Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расходы на оформление визы и выдача валюты под отчет

26 августа 2015 720 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Можно ли списать в налоговом учете расходы на оформление виз

В письме Минфина России от 3 июня 2014 г. № 03-03-06/1/26511 уточняется, как учитывать расходы на оформление визы в целях налога на прибыль. Однако аргументы, которые приведены в письме, распространяются и на ведение бухгалтерского учета. Поскольку они основаны на Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 (далее – Положение № 749), а также обычаях делового оборота.

Финансовое ведомство отмечает, что, согласно пункту 23 Положения № 749, при направлении работника в командировку на территорию иностранного государства ему возмещаются дополнительные расходы, в частности на оформление визы. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты и убытки (ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Убытки могут возникнуть, например, если в визе было отказано. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Они должны быть оформлены документами, которые соответствуют законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были совершены. Дело в том, что госпошлину за рассмотрение визового ходатайства требуется оплатить, как правило, на территории иностранного посольства, которое находится под юрисдикцией иностранного государства. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ затраты на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и аналогичных документов учитываются в составе прочих расходов. Датой признания расходов на командировки является день утверждения авансового отчета (подп. 5 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Какое есть ограничение при сотрудничестве с визовыми центрами

В случае когда сотрудник бюджетного учреждения оформляет визу самостоятельно, он не касается вопросов совершения закупок. Однако некоторые посольства открывают визовые центры. В этом случае к сумме визовой госпошлины прибавится оплата услуг такого центра. Поскольку с визовым центром сотрудник будет расплачиваться, скорее всего, за счет подотчетных сумм, валюта здесь не понадобится, все расчеты будут вестись в рублях.

Однако существуют определенные сложности с закупкой услуг у одной из фирм, специализирующихся на оформлении виз. Отметим, что приобретение учреждениями услуг на небольшие суммы происходит, как правило, у исполнителей, выбранных ими по своему усмотрению. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определяет это как закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Проблема в том, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе совершить на основании указанного пункта, не должен превышать 5 процентов от совокупного годового объема закупок и 2 млн руб.

Таким образом, чтобы соблюсти нормы Закона № 44-ФЗ, учреждению необходимо организовать специальный контроль за закупками в течение года, чтобы не превысить плавающий пятипроцентный или двухмиллионный лимит. В отношении запроса котировок объем закупок не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема закупок или 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Как в бухучете отразить покупку наличной валюты

Не все посольства принимают оплату визовой пошлины в рублях, поэтому, если работник получает визу непосредственно в посольстве, ему необходимо выдать под отчет валюту. Купля-продажа валюты, которая называется конвертацией, – услуга, оказываемая уже выбранным контрагентом (уполномоченным банком) на установленных договором банковского обслуживания условиях. Следовательно, проводить торги для закупки валюты у банка не нужно.

Для покупки валюты учреждение составляет заявку (поручение) по форме, установленной банком. Необходимую для покупки валюты сумму в рублях оно перечисляет банку со своего лицевого или расчетного счета. Выдача учреждению наличной иностранной валюты происходит с его банковского валютного счета на основании письма на ее получение в произвольной форме. Это определено пунктом 2.1 Указания Центрального банка РФ от 14 августа 2008 г. № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» (далее – Указание № 2054-У). При отсутствии на валютном счете учреждения остатка валюты ее необходимо купить.

Бухгалтерские записи при приобретении валюты в учете учреждения будут такими:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечислены денежные средства в рублях на конвертацию в иностранную валюту

201 23 510
«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
201 21 610
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации»

Зачислена иностранная валюта на валютный счет учреждения в кредитной организации

201 27 510
«Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»

201 23 610
«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Какими проводками отражается выдача валюты под отчет

При выдаче учреждению наличной иностранной валюты составляется бухгалтерская запись по дебету счета 0 201 34 510 «Поступления средств в кассу учреждения» и кредиту счета 0 201 27 610 «Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации».

Бухучет в государственных (муниципальных) учреждениях ведется в валюте РФ, то есть в рублях. Это определено пунктом 13 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н). Поэтому выдача валюты под отчет работнику отражается на счете 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» согласно пунктам 13 и 154 Инструкции № 157н.

То есть суммы одновременно учитываются в рублях по курсу Центрального банка РФ и в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется как на дату совершения операций в иностранной валюте, так и на каждую отчетную дату.

Учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах ведется на счете 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет (п. 215 Инструкции № 157н).

Пример
Подотчетному лицу было выдано 35 евро на оплату пошлины за ходатайство о предоставлении шенгенской визы. Курс на дату выдачи суммы – 70 руб. за 1 евро., на дату утверждения авансового отчета – 80 руб. за 1 евро.

В учете будут оформлены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Выдана из кассы под отчет сумма для оплаты визовой пошлины

208 12 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»

201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»

2450 руб. (35 евро х 70 руб.)

Приняты к учету расходы в виде суточных

401 20 212
«Расходы по прочим выплатам»

208 12 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»

2800 руб. (35 евро х 80 руб.)

Отражена положительная курсовая разница

208 12 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»

401 10 171
«Доходы от переоценки активов»

350 руб. (2800 – 2450)

По каким статьям КОСГУ распределить расходы по оформлению виз

Отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции. Это определено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н). В соответствии с Указаниями № 65н различные услуги, приобретаемые для государственных (муниципальных) нужд, оплачиваются бюджетными учреждениями по статье 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. Перечни расходов по этой статье не являются закрытыми и не исключают отнесение к данной статье иных аналогичных затрат.

Расходы на оплату услуг, не отраженных по подстатьям 221–225 КОСГУ, учитываются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги». Следовательно, расходы, связанные с оплатой услуг визового центра (другой фирмы), могут быть отнесены учреждением на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Данный вывод косвенно подтверждался разъяснениями специалистов Минфина России в прошлые годы (письмо от 26 апреля 2010 г. № 02-05-11/1490).

А могут ли в такой ситуации проверяющие указать на нецелевой расход?

Важно знать, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда нет возможности наверняка установить, на какой код требуется отнести осуществленные расходы. Об этом сказано в пункте 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23.

Если работник оформляет визу самостоятельно, то он уплачивает только госпошлину. Поэтому расходы на ее оплату относятся на подстатью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

К. Стенечкина,
эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка