Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Экстренная помощь туристам

22 июня 2015 163 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Правила оказания туристам экстренной помощи

В нынешнем году турфирмы столкнулись с существенными нововведениями в туристическом законодательстве и, соответственно, с необходимостью внесения изменений в договоры. Изменения связаны прежде всего с возникновением понятия «экстренной помощи» и появлением объединения туроператоров – Ассоциации «Турпомощь».

Когда нужна экстренная помощь туристам

Возникновение института экстренной помощи во многом связано с имевшим место в недавнем прошлом прекращением деятельности ряда туроператоров – в том числе крупных и средних.

Уход туроператоров с рынка в ряде случаев проходил внезапно и со скандалом. Не раз складывались ситуации, когда десятки и сотни туристов, находящихся на отдыхе за границей или только прибывших к месту отдыха, узнавали, что их размещение в гостинице частично или полностью не оплачено российским туроператором, и вынуждены были повторно оплачивать свое проживание. По возвращении на родину, туристы, как в теории, так и (во многих случаях) на практике, могли рассчитывать на получение возмещения от организации, застраховавшей ответственность туроператора, в рамках института финансового обеспечения в порядке главы VII.1 ( статей 17.1–17.6 ) Закона о туризме. Однако институт финансовой ответственности не давал ответа на вопрос, как быть и к кому обращаться туристам, приехавшим в неоплаченный туроператором отель и не имеющим возможности повторно оплатить заказанные ими услуги?

Дать ответ на подобные вопросы как раз и призван институт экстренной помощи. В двух словах суть данного института заключается в следующем – турист, пострадавший от действий недобросовестного туроператора и находящийся за рубежом, вправе обратиться в Ассоциацию «Турпомощь» с запросом на оказание экстренной помощи, например в виде перевозки туриста в Российскую Федерацию в максимально сжатые сроки и (или) предоставления ему проживания до даты перевозки. При этом услуги в рамках экстренной помощи оказываются пострадавшему туристу бесплатно.

Финансирование оказания экстренной помощи

Оно осуществляется из компенсационного фонда, который создается за счет взносов туроператоров – участников объединения. Общие принципы функционирования института экстренной помощи определяет Закон о туризме. Так, статья 4.1 этого закона предусматривает членство туроператоров в сфере выездного туризма в объединении туроператоров в сфере выездного туризма как обязательное условие для осуществления деятельности. Статья 6 закона закрепляет право туриста на обеспечение экстренной помощи. Статьи 11.1–11.5 закона регламентируют порядок деятельности объединения, вступления туроператоров в объединение и его финансирования туроператорами (в том числе размеры такого финансирования). Порядок обращения туристов с запросами об оказании экстренной помощи регламентирован Правилами оказания экстренной помощи туристам , утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2013 г. № 162 .

Помимо прочего Правила предусматривают способы, которыми оказывается экстренная помощь туристам (перевозка туриста в место окончания путешествия, размещение в отеле в случае длительного ожидания перевозки, трансфер, предоставление питания, неотложной медицинской помощи, хранение багажа). А также перечень информации, которая должна содержаться в обращении туриста (Ф. И.О., местонахождение, номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора, контактная информация).

Установлен срок на принятие решения об оказании туристам экстренной помощи. Это 24 часа с момента их обращения за такой помощью.

Важным является указание в Правилах на тот факт, что их действие не распространяется на случаи эвакуации по решению Президента РФ российских туристов с территории иностранного государства в связи с возникновением угрозы безопасности их жизни и здоровья.

Изменения в документообороте

В связи с принятием изменений в законодательство турфирмам необходимо внести ряд дополнений в договоры с туристами и иными заказчиками турпродукта. Так, в соответствии со статьей 10 Закона о туризме при заключении договора необходимо:

1) письменно проинформировать туриста или иного заказчика о возможности обратиться за оказанием экстренной помощи:

2) предоставить туристу в письменной форме сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номера телефонов, факсов, адреса почты).

Кроме того, турфирмы обязаны предоставлять туристам информацию:

- о порядке обращения туристов в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;

- о переходе к объединению туроператоров в сфере выездного туризма принадлежащего туристу права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма при оказании экстренной помощи туристу.

С целью снижения рисков данную информацию целесообразно предоставлять туристам также в письменной форме, под роспись, например в виде приложений к договору или памяток.

Изменить нужно и договоры, заключаемые между туроператорами и турагентами. В соответствии со статьей 9 Закона о туризме в договоре, заключенном между турагентом и туроператором, должен быть предусмотрен порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу.

При этом закон не определяет формы взаимодействия, оставляя данный вопрос на усмотрение самих турфирм. Например, в договоре может быть предусмотрена обязанность турагента незамедлительно информировать туроператора о поступлении от туриста информации о необходимости оказания экстренной помощи либо обязанность по незамедлительному предоставлению туроператору документов, необходимых для обращения в Ассоциацию «Турпомощь» с запросом об оказании экстренной помощи туристу. Отражение в договорах с туристами и контрагентами рассматриваемых в данной статье изменений имеет важное значение.

Во-первых, отсутствие в договоре даже одного из существенных условий может повлечь признание договора незаключенным или сделки недействительной. Недобросовестные туристы или контрагенты могут использовать этот факт в своих интересах при возникновении конфликтной ситуации. Например, нередки случаи, когда турист, отказавшийся от поездки по своей инициативе, обращается в суд с иском о признании договора незаключенным и возврате ему денег. В случае отсутствия в договоре существенных условий достаточно велики шансы на взыскание с турфирмы всех полученных ею по договору средств вне зависимости от наличия или отсутствия у турфирмы расходов по договору.

Во-вторых, отсутствие в договоре необходимых в силу закона условий или информации может повлечь санкции со стороны проверяющих органов. Так, правильность заключаемых турфирмой договоров – первое, на что обращают внимание сотрудники Роспотребнадзора при плановых или внеплановых проверках.

В-третьих, наличие в договоре всей необходимой информации (в данном случае информации о порядке оказания экстренной помощи) в критической ситуации может помочь туристу и иным участникам туристских отношений (туроператору, турагенту, объединению туроператоров) предпринять правильные действия, что, с одной стороны, выручит туристов, оказавшихся в связи с исчезновением туроператора в плачевной ситуации, а с другой – избавит турфирмы от расходов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка