Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как указывать виды услуг в БСО

27 мая 2015 1164 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Рассмотрим следующую ситуацию. Фирма заключила договор с частным лицом на оказание услуг по ремонту квартиры. Заказчик расплачивается наличными, оплата поэтапная. При получении денег выдается бланк строгой отчетности – БСО. Получается так – один договор, по нему несколько бланков строгой отчетности. Можно ли в графе «Наименование услуг» написать: «Предоплата по договору № 48 от 25 мая 2015 года»; «Оплата услуг по договору № 48 от 25 мая 2015 года»? Или обязательно все виды операций в БСО расписывать согласно смете? А если договор оплачивается частями – согласно промежуточным актам? Давайте разбираться.

ККТ или БСО

Контрольно-кассовая техника (ККТ), согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом закон № 54-ФЗ не освобождает организации от применения ККТ в случаях авансовой оплаты товаров, работ, услуг (письмо Минфина России от 18 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/197).

Согласно пункту 2 статьи 2 закона № 54-ФЗ организации могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов… без применения контрольно-кассовой техники утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (далее – Положение № 359). Запрета на применение бланка строгой отчетности в случаях предварительной или частичной оплаты товаров, работ, услуг Положение № 359 не содержит.

Классификация услуг

Из вопроса неясно, какие именно услуги населению оказывает подрядчик. Между тем принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определяется по Общероссийскому классификатору (ОКУН). Это отмечено в письмах Минфина России от 10 июля 2009 г. № 03-01-15/6-319, от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29.

Так, согласно ОКУН, в подгруппу «Ремонт и строительство жилья и других построек» (код по ОКУН 016000) входит ремонт домов и квартир по заказам населения.

Если в ОКУН конкретной услуги нет и по гражданско-правовому законодательству это не услуга, а работа, например изготовление оконного стеклопакета, то организация должна применять ККТ (постановление ФАС Уральского округа от 21 декабря 2007 г. № Ф09-10502/07-С1).

При оказании населению услуг, которые не названы в данном перечне, но могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН как услуги населению, использование бланков строгой отчетности не противоречит законодательству. Так как в законодательстве РФ отсутствует положение о том, что перечень услуг населению, поименованных в Общероссийском классификаторе, является исчерпывающим. Тем более что в наименовании некоторых из них присутствует слово «прочие», что исключает возможность рассмотрения содержащегося в ОКУН перечня услуг в качестве исчерпывающего. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 20 сентября 2013 г. № 03-01-15/39118, от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213.

Заметим: в более ранних письмах Минфина России (от 9 августа 2012 г. № 03-11-06/3/58, от 12 января 2012 г. № 03-01-15/1-02 и пр.) говорится только об услугах, перечисленных в ОКУН.

Обращаем внимание на то, что с 1 января 2016 года Общероссийский классификатор услуг населению утрачивает силу и будет заменен на ОКВЭД2 и ОКПД2 (приказ Росстандарта от 30 сентября 2014 г. № 1261-ст).

Виды услуг в БСО

Бланк строгой отчетности утверждается в отношении конкретной услуги. Это следует из пункта 2 статьи 2 закона № 54ФЗ и подпункта «д» пункта 3 Положения № 359, где сказано, что обязательный реквизит документа – вид услуги. Кроме того, на данное требование не раз указывали финансисты, в частности, в письмах от 2 декабря 2011 г. № 03-01-15/7-176, от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42.

Организация вправе использовать самостоятельно разработанный бланк, в котором должны содержаться все реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения № 359. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется. Форму утверждает руководитель организации.  Об этом сообщено в информационном письме Минфина России от 22 августа 2008 г. Подтверждение есть и в более поздних письмах Минфина России – от 16 июня 2011 г. № 03-01-15/4-78, от 10 июня 2010 г. № 03-01-15/4-115.

В Положении № 359 предусмотрено, что бланк строгой отчетности наряду со всеми обязательными реквизитами при необходимости должен содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация или предприниматель вправе дополнить документ (подп. «к» п. 3).

Если компания реализует услуги, виды услуг в БСО нужно указать. Формулировку лучше взять из договора без каких-либо количественных характеристик. Этого достаточно для ее идентификации, поскольку законодательство не содержит обязательного условия о расшифровке описания оказанных услуг. Например, запись может выглядеть так: «Частичный ремонт квартиры согласно приложению № 1 к договору № 48 от 25 мая 2015 года». Или «Услуга по настилу полов по договору № 161 от 25 мая 2015 года».

С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации подрядчик обязан оформлять бланк строгой отчетности при оказании услуг населению в каждом случае получения от заказчика-физлица наличных денежных средств. Для этого он должен разработать форму БСО по каждому виду услуг, в которой помимо обязательных реквизитов (в том числе таких, как вид услуги, ее стоимость и размер оплаты) может предусмотреть и дополнительные показатели, например, «предоплата» или «частичная оплата» по договору.

Ответственность за нарушение установленного порядка

Факт использования организацией бланков строгой отчетности, которые не содержат всех обязательных реквизитов, может повлечь привлечение организации и ее должностных лиц к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В пункте 2 этой статьи за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрены штрафы:

  • для организации – в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.

Следует отметить, что существующая арбитражная практика не сформировала единого подхода к применению указанной нормы.

Одни суды считают, что наказание может быть применено лишь в случае отказа в выдаче бланка строгой отчетности по требованию клиента. Такая позиция отражена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2011 г. по делу № А58-5151/2010, ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2010 г. по делу № А65-8979/2010 и др. И налоговики должны доказать факт невыдачи или отказа в выдаче БСО, так как все сомнения в силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях толкуются в пользу привлекаемого лица (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2013 № 18АП-10417/2013).

Другие суды расценивают неприменение ККТ и выдачу при этом бланков строгой отчетности, оформленных не по установленным требованиям, как нарушение, подпадающее под действие пункта 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Примером могут служить постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. по делу № А33-12092/2010, Шестого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. № 06АП-5965/2010.

Есть и еще один нюанс. Некоторые суды придерживаются мнения, что плательщики ЕНВД в случае оказания услуг населению при осуществлении наличных расчетов без применения ККТ выдавать бланк строгой отчетности обязаны вне зависимости от требования покупателя, поскольку это следует из буквального прочтения пункта 2.1 статьи 2 закона № 54-ФЗ. То есть сам по себе статус плательщика ЕНВД не является достаточным для освобождения от применения контрольно-кассовой техники.

В то же время, признавая невыдачу БСО нарушением, подпадающим под действие пункта 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитры считают возможным ввиду малозначительности освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2014 г. по делу № А21-10002/2013).

А. Ковалева,
аудитор

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка