Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Кого вызывают на комиссии по легализации налоговой базы

24 апреля 2015 1536 просмотров

Сайт журнала «РНК»

Электронный журнал «РНК»

Комиссии по легализации налоговой базы (далее — комиссии) формируются и в инспекциях, и при управлениях ФНС России по субъектам РФ. Кроме того, при региональных администрациях и органах местного самоуправления созданы межведомственные комиссии. Состав комиссии утверждает руководитель налогового органа. В нее включают начальников структурных подразделений, выполняющих следующие функции: проведение камеральных проверок; проведение выездных проверок; предпроверочный анализ; принятие мер по урегулированию задолженности.

Вместо начальников перечисленных подразделений в состав комиссии могут включить сотрудников налоговых органов, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на комиссии. Кроме того, при необходимости ФНС России рекомендует включать в состав комиссий представителей органов исполнительной власти, ПФР, государственной инспекции труда, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

ФНС России в письме от 17.07.13 № АС-4-2/12722 (далее — письмо) подробно рассказала обо всех этапах работы налоговых органов по легализации налоговой базы (начиная с аналитической деятельности по отбору сомнительных налогоплательщиков и заканчивая мониторингом показателей их финансово-хозяйственной деятельности уже после рассмотрения материалов на комиссии).

Отметим, что письмо также содержит 20 приложений на 37 листах. В них ведомство привело формы документов, которые рекомендует использовать инспекторам в работе с налогоплательщиками по легализации налоговой базы. В частности, целый ряд форм предназначен для анализа налоговой и бухгалтерской отчетности и других показателей деятельности налогоплательщиков, а также для отражения информации об уточненных декларациях, представленных ими после вызова на комиссию.

Еще есть форма информационного письма налогоплательщику (приложение № 11 к письму), которое, по мнению ФНС России, должно побудить его самостоятельно увеличить налоговую базу по тому или иному налогу, уменьшить размер ранее заявленного убытка или суммы вычетов по НДС и в итоге больше заплатить в бюджет.

Цель работы комиссий

ФНС России указывает, что основной целью работы комиссий является увеличение налоговых поступлений в бюджет путем побуждения налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в будущем.

Речь идет о тех налогоплательщиках, в отношении которых у инспекторов имеются определенные подозрения. Например, отсутствуют аргументированные причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика либо установлены факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления удержанного у работников НДФЛ, фальсификации налоговой или бухгалтерской отчетности.

Причем из письма следует, что налогоплательщика могут вызвать на комиссию, даже если у инспекторов имеются лишь подозрения в наличии перечисленных фактов.

В целом работа комиссий направлена на выявление в деятельности налогоплательщиков следующих нарушений:
— неполного отражения в учете хозяйственных операций;
— отражения в налоговой или бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
— применения схем необоснованного возмещения НДС;
— отражения в декларациях по налогу на прибыль необоснованных расходов или убытков;
— выплаты теневой заработной платы;
— несвоевременного перечисления НДФЛ.

Кроме того, деятельность комиссий нацелена на выявление работодателей, которые выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума или ниже МРОТ либо ниже среднеотраслевых значений.

Комиссии на своих заседаниях могут рассматривать вопросы правильности расчета и полноты уплаты практически всех налогов, в том числе НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, уплачиваемого как организациями, так и физическими лицами, земельного и транспортного налогов, ЕНВД, ЕСХН и «упрощенного» налога.

Отметим, что на заседание комиссии по легализации налоговой базы инспекторы могут вызывать не только налогоплательщиков (юридических и физических лиц либо предпринимателей), но и налоговых агентов, например по НДС, налогу на прибыль или НДФЛ.

Вместе с тем ФНС России особо подчеркнула в письме, что в рамках работы комиссий налоговые органы обязаны обеспечивать соблюдение норм законодательства о налоговой тайне, предусмотренных статьей 102 НК РФ. Также должны соблюдаться требования Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Важно!
Поступление налоговикам сигнала о выплате зарплаты в конвертах приведет к анализу деятельности компании по всем налогам

ФНС России в письме отметила, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денег, которые образуются в деятельности налогоплательщика или налогового агента за счет занижения фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Выплата зарплаты в конвертах влечет занижение облагаемой базы не только по НДФЛ, который работодатель обязан удержать у работников и перечислить в бюджет, но и по другим налогам самого работодателя, в частности по налогу на прибыль, НДС или «упрощенному» налогу.

Ведомство указало, что в случае поступления инспекторам информации о фактах выплаты неучтенной зарплаты или неофициального оформления трудовых отношений они обязаны детально проанализировать всю финансово-хозяйственную деятельность работодателя. То есть в отношении него будет проведен анализ не только по НДФЛ, но и по другим налогам с учетом рекомендаций ФНС России по проведению предпроверочной работы с налогоплательщиками

Этап первый — отбор налогоплательщиков

На начальном этапе инспекторы на основании имеющихся у них деклараций и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также сведений, содержащихся в различных информационных ресурсах, формируют списки налогоплательщиков, подлежащих вызову на комиссию.

В письме ФНС России рекомендовала для включения в выборку как минимум 10 категорий налогоплательщиков или налоговых агентов, а также привела краткую методику их отбора. То есть по каждой группе ведомство назвало те факты, которые должны насторожить налоговиков и повлечь более детальный анализ деятельности организации, предпринимателя или физического лица.

Помимо категорий, указанных в таблице, инспекторы вправе включать в выборку и других налогоплательщиков, прежде всего тех, кто обращается за возмещением НДС. Также ФНС России предлагает вызывать на комиссию налогоплательщиков:
— в отношении которых имеется информация от компетентных органов иностранных государств о получении ими дохода, подлежащего налогообложению на территории России;
— имеющих признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок и т. п. по другим налогам (например, по транспортному или земельному налогу, налогам на имущество организаций или физических лиц);
— в отношении которых имеется информация о получении ими дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан или организаций;
— по итогам предпроверочного анализа деятельности которых были выявлены нарушения налогового законодательства, однако проведение выездной проверки таких налогоплательщиков является нецелесообразным по причине возможной ее малоэффективности.

Кого включают в выборку для последующего вызова на комиссию

Группа налогоплательщиков (налоговых агентов)

Принцип отбора для последующего вызова на комиссию

Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами

Организации, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности

Организацию включают в выборку для вызова на комиссию при обнаружении хотя бы одного из следующих фактов:
— в строке 100 «Налоговая база» листа 02 декларации по налогу на прибыль за отчетный или налоговый период текущего года заявлено отрицательное значение (убыток) при условии, что за предыдущие два налоговых периода также был заявлен убыток;
— строка 100 листа 02 декларации не заполнена, поскольку расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов

Организации, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, акцизам, ЕСХН или «упрощенному» налогу

Налоговая нагрузка (НН), например, по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов за соответствующий отчетный или налоговый период. При этом используется формула:

НН = итог по строке 180 листа 02 декларации : (итог по строке 010 листа 02 декларации + итог по строке 020 листа 02 декларации).

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС России понимает:
— для организаций, занимающихся производством продукции (товаров, работ, услуг), — нагрузку, составляющую менее 3%;
— для торговых организаций — нагрузку, составляющую менее 1%.
Уровни налоговой нагрузки, которая считается низкой по другим перечисленным налогам, в письме не приведены

Организации, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС

Организацию включают в выборку, если в представленных ею декларациях по НДС за несколько налоговых периодов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога составило 89% и более

Организации, заявившие уровень вычетов по НДС выше среднего по субъекту РФ уровня за предшествующий период

Инспекторы анализируют соответствующие показатели в декларациях по НДС

Организации, заявившие уровень вычетов по НДС в размере 89% и более

Организации, у которых отношение суммы вычетов по НДС, уплаченному при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав и ввозе товаров на таможенную территорию РФ, к сумме НДС, исчисленной при реализации товаров (без учета начислений и вычетов по авансам, строительно-монтажным работам, налоговым агентам), составляет 89% и более

Налогоплательщики, являющиеся индивидуальными предпринимателями

Предприниматели, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, акцизам, ЕСХН или «упрощенному» налогу

Налоговая нагрузка определяется как отношение суммы исчисленного налога к общей сумме доходов, полученных за соответствующий отчетный или налоговый период.
Уровни налоговой нагрузки по каждому из указанных налогов в письме не приведены (оговорена лишь налоговая нагрузка, считающаяся низкой по налогу на прибыль)

Предприниматели, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС

Предпринимателя, являющегося плательщиком НДС, включают в выборку, если в представленных им декларациях по НДС за несколько налоговых периодов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога составило 89% и более

Предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет по НДФЛ в размере, превышающем 95% от общей суммы полученного ими за налоговый период дохода

Предпринимателя включают в выборку, если в представленных им декларациях по форме 3-НДФЛ отношение показателя по строке 120 «Сумма профессионального налогового вычета» листа В декларации к показателю по строке 110 «Общая сумма дохода» этого же листа превышает 95%

Предприниматели, которые в декларациях по НДС отразили выручку от реализации и одновременно с этим в декларации по форме 3-НДФЛ заявили доход от предпринимательской деятельности, равный нулю

Инспекторы сначала выбирают декларации предпринимателей по НДС за истекший календарный год, в которых отражена сумма выручки от реализации. При этом они ориентируются на наличие показателей в строках 010—050 раздела 3, графе 2 раздела 4 или графе 2 раздела 7 декларации по НДС.
Затем они выявляют предпринимателей, которые:
— не отразили в декларациях по форме 3-НДФЛ суммы доходов от предпринимательской деятельности (эти доходы указываются в строке 110 листа В);
— вообще не представили декларацию по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период

Предприниматели, которые в декларациях по НДС отразили выручку от реализации, однако не представили декларацию по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период

Предприниматели, заявившие уровень вычетов по НДС выше среднего по субъекту РФ уровня за предшествующий период

Инспекторы анализируют соответствующие показатели в декларациях по НДС

Предприниматели, заявившие уровень вычетов по НДС в размере 89% и более

Предприниматели, у которых отношение суммы вычетов по НДС, уплаченному при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав и ввозе товаров на таможенную территорию РФ, к сумме НДС, исчисленной при реализации товаров (без учета начислений и вычетов по авансам, строительно-монтажным работам, налоговым агентам), составляет 89% и более

Налоговые агенты по НДФЛ (юридические лица и индивидуальные предприниматели)

Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет

Инспекторы сравнивают фактические поступления НДФЛ, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом», и суммы удержанного налоговым агентом НДФЛ за налоговый период, которые он отразил в представленных в инспекцию сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
Дополнительно налоговики анализируют данные отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которую налоговый агент представил в территориальные органы ПФР

Налоговые агенты по НДФЛ, снизившие сумму перечисленного в бюджет НДФЛ на 10% и более по сравнению с предыдущим налоговым периодом

Инспекторы анализируют данные карточки «Расчеты с бюджетом» в части уплаты НДФЛ. При этом они должны проанализировать динамику изменений с учетом имеющейся у них информации о среднесписочной численности работников и сведений, которые сам налоговый агент представил в территориальные органы ПФР

Налоговые агенты по НДФЛ, выплачивающие заработную плату ниже среднего в регионе уровня (с учетом видов экономической деятельности)

Особое внимание ФНС России рекомендует обращать на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума.
Чтобы рассчитать сумму зарплаты, приходящуюся на одного работника, инспекторы используют сведения об общей сумме доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности его работников.
Кроме того, они анализируют показатели, содержащиеся в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший налоговый период

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами

Физические лица, не задекларировавшие полученные ими доходы

Инспекторы сначала формируют список физических лиц, которые продали имущество, находившееся в их собственности менее трех лет (в том числе объекты недвижимости, транспортные средства и др.). Для составления этого списка налоговики используют данные об отчуждении имущества, имеющиеся в ведомственных информационных ресурсах.
Затем из сформированного списка инспекторы выбирают тех физических лиц, которые не представили декларацию по форме 3-НДФЛ за тот год, когда они продали указанное имущество.
При этом ФНС России рекомендует инспекторам, осуществляющим отбор, ранжировать налогоплательщиков в зависимости от предполагаемой суммы НДФЛ, подлежащей уплате, и отбирать тех, кого необходимо вызвать на комиссию в первоочередном порядке

Этап второй — аналитические мероприятия

После того как инспекторы выявили налогоплательщиков и налоговых агентов, налоговая и бухгалтерская отчетность которых вызывает вопросы, они приступают непосредственно к анализу показателей их финансово-хозяйственной деятельности.

Отметим, что аналитические и контрольные мероприятия налоговики проводят в целом по каждому налогоплательщику, то есть по всем налогам. Так, даже если организация попала в выборку лишь из-за того, что имела низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, инспекторы проанализируют ее декларации не только по этому налогу, а также и по НДС, акцизам, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам и проверят полноту выполнения ею обязанностей налогового агента прежде всего по НДС и НДФЛ.

Сведения, которые налоговики используют при анализе

Для проведения аналитических процедур ФНС России рекомендовала инспекторам на местах пользоваться следующими источниками информации:
— различными ведомственными информационными ресурсами — ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, автоматизированной информационной системой «Налог-2», программно-информационным комплексом «НДС», Справочником кодов обозначения налоговых органов для целей учета налогоплательщиков (СОУН), программным комплексом «Комплекс визуального анализа информации для автоматизации процессов налогового контроля» (ПК «ВАИ»), информационным ресурсом «Риски» и др.;
— средствами массовой информации и интернетом;
— жалобами, заявлениями юридических и физических лиц.

Кроме того, ведомство предложило также использовать сведения, полученные налоговиками от следующих лиц:
— контрагентов налогоплательщика в рамках встречных проверок в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
— сотрудников, акционеров или участников организаций;
— кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР и других внебюджетных фондов, лицензирующих и таможенных органов, Роструда, Банка России, муниципальных органов власти и из иных источников.

В ходе аналитических мероприятий инспекторы изучают декларации налогоплательщика по всем налогам, а по юридическим лицам исследуют также их бухгалтерскую отчетность. Результаты анализа они оформляют документами по формам, приведенным в приложениях № 1—6 к письму.

Судя по большинству предложенных форм, налоговики анализируют показатели отчетности в динамике за три последних года. Они также должны выявить возможные налоговые риски налогоплательщика, сравнить их со среднеотраслевыми показателями за соответствующие периоды и сделать вывод о наличии или отсутствии конкретного налогового риска. Для этого инспекторы используют форму, рекомендованную в приложении № 7 к письму.

Анализ уровня налоговой нагрузки

Кроме анализа показателей отчетности, ФНС России также рекомендовала налоговикам рассчитать уровень налоговой нагрузки налогоплательщиков, отобранных для вызова на комиссию. Этот уровень сравнивают с налоговой нагрузкой аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учете в той же инспекции, и определяют величину отклонения (приложение № 8 к письму). Если аналогичных налогоплательщиков нет, уровень налоговой нагрузки анализируемого лица сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Затем инспекторы оценивают соответствие показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков. При этом они руководствуются принципами, изложенными в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).

Анализ финансовых потоков налогоплательщика

Такой анализ ФНС России предлагает проводить, если расчеты показали, что налогоплательщик имеет низкую налоговую нагрузку. В рамках анализа финансовых потоков инспекторы:
— изучают банковские выписки, которые предварительно запрашивают в банках в соответствии со статьей 86 НК РФ;
— составляют схему движения денежных средств и схему ведения бизнеса;
— проводят анализ сделок, в том числе для выявления тех, которые могли отрицательно повлиять на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Ведомство также указало, что в ходе анализа финансовых потоков при необходимости следует выявлять контрагентов, входящих в зону риска. К ним относятся контрагенты, обладающие признаками недобросовестности, то есть не располагающие материально-технической базой, имеющие минимальную численность работников, массового учредителя или руководителя, адрес массовой регистрации, незначительные суммы начислений в бюджет. О недобросовестности, по мнению ФНС России, может также свидетельствовать несоответствие поставляемой контрагентом продукции его виду деятельности или частая миграция, то есть частая смена инспекции, в которой контрагент состоит на налоговом учете.

Информация о контрагентах и выявленных зонах риска отражается в отдельном документе (по форме согласно приложению № 9 к письму). Иные зоны риска, обнаруженные инспекторами при анализе расчетного счета налогоплательщика, они фиксируют по форме, приведенной в приложении № 10 к письму.

Этап третий — письма с предложением исправить отчетность

На этом этапе инспекция направляет налогоплательщикам, отобранным для вызова на комиссию, специальные информационные письма по типовой форме, рекомендованной в приложении № 11 к письму. В нем отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, ответы на которые налоговики намерены получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии по легализации налоговой базы.

Считается, что налогоплательщик, получивший такое письмо, должен сам проанализировать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно выявить причины возникновения убытка, низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы и других проблем.

Предполагается, что после этого налогоплательщик самостоятельно исправит ошибки или искажения налоговой отчетности и представит уточненные декларации по соответствующим налогам, а при наличии задолженности по перечислению удержанного у работников НДФЛ погасит свою задолженность перед бюджетом по этому налогу (ст. 81 НК РФ).

Кроме того, налоговики ожидают, что налогоплательщики также добровольно уменьшат сумму убытка, которую они ранее заявили в отчетности, и исчислят НДФЛ с реально выплаченных сотрудникам доходов. Также в информационном письме налогоплательщику предлагают провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Концепцией, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

Ведомство рекомендует инспекторам отправлять информационные письма заблаговременно — не позднее чем за один месяц до даты планируемого заседания комиссии по легализации налоговой базы. При этом предлагает устанавливать всего 10-дневный срок, в течение которого налогоплательщик должен разобраться со своими проблемами в отчетности, подать уточненные декларации, погасить задолженность по НДФЛ и представить налоговикам пояснения. Этот срок исчисляется в рабочих днях и отсчитывается от даты получения налогоплательщиком информационного письма.

Вместе с тем налоговики понимают, что даже после получения информационного письма налогоплательщик или налоговый агент может так и не предпринять никаких действий по уточнению своих налоговых обязательств. Тогда инспекция вызывает его на заседание комиссии. Для этого она оформляет уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.

Этап четвертый — комиссия

По каждому вызванному на комиссию налогоплательщику инспекторы формируют досье, которое состоит из следующих документов:
— заполненных приложений по формам № 1—10 к письму;
— копий документов, подтверждающих предполагаемые налоговые нарушения;
— пояснений самого налогоплательщика в ответ на полученное им из инспекции информационное письмо;
— копий направленных ему информационного письма и уведомления о вызове в инспекцию.

Деятельность каждого налогоплательщика рассматривается на заседании комиссии в индивидуальном порядке. В ходе заседания должностному лицу организации, предпринимателю или физическому лицу (в зависимости от того, к какой категории относится налогоплательщик) предлагают дать пояснения по выявленным налоговиками фактам и несоответствиям и назвать уже проведенные или запланированные мероприятия, направленные на улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности.

На заседании ведется протокол (приложение № 12 к письму), с содержанием которого налогоплательщика должны ознакомить под роспись и по его требованию выдать копию.

По итогам заседания комиссия формулирует конкретные рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, допущенных им при расчете налогов, и принятию мер, нацеленных на ликвидацию убыточности. Например, налогоплательщику могут предложить подать уточненные декларации за предыдущие налоговые периоды и уменьшить в них суммы убытков, увеличить удельный вес вычетов по НДС, перечислить сумму задолженности по НДФЛ с учетом пеней.

Выработанные рекомендации и срок для их исполнения фиксируют в протоколе заседания. ФНС России предлагает предоставлять налогоплательщикам для выполнения этих рекомендаций всего 10 рабочих дней с даты заседания комиссии. Хотя комиссия с учетом конкретных обстоятельств вправе установить и более длительный срок.

Ведомства, которым направить информацию по итогам заседания комиссии. ФНС России указала, что в зависимости от результатов заседания комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщика комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы для принятия решений в соответствии с их компетенцией. Например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда, а также администрации муниципальных образований.

Если инспекторы выявили работодателей, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, сведения об этом они ежеквартально направляют для принятия соответствующих мер:
— на территориальном уровне — в органы местного самоуправления;
— на региональном уровне — в органы по труду и занятости субъектов РФ и Государственную инспекцию труда по субъекту РФ.

Последствия неявки налогоплательщика на комиссию. Факт неявки фиксируют в протоколе заседания комиссии. Если налогоплательщик не пришел по уважительной причине, заседание комиссии может быть отложено. В этом случае инспекция повторно направляет ему уведомление о вызове на новую дату и время (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@).

Если налогоплательщик не явился на заседание комиссии без уважительной причины, инспекторы вправе провести в отношении него следующие мероприятия:
— повторно вызвать на комиссию в инспекцию;
— вызвать на аналогичную комиссию в региональное управление ФНС России;
— вызвать на межведомственную комиссию при администрации субъекта РФ или органов местного самоуправления (эта мера применяется к государственным и муниципальным унитарным предприятиям, акционерным обществам с участием капитала РФ, субъектов РФ или муниципальных образований);
— провести предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика;
— подготовить материалы для назначения в отношении него выездной налоговой проверки.

Отметим, что, по мнению ФНС России, неявка на комиссию налогоплательщика, который был надлежащим образом уведомлен, является административным правонарушением. Ведомство приравнивает такую неявку к неповиновению законным требованиям должностного лица контролирующего органа. За подобное нарушение взыскивается штраф с граждан в размере от 500 до 1000 руб., с предпринимателей и должностных лиц организаций — в размере от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 и примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Правда, если на комиссию не пришел налогоплательщик, являющийся физическим лицом, инспекторы могут ограничиться лишь предупреждением.

Этап пятый — мониторинг показателей после комиссии

ФНС России подчеркнула, что и после общения с налогоплательщиком на заседании комиссии налоговые органы продолжают вести с ним работу, направленную на обеспечение дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

Последующая работа налоговых органов заключается в регулярном мониторинге его финансово-хозяйственной деятельности по нескольким направлениям. Ежеквартально инспекторы отслеживают изменения в разрезе конкретных налогов, в частности:
— анализируют уточненные декларации, представленные налогоплательщиком после заседания комиссии, и определяют сумму налогов, которая благодаря этому дополнительно поступила в бюджет (по формам документов, приведенным в приложениях № 13—16 к письму);
— контролируют погашение налоговым агентом задолженности по НДФЛ (приложение № 17 к письму);
— анализируют динамику численности работников и выплачиваемой им зарплаты (приложение № 18 к письму);
— рассчитывают уровень налоговой нагрузки и анализируют динамику этого показателя (приложение № 19 к письму).

Кроме того, в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ либо выплачивающих зарплату ниже среднего по отрасли уровня, инспекция ведет ежемесячный мониторинг поступлений от них НДФЛ. Результаты такого анализа фиксируют в документе, который составляют по форме согласно приложению № 20 к письму.

Этап шестой — работа с компаниями, не устранившими нарушения

ФНС России также рассказала, что будут делать с налогоплательщиками, деятельность которых была рассмотрена на заседании комиссии, но это не принесло желаемого результата.

Если по итогам мониторинга, проведенного в отношении таких налогоплательщиков, положительных тенденций не выявлено и сам налогоплательщик или его должностные лица не представили обоснованных пояснений, весь пакет документов по нему передают в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении его в план выездных проверок.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка