Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Изменения в порядке аттестации рабочих мест

10 апреля 2013 8 просмотров

Применение результатов аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которая включает в себя проведение аттестации рабочих мест.

Результат аттестации – это оценка условий труда работников, который ориентирует работодателя, в частности, на следующие действия.

Если при аттестации будет выявлено несоответствие условий труда государственным нормативным требованиями охраны труда, то работодателю необходимо за свой счет проводить мероприятия по устранению такого несоответствия (ст. 211 ТК РФ).

До тех пор, пока устранить влияние определенных вредных факторов на работников (снизить это влияние до допустимого уровня) невозможно, работодатель обязан выплачивать работникам компенсации, предоставлять сокращенный рабочий день и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 92, 117, 147, 219 ТК РФ).

Если безопасные условия труда подтверждены результатами аттестации рабочих мест или заключением государственной экспертизы, то компенсации работникам не устанавливаются.

Работодатель обязан организовывать медосмотры лиц, работающих во вредных условиях (ст. 213 ТК РФ). Списки этих лиц формируются с учетом результатов аттестации рабочих мест.

Проведение работодателем аттестации и обязательных медосмотров, обеспечение благоприятных условий труда стимулируется материально – экономией на страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

С 18 сентября 2012 года утверждена новая методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на «несчастное» страхование (приказ Минтруда России от 01.08.12 № 39н). Эта методика предусматривает учет как самого факта проведения аттестаций (количества охваченных аттестацией рабочих мест) и обязательных медосмотров работников в установленных случаях, так и результатов аттестации.

Новая форма-4 ФСС РФ дополнена таблицей 10 «Сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников на начало года»». Пока она существует только в виде проекта, размещенного на официальном сайте Минтруда России, и ее предполагается ввести в действие с отчетности за I квартал 2013 года.

Еще одна материальная стимуляция работодателя улучшать условия труда введена с 1 января 2013 года. Страховые взносы в ПФР увеличены на дополнительные тарифы за работников вредных и опасных производств, имеющих право на досрочный выход на пенсию (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Это в основном работники, которые проходят по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10).

Работодатель может быть освобожден от уплаты указанных дополнительных взносов по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Пока такой закон не выпущен, отличие специальной оценки условий труда от оценки условий труда по результатам аттестации рабочих мест неизвестно. Рассмотрим другие изменения в порядке аттестации рабочих мест.

Количественный показатель условий труда

Понятие «безопасные условия труда (условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов)» содержится в статье 209 ТК РФ.

Однако чаще всего принято использовать качественные определения условий труда в привязке их к количественным показателям – классам условий труда. Они содержатся в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды Р 2.2.2006-05 (далее – Руководство)*.

Согласно пункту 4.2 Руководства, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – это условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников  условно разделяют на 4 степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4).

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.08 № 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
  • повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Правительство РФ дало указание Минздравсоцразвития России в течение полугода после вступления в силу постановления № 870 в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии установить минимальные значения указанных льгот, а также условия предоставления компенсаций.

До сих пор, в том числе после передачи Минздравсоцразвития России Минтруду России функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и охраны труда, это поручение Правительства РФ не выполнено.

Поэтому от Минтруда России регулярно поступают разъяснения, что пока работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест устанавливать повышенные или дополнительные компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом он вправе использовать старые нормативные акты СССР. Например:

  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (далее – Список);
  • Инструкцию о порядке применения этого Списка, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.75 г. № 273/П-20 (далее – Инструкция);
  • Типовое положение об оценке условий труда рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением  Госкомтруда  СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78.

Последнее такое разъяснение Минтруда России датируется 13 февраля 2013 года. Оно размещено на официальном сайте ведомства в сети Интернет и в правовых базах.

В решении Верховного Суда РФ от 14.01.13 № АКПИ12-1570, на которое сослался Минтруд России, уточнено в частности, что при установлении по результатам аттестации рабочих мест 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия (должность) в Списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных постановлением № 870.

Если Списком предусмотрены более высокие компенсации, чем постановлением № 870, то применяется Список. Если по результатам аттестации рабочих мест установлены оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс) условия труда, относящиеся к безопасным, то положения Списка и Инструкции не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу РФ. В этом случае компенсации не выплачиваются в силу положений статьи 219 ТК РФ.

Новшества в порядке аттестации

С 1 сентября 2011 года вступил в силу Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее – Порядок). Одной из его отличительных особенностей  по сравнению с прежними правилами является обязательное привлечение к мероприятиям сторонней независимой аттестующей организации, имеющей аккредитацию в сфере аттестации рабочих мест.

После внесения приказом Минтруда России от 12.12.12 № 590н поправок в Порядок по-прежнему сохранилась возможность сэкономить на аттестации путем проведения оценки вредных и опасных производственных факторов на 20 процентах от общего объема аналогичных рабочих мест. Признаки аналогичности приведены в ссылке к пункту 12 Порядка.

Изменения в порядке аттестации рабочих мест, вступившие в силу 26 февраля 2013 года, по замыслу их разработчиков позволяют работодателю сэкономить еще больше.

Однако документ изобилует неточностями и нестыковками, часть из которых мы рассмотрим ниже.

Пункт 4 Порядка, согласно которому раньше аттестации подлежали все рабочие места работодателя, теперь изложен в новой редакции. Теперь аттестации подлежат рабочие места, организованные:

  • при создании юридического лица;
  • по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (вновь организованные рабочие места).

Из этих рабочих мест изъяты те, на которых работники:

  • заняты только на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах);
  • эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации;
  • эксплуатируют иную офисную оргтехнику;
  • эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Из рабочих мест, организованных при создании организации или вновь созданных (за исключением изъятых рабочих мест), подлежат аттестации те места, где заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Компьютеризированные рабочие места, которые теперь якобы не подлежат аттестации, специалисты уже окрестили «офисными». Между тем, используемые в пункте 4 Порядка понятия «офисная оргтехника», «механизированный инструмент» для целей аттестации не раскрываются. Хотя тот же дырокол, резак для бумаги, оборудование для брошюровки, строго говоря, вполне можно считать механизированным или электрифицированным ручным инструментом, при использовании которого, согласно пункту 4 Порядка, необходима аттестация.

По новым правилам вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

Повторная аттестация. неразбериха с «офисными» рабочими местами

Приказом № 590н изменены сроки проведения повторной аттестации.

Ранее были установлены единые сроки для аттестации всех рабочих мест – не реже одного раза в пять лет. Срок должен был отсчитываться от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принималась дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

В обновленном пункте 8 Порядка говорится о сроках повторной аттестации для рабочих мест, указанных в пункте 4 Порядка. Эти сроки дифференцированы в зависимости от результатов предыдущей аттестации.

1. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет на рабочих местах, где:

  • по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда;
  • имеются производственные факторы и работы, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

2. Аттестация не проводится (за исключением внеплановой) на рабочих местах, где условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми).

Таким образом, казалось бы, Порядком предусмотрена регулярная повторная аттестация рабочих мест с 3 и 4 классами условий труда. И не проводится аттестация при условиях труда, соответствующих 1 и 2 классам. Заметим, что это соответствие тоже устанавливается не «на глазок», а предыдущей аттестацией.

Однако если аттестация раз в пять лет проводится при условиях труда, требующих проведения обязательных медосмотров работников, то ее с указанной регулярностью следует проводить и для большинства компьютеризированных рабочих мест, в том числе соответствующих 1 и 2 классам условий труда.

Дело в том, что работа с ПЭВМ в ряде случаев подразумевает проведение обязательных медосмотров.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств, в частности, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при наличии (выполнении) которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения медосмотров определены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н (далее – Перечень факторов и Перечень работ, а также порядок № 302н).

Во-первых, согласно пункту 17 Порядка № 302н, работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно в любом случае.

Во-вторых, к вредным факторам, при которых работникам положены медосмотры один раз в два года, относится электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога глаз в сумме не менее 50% рабочего времени)  (п. 3.2.2.4 Перечня факторов).

В-третьих, в соответствии с пунктом 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-0 лица, работающие с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Для составления поименных списков работников, направляемых на медосмотры, учитываются не только результаты аттестации рабочих мест, но и просто работа, при которой работник подвергается воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов. Причем, согласно пункту 19 Порядка № 302н в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации, могут использоваться, в том числе, эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование.

Внеплановая аттестация. очередная нестыковка

По новым правилам аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Не будем углубляться в то, что все перечисленные термины не имеют расшифровки и непонятно, где эту расшифровку искать. Очевидно, что налоговое и бухгалтерское законодательство, где такие определения раскрыты, к охране труда отношения не имеет.

Ранее в Порядке (п. 8, 47) при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест была предусмотрена внеплановая аттестация. Причем ее нужно было начать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Никаких условий о привязке этих новых рабочих мест и показателей, достигнутых на них, к каким-либо проектам в Порядке не было.

Как видим, теперь серьезно увеличены сроки, в течение которых работник может трудиться в условиях, соответствие которых требованиям охраны труда не гарантировано (не определено). Получается, что льготы, предусмотренные статьями 92, 117, 147 ТК РФ и конкретизированные постановлением № 870, без результатов аттестации такого рабочего места в течение целого года работнику не положены, даже если потом обнаружится, что условия его труда были вредные и/или опасные. Это прямое нарушение положений статьи 219 ТК РФ, согласно которой каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Порядок по-прежнему содержит раздел VI, посвященный внеплановой аттестации. Но в пункте 47 Порядка теперь введены следующие новые поводы для проведения внеплановой аттестации:

  • обращение работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
  • предписание, выданное работодателю государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (туда, у примеру, могут обратиться работники в случае подозрений на нарушение на их компьютеризированных рабочих местах гигиенических нормативов, установленных, в частности, санитарными правилами для работы с ЭВМ).

Остальные поводы для проведения внеплановой аттестации рабочих мест остались прежними. Среди них особо отметим такой повод, как замена производственного оборудования. Относится ли к нему замена компьютеров и иной офисной оргтехники, непонятно.

Порядок аттестации усложнился

Мы рассмотрели только часть нестыковок и неясностей Порядка аттестации рабочих мест. Но даже из их анализа следует, что об упрощении правил аттестации говорить не приходится. В результате у работодателя стало больше шансов ввязаться в споры с аттестующими организациями, инспекциями по труду и собственными работниками.

Напомним, что согласно статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такое нарушение, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Таким образом, до приведения Порядка в соответствие с законодательством по охране труда работодателям наверняка потребуются разъяснения, методические рекомендации к Порядку или иная помощь от разработчиков приказа Минтруда России от 12.12.12 № 590н.

Как получить деньги на аттестацию из соцстраха

Для получения в 2013 году дополнительного финансирования на проведение аттестации рабочих мест в виде зачета определенной суммы расходов на эти мероприятия в счет страховых взносов на травматизм страхование работодатели должны в срок до 1 августа 2013 года подать заявление в территориальное подразделение ФСС России. К нему следует приложить план предупредительных мероприятий, включающих аттестацию, и копии договора с аттестующей организацией. Такой порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на 2013 год установлен приказом Минтруда России от 10.12.12 № 580н.

Но для того, чтобы определиться с мероприятиями по аттестации рабочих мест, работодатели прежде должны разобраться с новым Порядком. А это не так-то просто.

Елена Веденина,

эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка