Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют влиятельные чиновники

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5

Как оформить жалобу на акт налоговой проверки

9 июля 2015 746 просмотров

Как оформить жалобу

Начнем с того, как оформить жалобу на акт налоговой проверки. И жалобу, и апелляционную жалобу нужно составить в письменном виде (ст. 139.2 НК РФ). Форма документа может быть произвольной, но в любом случае в нем обязательно должны быть такие сведения:

1) название и адрес компании;

2) наименование инспекции;

3) дата и номер решения по проверке или реквизиты другого документа, который вы обжалуете. Если вы оспариваете решение по проверке, укажите также вид ревизии – камеральная или выездная. Для камералки дополнительно зафиксируйте, какую декларацию проверяли налоговики и за какой период. А также приведите размер доначислений налога, пеней и штрафа. Чтобы инспекторам было ясно, какие суммы вы оспариваете.

4) доводы компании. Это те основания, по которым компания считает, что ее права нарушены. Очень важно изложить доводы как можно подробнее, не стоит на этом экономить время. Дело в том, что впоследствии судьи могут не принять аргументы организации, если они не фигурируют в жалобе, поданной в УФНС. А если и примут, то могут обязать компанию оплатить судебные расходы, даже если она выиграет спор (п. 68, 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57);

5) требования компании в заключительной части жалобы. Например, отменить незаконный акт налоговиков полностью или частично. Если обжаловать только часть решения налоговиков, оспорить в суде другие положения этого документа не получится. Поэтому, если ваша компания планирует обращаться в суд, лучше написать, что вы оспариваете решение полностью;

6) первичные и другие документы. Их лучше приложить к жалобе, чтобы подтвердить доводы компании. Если жалобу подписал не руководитель, а другой сотрудник, также потребуется доверенность.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые сведения. Такие сведения будут способствовать своевременному рассмотрению жалобы.

Подписать документ должен представитель компании:

  • директор, который вправе действовать без доверенности;
  • либо другой уполномоченный на основании доверенности, которую необходимо приложить к жалобе.

Составляя список доводов в свою пользу, воспользуйтесь полезными интернет-ресурсами, где собраны выводы по самым спорным налоговым ситуациям. Подробнее об этом читайте в разделе 4.3.

К жалобе можно приложить дополнительные документы, даже если инспекторы не видели их при проверке. Это могут быть копии первички, счетов-фактур, регистров, бухгалтерские справки и другие бумаги. Подробнее о том, как оформить приложения, мы рассказывали в разделе 1.3.

Все прилагаемые документы перечислите в жалобе и объясните, почему эти бумаги не представили налоговикам ранее. Например, можно пояснить, что инспекторы сами не требовали данную документацию. Подтвердить этот факт можно текстом требования, по которому инспекция запрашивала бумаги у компании. В других ситуациях пригодятся ответы компании о том, что по уважительным причинам бумаги не могли быть представлены.

Акт проверки

Нередко по итогам налоговых проверок, камеральных или выездных инспекторы приходят к выводу, что организация нарушила налоговое законодательство. В таком случае проверяющие должны оформить результаты проверки. А именно составить акт (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ).

На этом этапе подавать жалобу преждевременно. Нужно дождаться решения по проверке. Специалисты ФНС России считают, что акт налоговой проверки не имеет самостоятельного юридического значения, пока решение по проверке не вынесено.

Логика у налоговиков следующая. В акте нет обязательных предписаний или распоряжений для компании, влекущих юридические последствия. Значит, обжаловать его в УФНС до того, как будет вынесено решение, бессмысленно. Публикацию на эту тему можно найти на сайте nalog.ru в разделе «Новости» от 24 марта 2015 года. Данная позиция ФНС России согласуется с мнением Конституционного суда РФ, изложенного в определении от 27 мая 2010 г. №766-О-О.

Однако уже можно проверить, нет ли ошибок и недочетов в акте. Ведь на практике компаниям нередко удается отменить результаты проверки или хотя бы снизить суммы доначисленных налогов и штрафов, если акт не соответствует установленным требованиям.

Содержание акта камеральной проверки

Вводная часть

1. Номер акта.

2. Наименование места составления акта.

3. Дата акта (под указанной датой понимается дата подписания акта инспектором, проводившим камеральную проверку).

4. Должность, Ф. И. О. инспектора, проводившего проверку, его классный чин (при наличии).

5. Сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная налоговая проверка (наименование налога (сбора), дата представления декларации (расчета), ее вид (первичная или уточненная), регистрационный номер, период).

6. Полное и сокращенное наименование организации, ответственного участника или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков либо фамилия и инициалы гражданина (фамилия, инициалы их представителя), представившей (представившего) декларацию (расчет). При представлении организацией декларации (расчета) по местонахождению филиала, представительства, помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименование филиала, представительства.

7. ИНН, КПП (филиала, представительства, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, других участников группы) либо ИНН гражданина, представившего декларацию (расчет).

8. Даты начала и окончания камеральной проверки.

9. Местонахождение организации (ее филиала, представительства).

10. Перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также иных документов о деятельности проверяемого лица, имеющихся у налоговой инспекции (например, справка из банка), на основе которых проведена камеральная проверка.

11. Сведения о мероприятиях налогового контроля, подтверждающих налоговое правонарушение, которые были проведены в ходе камеральной проверки (например, истребование документов у организации).

12. Иные необходимые сведения по усмотрению инспекции.

Описательная часть (содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе камеральной проверки)   Конкретные факты нарушения налогового законодательства. При этом по каждому факту нарушения должны быть указаны:

  • вид нарушения, способ его совершения и налоговый период, к которому относится нарушение;
  • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты могут быть включены непосредственно в акт проверки или приведены в составе приложений к нему;
  • ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения;
  • квалификация нарушения со ссылками на нормы налогового законодательства, которые нарушены проверяемым лицом;
  • ссылки на заключения экспертов, протоколы допроса свидетелей и иные протоколы, составленные в рамках налоговой проверки (в случае проведения соответствующих действий)*  подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, подп. 2 раздела I, п. 1 раздела II приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892

Итоговая часть (содержит сведения о последствиях выявленных нарушений, предложения по их устранению, а также выводы о наличии состава налогового правонарушения

1. Сведения:

  • о недоимках по налогам (сборам) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;
  • налогах (сборах), исчисленных в завышенном размере, с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;
  • прочих нарушениях, выявленных в ходе камеральной проверки.

2. Предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных мер (например, взыскание недоимки по налогам, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога, приведение проверяемым лицом учета своих доходов (расходов) в соответствие с нормами законодательства и т. п.).

3. Выводы проверяющих о наличии в действиях проверяемого лица признаков налоговых правонарушений (должны быть указаны виды налоговых правонарушений, совершенных организацией со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за указанные правонарушения).

4. Количество листов приложений.

5. Информация о праве проверяемого лица представить возражения на акт налоговой проверки,

Приложения

1. Доказательства, подтверждающие факты нарушений, которые были выявлены в ходе проверки.

2. Обязательные приложения, которые инспектор оформляет в случае необходимости как дополнения (пояснения) к тексту акта (например, расчеты количественного и суммового расхождения между заявленными проверяемым лицом и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением и уплатой налога, расчеты пеней, данные о выявленных фактах массовых однородных нарушений налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению).

3. Дополнительные приложения по усмотрению инспектора, проводящего камеральную проверку (например, копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки, письменные ответы контрагентов организациии т. п.)           п. 3.1 ст. 100 НК РФ, подп. 2раздела I, п. 1 раздела II приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892

Обязательная информация, которая должна быть в любом акте выездной налоговой проверки.

Содержание акта выездной проверки

Вводная часть (содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемой организации (ее филиале, представительстве))  

1. Номер акта.

2. Наименование места составления акта.

3. Дата акта (под указанной датой понимается дата подписания акта сотрудниками инспекции, которые проводили выездную проверку).

4. Должности, Ф. И. О. сотрудников инспекции, которые проводили выездную проверку, их классный чин (при наличии) (при проведении совместной налоговой проверки дополнительно указываются должности, Ф. И. О. сотрудников внутренних дел, которые принимали участие в проверке).

5. Дата и номер решения о проведении выездной проверки (если в решение инспекция вносила изменения, то дополнительно указываются дата и номер решения, которым были внесены указанные изменения).

6. Полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя и отчество проверяемого лица. При проверке филиала, представительства организации дополнительно указываются полное и сокращенное наименование филиала, представительства. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков указываются наименования ответственного участника и других участников группы.

7. ИНН, КПП проверяемой организации (филиала, представительства, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, других участников группы) либо ИННгражданина.

8. Предмет проверки (перечень проверенных налогов, сборов).

9. Период, за который была проведена проверка, с указанием конкретных дат (например, с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года).

10. Указание на то, что проверка проведена в соответствии с налоговым законодательством.

11. Место проведения проверки (на территории проверяемого лица или по местонахождению инспекции).

12. Даты начала и окончания проверки (в случае если проверка была продлена, приостановлена, дополнительно указываются сроки продления, приостановления и реквизиты решений о продлении, приостановлении выездной проверки).

13. Ф. И. О. руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации (ее филиала, представительства) или иных лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде.

14. Местонахождение организации (филиала, представительства), ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и других участников группы или место жительства гражданина.

15. Сведения о лицензируемых видах деятельности при их наличии (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии).

16. Сведения о фактически осуществляемых организацией (филиалом, представительством, участниками консолидированной группы налогоплательщиков, гражданином) видах деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без лицензии.

17. Сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) (приводятся виды проверенных документов или перечень конкретных документов при необходимости).

18. Сведения о мероприятиях налогового контроля, подтверждающих налоговое правонарушение, которые были проведены в ходе выездной проверки (например, допросы свидетелей, осмотр, выемка, экспертиза и т. д.).

19. Иные необходимые сведения по усмотрению инспекции.          подп. 1–11 п. 3 ст. 100 НК РФ, подп. 1 п. 6 раздела I приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892

Описательная часть (содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе выездной проверки):

  • вид нарушения, способ его совершения и налоговый период, к которому относится нарушение;
  • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты могут быть включены непосредственно в акт проверки или приведены в составе приложений к нему;
  • ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
  • квалификация нарушения со ссылками на нормы налогового законодательства, которые нарушены проверяемым лицом;
  • ссылки на заключения экспертов, протоколы допроса свидетелей и иные протоколы, составленные в рамках налоговой проверки (в случае проведения соответствующих действий)     подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, подп. 2 п. 6 раздела I приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892

Итоговая часть (содержит сведения о последствиях выявленных нарушений, предложения по их устранению, а также выводы о наличии состава налогового правонарушения)

1. Сведения:

  • о недоимках по налогам (сборам) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;
  • налогах (сборах), исчисленных в завышенном размере, с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;
  • прочих нарушениях, выявленных в ходе выездной проверки.

2. Предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных мер (например, взыскание недоимки по налогам; взыскание пеней за несвоевременную уплату налога; приведение проверяемым лицом учета своих доходов (расходов) в соответствие с нормами законодательства и т. п.).

3. Выводы проверяющих о наличии в действиях проверяемого лица признаков налоговых правонарушений (должны быть указаны виды налоговых правонарушений, совершенных проверяемым лицом, со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за указанные правонарушения).

4. Количество листов приложений.

5. Информация о праве проверяемого лица представить возражения на акт налоговой проверки              подп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, подп. 3 п. 6 раздела I приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892

Приложения   

1. Доказательства, подтверждающие факты выявленных нарушений, полученные от третьих лиц.

2. Обязательные приложения, которые инспектор оформляет в случае необходимости как дополнения (пояснения) к тексту акта (например, расчеты количественного и суммового расхождения между заявленными проверяемым лицом и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением и уплатой налога; расчеты пени; данные о выявленных фактах массовых однородных нарушений налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению).

3. Дополнительные приложения по усмотрению сотрудников инспекции, проводивших выездную проверку (например, копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе выездной проверки, письменные ответы контрагентов организации, протоколы допросов свидетелей).

Внимательно изучите полученный документ. Начните с даты составления: не выходит ли она за рамки установленного срока. Затем посмотрите, все ли реквизиты есть в акте или часть сведений инспекторы все же отразили неверно. В таком случае у вас есть шанс избежать доначислений.

Заявить о том, что инспекция нарушила сроки или правила оформления акта, вы можете в апелляционной или обычной жалобе. Рассмотрим подробнее, какие нарушения позволяют отменить акт.

Инспекторы не вручили приложения к акту. Вместе с актом инспекторы должны передать и приложения к нему – доказательства выявленных нарушений (письмо ФНС России от 22 мая 2012 г. № АС-4-2/8356, решение ВАС РФ от 24 января 2011 г. № ВАС-16558/10).

Если приложений нет, то доначисления можно отменить. Ведь в этом случае инспекция грубо нарушает порядок оформления акта и рассмотрения материалов проверки. А это является основанием для отмены доначислений (п. 3.1 ст. 100, п. 14 ст. 101 НК РФ). Согласны с такой позицией и судьи (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 июля 2013 г. по делу № А53-28709/2012).

В приложениях недостаточно сведений. В такой ситуации тоже можно попробовать избежать доначислений. Например, к акту налоговой проверки инспекторы должны приложить протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Если в этих документах есть сведения, не подлежащие разглашению, то вместо протоколов надо приложить выписки из них (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Так вот, информации в данных выписках бывает недостаточно. В частности, инспекторы забывают указать, что свидетели предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний в соответствии с требованиями пункта 5статьи 90 Налогового кодекса РФ. А это значит, что доказательства получены с нарушением закона. Поэтому не могут быть учтены (ч. 3 ст. 64 АПК РФ). Следовательно, и доначисления незаконны. С таким подходом соглашаются судьи (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2012 г. по делу № А19-20911/2011).

Пример

Инспекция провела выездную проверку в ООО «Вега» за период с 2012 по 2013 год. По результатам ревизии инспекторы доначислили налог на прибыль в сумме 536 000 руб., пени в размере 160 715 руб. и штраф в размере 107 200 руб. Компания не согласилась с результатами проверки и подала возражения на акт проверки.

Однако налоговики не сочли возражения компании достаточно обоснованными. Тогда главный бухгалтер ООО «Вега»составил апелляционную жалобу еще до того, как решение по проверке вступило в силу.

В апелляционной жалобе компания также указала на то, что акт налоговой проверки был оформлен без каких-либоприложений. .

Жалоба на решение по итогам проверки

Ошибки. Нередко в решениях инспекторы допускают ошибки. Конечно, эти недочеты можно использовать в свою пользу. Однако не каждая попытка может закончиться успехом для компании.

После вынесения решения по проверке руководитель инспекции не имеет права вносить в этот документ изменения, ухудшающие положение компании. Исключение – исправление описок, опечаток и арифметических ошибок (ст. 101,101.4 НК РФ). И наоборот, допустимо внесение изменений в решения или даже полная их отмена, если это влечет улучшение положения налогоплательщика. Такова позиция судей (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ № 57).

ФНС в своем письме прокомментировала данный вывод и уточнила два момента. Во-первых, если техническую ошибку в решении инспекции обнаружили специалисты УФНС, его руководитель вправе исправить эту ошибку самостоятельно.

Во-вторых, руководитель инспекции может исправлять опечатки в решении, только если это не повлияет на содержание и выводы налоговиков. Например, не приведет к увеличению суммы доначислений или, наоборот, не уменьшит сумму налога к возврату (письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Только руководитель регионального УФНС вправе внести подобную правку. Нарушение процедуры считается основанием для отмены решения по налоговой проверке. Приведем пример.

Пример

В решении инспектор вместо доначисленной суммы 10 000 000 руб. допустил опечатку и написал на один ноль меньше – 1 000 000 руб.

Сам проверяющий исправлять такую опечатку не вправе, так как это ухудшает положение компании. Только руководитель регионального УФНС вправе внести подобную правку. Нарушение процедуры считается основанием для отмены решения по проверке.

Несколько проверок одновременно. Спорить с тем, что инспекторы проводят сразу несколько проверок, бесполезно. И камеральную, и выездную проверки инспекторы могут проводить в одно и то же время, по одному налогу и за один налоговый период. Компания должна исполнить решения по итогам обоих мероприятий. Об этом сказано в письме ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529.

Как камеральная, так и выездная ревизия – это самостоятельная форма контроля (ст. 88, 89 НК РФ). Причем в Налоговом кодексе РФ не сказано, что одна из них может как-то препятствовать второй. Скажем, инспекторы не выявили нарушений при выездной проверке. Значит, они могут обнаружить их на камералке. И наоборот.

Другое дело, если компания не согласна с выводами, изложенными в решениях налоговиков. В таком случае она вправе обжаловать их в вышестоящей инспекции.

К слову, налоговики в это же время могут нагрянуть и с третьей, кассовой, проверкой. Такие выводы сделали представители Минфина России в письме от 5 июля 2013 г. № 03-02-08/26094.

В документе чиновники обосновали свою позицию при помощи аналогичных доводов. Ведь ограничений нет и в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Жалоба на требование инспекторов

Наверняка вы хотя бы раз сталкивались с требованием от налоговиков представить им документы. Однако далеко не всегда есть уверенность в том, что в этом требовании все соответствует закону.

Форма такого требования утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ3-06/338.

Обнаруженные недочеты и нарушения можно обжаловать. Образец – ниже. Но будьте внимательны: не каждое нарушение является достаточным основанием, чтобы затевать спор. Далее расскажем о наиболее частых претензиях, возникающих у компаний.

Требование не по форме или на нем нет подписи начальника ИФНС. Инспекторы не всегда придерживаются утвержденной формы требования. Они могут выставить вам требование, написанное от руки и не на бланке.

Так вот, спорить по поводу такого запроса бессмысленно. За то, что налоговики отступили от формы, никакой ответственности не предусмотрено. И только этой причины не хватит, чтобы объявить требование незаконным.

Здесь же скажем о еще одном заблуждении на счет оформления. Вовсе не обязательно, чтобы требование подписал строго начальник инспекции или его заместитель. Кроме них это может сделать и непосредственно тот инспектор, который проводит проверку. Указание на это содержится в пункте 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Как узнать, кто именно проверяет вашу компанию? При выездной ревизии достаточно посмотреть на фамилии инспекторов, перечисленные в решении о проведении проверки. А вот с камеральной другая ситуация – перечня проверяющих нигде нет. Хотя тут, как правило, все требования подписывает начальник инспекции либо его заместитель. Поэтому повод для сомнений у вас вряд ли найдется.

В требовании путаница со сроками. Казалось бы, по поводу того, в какой срок исполнить требование, вопросов возникнуть не должно. Его обычно четко прописывают в форме запроса. На то, чтобы предоставить документы в ходе выездной или камеральной проверки вашей компании, по закону дается 10 рабочих дней со дня вручения (ст. 93 НК РФ).

А если у компании запрашивают бумаги в отношении вашего контрагента – тогда пять рабочих дней, как это установлено статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.

Однако на практике бывает так, что сразу, как только вы получили запрос, налоговики приостанавливают проверку. К слову, такое может случиться в ходе выездной ревизии, когда истребуют информацию у ваших контрагентов (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Можно ли не давать документы, пока инспекторы не возобновят ревизию? Лучше так не делать. Мы советуем вамвсе-таки ориентироваться на срок, обозначенный в самом требовании.

Тем более что даже судьи высказывают такую позицию. Во время приостановки выездной проверки налоговики не вправе выставлять компании новые требования о представлении документов. Но по требованиям, выставленным до приостановления проверки, компания обязана передать документы налоговикам (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). За опоздание предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

Кстати, помимо штрафов для самой компании есть административное наказание для ответственных сотрудников. К примеру, оштрафовать могут руководителя организации. Ему придется заплатить от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Налоговые инспекторы зачастую выписывают штрафы не по тем основаниям. Для компании выгоднее не делать инспекторам замечания. Ведь если заранее обратить внимание проверяющих на оплошность, то они исправят ее и оштрафуют компанию или ее сотрудников уже обоснованно. Лучше сперва дать себя оштрафовать, а потом оспорить нарушение.

Чиновники убеждены, что приостановка проверки не дает организации законного повода отсрочить подготовку запрошенных документов. Об этом – письма ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692, Минфина России от 3 июля 2008 г. № 03-02-07/1–246.

Перерыв в проверке никак не влияет на обязанности самой компании. А раз налоговики приехать сами не могут – в такой период они не вправе находиться на территории компании, то материалы им нужно доставить прямо в инспекцию.

Если же, находясь в подобной ситуации, компания уже пропустила сроки требования, а инспекторы выставили штраф, то можно попробовать оспорить его через суд. Шансы выиграть есть. Свидетельство тому – постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. по делу № А78-343/2011.

И еще. Когда вы не против исполнить требование, но в срок не успеваете просто потому, что запросили уж слишком большой объем бумаг, направьте инспекторам письмо.

В нем распишите причины, по которым компании не хватает времени на исполнение требования, и период времени, который вам предположительно потребуется (п. 3 ст. 93 НК РФ). Это нужно сделать на следующий рабочий день после получения запроса. Инспекторы, конечно, могут и отказать. Но зато при обжаловании у вас будет чем оправдаться за просрочку.

Документы по периодам, не входящим в рамки проверки. Основное правило – истребуемые бумаги должны относиться к проверяемым налогам и периоду проверки. Допустим, вы подали декларацию по НДС.

Если вы воспользовались правом на льготу или заявили налог к возмещению, налоговики в ходе камералки могут попросить подтверждающие документы. Но только те, что обосновывают ваши действия в проверяемом периоде (п. 6,п. 8 ст. 88 НК РФ).

Когда же никаких преимуществ и оснований заявлять вычеты у компании нет, дополнительных документов с вас спросить не могут. Об этом говорит пункт 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ. А вот при выездной ревизии запросить от вас могут практически любые документы. Но опять же в рамках проверяемых налогов и исследуемого периода.

Так что, если в требовании налоговые инспекторы перечислили давнишние документы, можно смело писать мотивированный границами проверки отказ.

К примеру, у вас идет выездная ревизия по 2012–2014 годам, а запрос поступил на бумаги, датированные 2011 годом. Конечно, в отношении договоров спорить не стоит, ведь они могут распространяться на несколько лет. И возможно, как раз с 2012 года были автоматически пролонгированы.

А вот счета-фактуры, акты и прочие первичные документы связаны с конкретными событиями. Поэтому тут инспекторы уже явно превышают свои полномочия.

В требовании нет конкретного перечня документов. Еще один повод отказать налоговикам в запросе – в требовании не названы реквизиты конкретных документов. Такая информация является обязательной. Это подчеркнули чиновники из Минфина России еще в письме от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1–348. Налоговики же зачастую это условие не выполняют. И пишут в требовании, например, так: «…предоставить счета-фактуры за 2015 год».

Более того, в ФНС России считают, что налоговые инспекторы вправе требовать любые документы относительно конкретной сделки. Причем у любых лиц, обладающих такими сведениями. И для этого вовсе не обязательно начинать налоговую проверку (письмо ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869).

Конкретного перечня документов, которые налоговики могут потребовать при встречке, в законе нет. Это могут бытьсчета-фактуры, акты, накладные, различные договоры и т. п. То есть те бумаги, которые вы оформляете по сделкам с вашим контрагентом. А также те документы и сведения, которые косвенно связаны с этой компанией.

Однако в налоговой службе отмечают, что требование о представлении документов должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку. При этом инспекторы могут запросить информацию о сторонах этой сделки, ее предмете и об условиях ее совершения. Значит, есть повод обжаловать требование, в котором недостаточно данных для идентификации сделки.

Конечно, когда компания стремится всячески избежать претензий, безопаснее исполнить даже неконкретизированное требование. Но нередко объем документов за год настолько велик, что подготовить все в установленный короткий срок невозможно. В таком случае объясните ситуацию и попросите инспекторов об отсрочке.

А если инспекторы вам откажут и оштрафуют, подавайте жалобу. Ведь если нет перечня документов, то даже размер штрафа рассчитать не представляется возможным. По статье 126 Налогового кодекса РФ 200 руб. берут за каждый непредставленный экземпляр. Соответственно, если неизвестно, сколько бумаг должно быть представлено, то и конкретную сумму штрафа определить не получится.

Бумаги можно не представлять повторно. Например, может сложиться ситуация, когда по требованию компания передала налоговикам подлинники документов, а они потом выставили новое требование и запросили еще и копии этих же бумаг. Причем оригиналы возвращены в компанию не были.

В итоге инспекторы штрафуют организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ на 200 руб. за каждый непредставленный документ. Судьи считают такой штраф незаконным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 октября 2013 г. по делу № А39-4514/2012).

Поэтому если компания ранее уже передавала налоговикам запрашиваемую документацию в подлинниках, то можно оформить уведомление об отказе в представлении бумаг. 

Обязательно сделайте в своем письме отметку, когда и по какому требованию вы уже привозили в инспекцию оригиналы. Дополнительным объяснением отказа будет то, что на руках у вас этой документации нет, значит, и сделать копии не представляется возможным.

Есть еще одно правило, которого налоговики иногда не придерживаются на практике – если на камералке они запрашивали конкретные бумаги, то на выездной проверке ту же самую информацию требовать уже не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ).

В разрешении таких споров судьи обычно поддерживают компанию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2013 г. по делу № А13-3080/2012). А значит, и при рассмотрении жалобы налоговики это учтут. Но, чтобы избежать затяжного конфликта, нелишним будет оформить свой отказ в письменном виде. Для этого можно составить уведомление в свободной форме.

Требование отправлено не по адресу. Бывает, что по каким-то причинам компания не находится по юридическому адресу. В этом случае рекомендуем уведомить вашу инспекцию о фактическом месте расположения. Или же контролируйте поступающую на адрес регистрации почту. В противном случае корреспонденция может до вас не дойти вообще. А вместе с ней и требование налоговиков.

Если вы не предпримите никаких мер и, соответственно, не исполните в установленный срок запрос, инспекторы оштрафуют организацию. Или, хуже того, доначислят налоги самостоятельно расчетным методом, обосновав отсутствием подтверждающих бумаг. С этим будет бесполезно спорить даже в суде, а не только в УФНС (постановление ФАС Поволжского округа от 20 января 2012 г. по делу № А72-881/2011). Другое дело, когда проверяющие по невнимательности отправили требование не туда, куда надо. А вы получаете уже итоговое решение со штрафом.

Жалобы на другие документы и бездействие инспекторов

Приведем еще пару примеров, когда можно составить жалобу. Сначала подскажем, как оформить жалобу на отказ в проведении сверки.

Пример

Новый главный бухгалтер ООО «Метеор» представил в инспекцию заявление о проведении совместной ООО «Юпитер» переплатило транспортный налог. Бухгалтер подал в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Однако проверяющие ответили отказом.

Компания подала жалобу на отказ в возврате излишне уплаченных сумм налога. 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка