Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Что такое спецоценка и зачем она нужна

4 июня 2014 929 просмотров

Зачем нужна спецоценка

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда.

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (ч. 2 ст. 3 Закона 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для целей, указанных в статье 7Закона № 426-ФЗ. Это следующие мероприятия:

1) разработка и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;

7) установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

9) обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

10) подготовка статистической отчетности об условиях труда;

11) решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценка уровней профессиональных рисков;

16) иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Когда проводить спецоценку

Специальную оценку необходимо проводить раз в пять лет по всем рабочим местам. Но из этого правила есть некоторые исключения (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Так, спецоценку условий труда не проводят в отношении надомников и дистанционных работников. Также не нужна спецоценка рабочих мест людей, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

А нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест? В общем случае не нужно. Ведь результаты аттестации действительны в течение пяти лет (ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Важно помнить о нескольких особых условиях. Во-первых, есть ситуации, когда проводят внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Вот они:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона № 426-ФЗ;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Как только наступило одно из указанных выше событий, у компании есть шесть месяцев для проведения специальной оценки. Например, провести специальную оценку надо в течение шести месяцев с даты, когда были введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места. Это общее правило.

Однако есть еще переходные положения, связанные с вступлением в силу Закона № 426-ФЗ. Исходя из этого получается следующая картина.

Спецоценку вредных рабочих мест сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию (перечисленных в Списках № 1 и 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10), необходимо провести до конца 2014 года. Конечно, при условии, что раньше в отношении этих рабочих мест не проводилась аттестация. Дело в том, что с 2015 года за непроведение спецоценки предусмотрены административные штрафы.

А вот со специальной оценкой остальных рабочих мест можно не спешить. Обязательно завершить спецоценку до конца 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Соответственно, если работников вредного и (или) опасного производства в организации нет, можно проводить спецоценку поэтапно. Хоть в 2015 году, хоть позднее. Главное — уложиться до 31 декабря 2018 года.

Что будет, если не проводить спецоценку

Если компания не проводит специальную оценку, это является нарушением законодательства об охране труда. В текущем году штраф за такие действия составляет от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ). Предусмотрен и штраф для должностного лица — директора компании либо другого работника, уполномоченного заниматься вопросами охраны труда. Для должностного лица штраф составляет от 1000 до 5000 руб.

Проверки вопросов охраны труда проводят трудовые инспекции. В текущем году срок исковой давности по таким нарушениям составляет два месяца.

Все поменяется в 2015 году. Во-первых, срок давности будет увеличен до года. Во-вторых, будут увеличены штрафы. Так, для компаний штраф за непроведение специальной оценки будет составлять уже от 60 000 до 80 000 руб., а для должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Напомним, что предпринимателей штрафуют как должностное лицо.

Вдобавок начнет действовать институт повторного нарушения. То есть появится наказание для тех, кого уже штрафовали за непроведение спецоценки. Итак, должностному лицу рецидив грозит штрафом в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. Компаниям уготованы еще более жесткие санкции — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отдельно введены наказания за повторное нарушение предпринимателями. Это штраф от 30 000 до 40 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Но и это еще не все! При проверке трудовые инспекторы выдают предписание устранить выявленное правонарушение. Все бы ничего, да только за игнорирование предписаний также предусмотрены меры принуждения. В 2014 году они такие:

1) для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет;

2) для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Причем с 2015 года наказание увеличится (новая часть 23 ст. 19.4 КоАП РФ). Со следующего года неисполнения предписания трудовой инспекции чревато:

1) для должностных лиц компании — штрафом от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;

2) для предпринимателей — штрафом от 30 000 до 50 000 руб.;

3) для организаций — штрафом от 100 000 до 200 000 руб.

Еще один момент. Начиная с отчетности за I квартал 2014 года таблица 10 является обязательным элементом расчета по форме-4 ФСС. Раньше был спорный момент, надо сдавать эту таблицу или нет. Напомним, что в таблице 10 раньше отражали данные об аттестации рабочих мест и проведенных медицинских осмотрах. Теперь же слова «аттестация» чиновники заменили на «специальная оценка».

Так что ревизоры соцстраха вправе отказать в приеме отчетности. И если компания так и не сдаст в полном объеме расчет, вероятен штраф.

Напомним, что раньше данную таблицу не сдавали в случае отсутствия результатов аттестации. Теперь же не важно, проводила компания аттестацию или нет. Впрочем, если не проводила, оштрафовать компанию все равно не смогут — срок давности составляет два месяца. Однако таблица 10 с прочерками может спровоцировать проверку трудовой инспекции, которая выдаст предписание провести специальную оценку.

Действительно, в начале года еще не было приказов Минтруда России о том, как конкретно проводить спецоценку. Однако уже опубликован и действует приказ от 24 января 2014 г. № 32н о сертификатах оценщиков. В апреле 2014 года вступил в силу и приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, посвященный методическим рекомендациям по спецоценке. Так что не стоит сильно удивляться, если ближе к концу текущего года придут трудовые инспекторы.

Добавим, что данные в таблице 10 пишут по состоянию на начало года. Соответственно, в расчетах за периоды 2014 года следует указывать информацию именно об аттестации. А вот начиная с расчетов за I квартал 2015 года уже придется отражать данные о специальной оценке, которая была проведена (или нет) в 2014 году.

Краткие выводы

Итак, вот что важно помнить.

1. Проводить спецоценку в 2014 году надо, если есть сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию. При этом по рабочим местах этих людей раньше не было аттестации.

2. Спецоценка труда надомников и дистанционных работников не проводят.

3. Если в компании нет людей, имеющих право на досрочную пенсию, спецоценку можно проводить поэтапно. Главное — закончить ее до 31 декабря 2018 года.

4. За то, что компания не проводит специальную оценку, ее могут оштрафовать. Также предусмотрены штрафы и для должностных лиц организации.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка