При этом, как доказано арбитражной практикой, пропуск налоговым органом трехмесячного срока для направления требования об уплате налоговой задолженности, не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления сроков, предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ для принятия решения о взыскании и его исполнения.

Иными словами, предельный срок для принудительного взыскания сумм налогов, задекларированных, но не уплаченных налогоплательщиком, - чуть более пяти месяцев. Он включает:

  • три месяца на выставление требования (п. 1 ст. 70 НК РФ);
  • срок, указанный в требовании (требование об уплате налога, согласно п. 4 ст. 69 НК РФ, должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании);
  • два месяца на принятие решения и выставления поручения на списание средств в банк (решение о взыскании, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока).

На судебное взыскание отводится еще шесть месяцев (заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ)).

То есть общий предельный период, в течении которого у налогового органа есть возможность провести процедуру взыскания в установленном порядке и обратиться в суд, составляет чуть более 11 месяцев. Данный срок подлежит исчислению от установленной Налоговым кодексом даты уплаты своевременно задекларированного налога.

Соблюдение прав налогоплательщика

Руководствуясь позицией Минфина России, изложенной в письме от 19.0413 № 03-02-07/1/13461, налоговики могут не только внести соответствующие исправления в свой внутренний учет (карточку расчетов с бюджетом), но и составить документ о выявлении недоимки по утвержденной форме. И тем самым инициировать процедуру взыскания, выставив в течении трех месяцев с даты составления указанного документа требования об уплате выявленной таким способом суммы недоимки.

Допустим, проведя с налогоплательщиком совместную сверку расчетов по налогам и сборам, инспектор установил, что он ошибочно не отразил во внутреннем учете на лицевом счете организации сумму налога по своевременно сданной более года назад налоговой декларации. По мнению автора, в ходе сверки никакие суммы недоимки (исходя из смысла их трактовки в соответствии с нормами Налогового кодекса) выявлены быть не могут в принципе. Так недоимку выявит когда?

В ходе сверки налоговый орган может лишь найти и исправить ошибки в данных своего учета. Однако допущенные налоговиками ошибки и их последующее исправление не могут повлиять на исчисление пресекательных сроков, отведенных законодательством для взыскания своевременно задекларированных сумм налогов и сборов.

Судебная поддержка

Такой правовой подход неоднократно поддерживался арбитрами на самом высоком уровне. Согласно постановлениям Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07, от 11.05.05 № 16507/04, наличие или отсутствие какой-либо информации в документах внутриведомственного учета налоговых органов не может и не должно иметь никаких негативных последствий для налогоплательщика.

В определении ВАС РФ от 28.04.09 № ВАС-4793/09 подчеркнуто следующее. Вывод судов о том, что наличие в лицевом счете как в документе внутреннего учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Так как это не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей и не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика. И что такая позиция соответствует сложившейся по данному вопросу судебно-арбитражной практике, сформированной Президиумом ВАС РФ.

Помимо этого, необходимо отметить также, что совместные акты сверки не являются теми документами, которые предусмотрены нормами Налогового кодекса в качестве документов, позволяющих производить доначисления, списания средств или отражать уплату налогов.

Следовательно, информация, содержащаяся в любом подобном акте, не может повлиять на действия (или бездействие) налогового органа по неотражению им в системе своего учета сумм налогов и сборов к уплате по декларации, своевременно сданной налогоплательщиком и содержащей полную и достоверную информацию.

Если налогоплательщик не скрывал объект налогообложения, самостоятельно исчислил налог и отразил его в вовремя сданной декларации, то сумма подлежащего уплате налога, отраженная в декларации, но по ошибке инспекции не отраженная в учете, не может быть доначислена и взыскана с налогоплательщика и по итогам выездной налоговой проверки, цель которой выявлять и взыскивать сокрытые (незадекларированные) суммы налогов. К такому выводу пришел недавно Десятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 19.04.13 по делу № А41-47214/2012.

В противном случае, попытка обновить во внутреннем учете доначисление налога на дату проверки проведения проверки (вынесения решения), а не на дату поданной декларации приводит к искусственному прерыванию течения срока давности на право бесспорного взыскания выявленных сумм налога и соответствующих сумм пеней.

Сергей Рюмин,

управляющий партнер ООО «КАФ "ИНВЕСТАУДИТТРАСТ"»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Упрощенка 9 декабря 2016 16:00 Пособия ФСС в 2017 году

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка