Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как оформить транспортную накладную

19 сентября 2011 184 просмотра

Новая форма транспортной накладной вступила в силу совсем недавно — 25 июля 2011 года. Но на практике по ней уже возникла масса вопросов. Наиболее распространенные из них мы рассмотрим в этой статье. А также расскажем о самых новых разъяснениях чиновников.

Когда без транспортной накладной не обойтись

Для начала давайте разберемся, в каких ситуациях в принципе необходима транспортная накладная. Тем более что свою позицию по этому поводу совсем недавно высказали чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500.

Эта накладная однозначно нужна, когда поставщик или покупатель привлекает для перевозки транспортную (экспедиторскую) организацию. Желательно оформить транспортную накладную, если продавец доставляет товар до склада покупателя. Чиновники решили, что поставщик тем самым оказывает услуги по перевозке. Значит, он должен согласовать с клиентом условия и стоимость перевозки, а также место и дату доставки груза. Следовательно, придется Оформить транспортную накладную. Именно этот документ поможет покупателю обосновать затраты на перевозку груза.

Еще одна распространенная ситуация. Покупатель забирает товар со склада грузоотправителя собственным транспортом. Здесь, к счастью, транспортную накладную (новую или старую) составлять не нужно. А затраты на перевозку груза можно подтвердить путевым листом.

Справедливости ради стоит сказать, что прежнюю форму № 1-Т инспекторы на местах нередко требовали при любых перевозках автотранспортом. Но судьи в основном не поддерживали налоговиков (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2011 г. № А13-8617/2008). Поэтому в случае претензий инспекторов компании есть на что сослаться.

Нужно ли составлять одновременно новую и старую накладную

С конца июля многие задаются вопросом: нужно ли отныне на перевозку оформлять два документа? Ведь старая накладная формально не отменена.

Мы считаем, что составлять одновременно новую транспортную накладную и старую ТТН не нужно. Судите сами. Новый документ подтверждает, что договор перевозки заключен. Покупатель с его помощью может обосновать размер расходов на доставку товаров. Те же самые функции выполняла и накладная по форме № 1-Т в части транспортного раздела (ее товарный раздел практически дублировал накладную по форме № ТОРГ-12). Именно поэтому новая транспортная накладная заменяет старую ТТН.

Конечно, проблем бы не возникло, если бы в постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 внесли изменения и отменили форму № 1-Т. Тогда у контролеров не было бы никаких поводов требовать сразу две транспортные накладные, что, в общем-то, абсурдно.

Кстати, недавно по поводу транспортной накладной высказались чиновники Минтранса России в письме от 20 июля 2011 г. № 03-01/08-1980ис. Они указали, что если организация использует новую накладную, это не исключает применения формы № 1-Т. Как видим, разъяснения достаточно обтекаемые. Впрочем, из них следует, что использовать одновременно новую и старую транспортную накладную возможно, но не обязательно.

А чиновники Минфина России не готовы полностью отказаться от формы № 1-Т. Они признают, что в новой накладной есть все данные, чтобы учесть расходы на перевозку. Но при этом отмечают, что старая накладная не отменена.

Мнение

— В новой форме транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на перевозку. В связи с этим, на мой взгляд, применение новой транспортной накладной отвечает критериям обоснованности и документального подтверждения расходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Другими словами, затраты организации на перевозку груза автотранспортом в случае оформления их новой накладной могут быть приняты к учету в целях расчета налога на прибыль.

Однако на данный момент формы № 1-Т и № ТОРГ-12 в официальном порядке не отменены. Поэтому исходя из письма Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500, документально подтвердить затраты на перевозку груза и факт его транспортировки налогоплательщик может, используя как новую накладную, так и формы № 1-Т и № ТОРГ-12.

Н. Агуреева, главный специалист-эксперт Отдела налогообложения прибыли Минфина

Подведем итог. Составлять две транспортные накладные закон не требует. Но если компания хочет максимально застраховаться от возможных претензий со стороны инспекторов, можно выписывать помимо новой транспортной накладной дополнительно и форму № 1-Т. А поскольку и товарную накладную № ТОРГ-12 тоже никто не отменял, в этом случае компании придется оформлять три накладные: новую транспортную, старую ТТН и товарную.

И еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. При перевозке алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта оформлять две транспортные накладные пока что нужно в обязательном порядке. Подробности — ниже.

Мнение

— Чиновники Росалкогольрегулирования высказали такое мнение. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272, которым утверждена транспортная накладная, не отменяет постановление Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78. Поэтому в качестве сопроводительного документа, который подтверждает легальность производства и оборота алкогольной продукции, новая накладная не применяется (разъяснение Росалкогольрегулирования от 8 июля 2011 года).Здесь ситуация неоднозначна. Сопроводительным документом к алкогольной продукции служит именно ТТН (ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ). Более того, к этой накладной прилагается справка, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 864. Изменений же в эти нормативные акты пока не внесено. Поэтому по товарам, которые подпадают под Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, лучше составлять две транспортные накладные: по новой и старой форме.

М. Емельянцева, юрист юридической компании «Налоговик»

Кто из участников сделки должен выписать транспортную накладную

Больше всего неясностей связано с тем, кто должен оформить транспортную накладную (ТН).

По общему правилу накладную должен выписывать грузоотправитель, если только другой порядок не предусмотрен в договоре. Это указано в пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее — Правила). Но на практике зачастую сделать это затруднительно.

Возьмем классическую ситуацию. Поставщик заключает договор с транспортной компанией на доставку товара. Таким образом, перевозчик забирает товар со склада продавца и везет его покупателю. Поставщик (то есть грузоотправитель) может выписать накладную и внести данные о себе, товаре и его приемке водителем. Но в ТН есть целый ряд пунктов, которые может заполнить только транспортная компания. Это сведения о перевозчике, приеме заявки от поставщика, автомобиле. Водитель транспортной компании не сможет вписать эти данные как полагается, потому что у него обычно нет печати. Значит, вместо того чтобы вести груз покупателю, водитель должен поехать в офис своей организации, чтобы поставить печати и подписи на накладной. Ситуация абсурдна.

Логичнее предусматривать в договорах, что ТН оформляет перевозчик. Тогда сначала транспортная компания заполнит свою часть накладной. Потом водитель передаст ТН грузоотправителю. Тот внесет свои данные. Водитель поставит подпись, которая подтверждает, что он принял груз. Доставит товар по назначению. А покупатель распишется в получении товара. Подробнее этот алгоритм оформления ТН представлен в таблице ниже.

Алгоритм оформления транспортной накладной

Этап оформления Кто заполняет Какие пункты накладной должны быть заполнены
1. Перевозчик выписывает транспортную накладную в трех экземплярах и передает их водителю Перевозчик Пункт 8 «Условия перевозки».
Пункт 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению».
Пункт10 «Перевозчик».
Пункт 11 «Транспортное средство».
Пункт 13 «Прочие условия».
Пункт 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» (кроме размера провозной платы).
Пункт 16 «Дата составления, подписи сторон» (наименование перевозчика, дата, печать, подпись)
2. Водитель передает накладную грузоотправителю. Тот заполняет данные о своей компании, грузополучателе, товаре и один экземпляр оставляет себе Грузоотправитель Пункт 1 «Грузоотправитель».
Пункт 2 «Грузополучатель».
Пункт 3 «Наименование груза».
Пункт 4 «Сопроводительные документы на груз».
Пункт 5 «Указания грузоотправителя».
Пункт 6 «Прием груза».
Пункт 16 «Дата составления, подписи сторон» (наименование грузоотправителя, дата, печать, подпись)
3. Водитель подтверждает приемку груза Водитель Пункт 6 «Прием груза» (подпись водителя).
При необходимости можно заполнить пункт 12 «Оговорки и замечания перевозчика» (фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приемке груза).
В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий перевозки (п. 12) и переадресовке груза (п. 14)
4. Доставив груз, водитель расписывается в накладной и передает ее получателю Водитель Пункт 7 «Сдача груза» (подпись водителя).
Пункт 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» (размер провозной платы).
При необходимости пункт 12 «Оговорки и замечания перевозчика» (фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при сдаче груза, изменение условий перевозки при выгрузке)
5. Получатель заполняет данные о сдаче груза и оставляет себе второй экземпляр накладной. Третий экземпляр остается у транспортной компании Грузополучатель Пункт 7 «Сдача груза»

Возможен и такой вариант. Правилами предусмотрено, что грузоотправитель подает перевозчику заказ на доставку груза. Тот в срок до трех дней сообщает клиенту, принят ли заказ. При этом, рассматривая заказ, перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия транспортировки груза. И заполняет разделы накладной, которые указаны в пункте 1 таблицы.

Но вместе с заказом грузоотправитель может передать перевозчику и накладную, в которой указаны сведения об отправителе, получателе, а также параметры груза. В общем, заполнены пункты 1—5. Например, поставщик может передать этот документ по электронной почте. Ведь все равно эти данные необходимы транспортной компании, чтобы определить условия перевозки. Тогда, если перевозчик согласится с заказом, он дополнит накладную, которую частично заполнил поставщик, своими данными. А при сдаче груза на перевозку поставщику останется только заполнить пункты 6 и 16 накладной. Дальше составлять этот документ можно в том порядке, который описан в таблице.

Отметим, что эту таблицу можно использовать и в других ситуациях для того, чтобы сориентироваться, кто какие части накладной заполняет. Допустим, водитель поставщика везет товар на склад экспедитора. Потом экспедитор или нанятая им транспортная компания доставляет груз покупателю. В этом случае накладную можно заполнить в том же порядке. Только грузоотправителем здесь будет выступать не поставщик, а экспедитор. Далее рассмотрим эту и другие проблемные ситуации подробнее.

И еще. Компании могут договориться составлять ТН в четырех экземплярах. Тогда четвертый экземпляр с подписью покупателя перевозчик передаст поставщику. Этот документ подтвердит приемку груза покупателем. И на его основании поставщик оплатит услуги перевозчика.

Как оформить транспортную накладную в неоднозначных ситуациях

Мы выделили четыре неоднозначные ситуации, когда оформление транспортной накладной вызывает вопросы. Рассмотрим их по порядку.

Поставщик доставляет товар до склада транспортной компании (экспедитора)

Начнем с такой ситуации. Поставщик своими силами доставляет груз не покупателю, а до централизованного склада транспортной или экспедиторской компании. Затем транспортная компания (или экспедитор) забирает груз с этого склада и везет покупателю. Заказчиком услуг по доставке товаров является покупатель. В этой ситуации зачастую ни поставщик, ни экспедитор не выписывают ТН. Например, экспедиторская компания сдает груз покупателю по расписке и считает, что от нее больше ничего не требуется.

Поэтому у покупателя возникают вопросы.

Обязательна ли ТН в данной ситуации? Да, ведь эта накладная подтверждает транспортные расходы. Если налоговики выявят отсутствие ТН, они скорее всего снимут затраты на перевозку товаров. И экспедиторская расписка тут не поможет (см. письмо УФНС России по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058). В то же время судьи соглашаются с учетом расходов на перевозку и без транспортных накладных. Если, конечно, затраты подтверждены другими документами. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 14 октября 2010 г. № КА-А40/11847-10. Итог: чтобы избежать споров с инспекторами, ТН нужна. Но при необходимости компания сможет отстоять свои затраты на перевозку товаров в арбитраже.

Кто должен составить ТН? Товар грузит на автотранспорт экспедиторская (транспортная) компания со своего склада. Поэтому ее логично считать грузоотправителем. Эта же компания является и перевозчиком. Значит, транспортно-экспедиторская организация оформляет транспортную накладную и указывает свои данные как в пункте 1 «Грузоотправитель» ТН, так и в пункте 10 «Перевозчик». Пример заполненной накладной приведен здесь (, ).

Что касается поставщика, то в данном случае он может выписать только транспортную накладную на доставку товаров от своего склада до экспедитора. Оформить же накладную на доставку груза экспедитором поставщику будет проблематично. Ведь продавец не имеет отношения к сдаче товара на машину, которая доставляет его покупателю. Поэтому не может заполнить как минимум пункт 6 («Прием груза»), в котором нужно указать время погрузки товара на транспорт.

Как заставить экспедитора оформить ТН? Можно предусмотреть эту обязанность контрагента в договоре транспортной экспедиции. Кстати, это можно сделать в любое время, заключив дополнительное соглашение к действующему договору.

Поскольку на практике экспедиторы неохотно соглашаются выписывать ТН, приведем дополнительные аргументы для покупателей.

Как известно, экспедитор оказывает услуги, связанные с перевозкой груза. Но при этом он и сам может выступать перевозчиком. В этом случае договор является смешанным (п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Получается, что сделка между экспедитором и покупателем имеет элементы перевозки и транспортной экспедиции (о том, чем они отличаются друг от друга, читайте во врезе ниже). Поэтому экспедитор, который выступает в качестве перевозчика, не может ссылаться на то, что обязан оформлять только те документы, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ). То есть экспедиторскую и складскую расписку.

Важно!

Чем договор перевозки отличается от договора транспортной экспедиции

1. Перевозка груза. По этому договору транспортная компания берется перевезти груз и выдать его получателю. В обязанности перевозчика может входить и погрузка (выгрузка) товара (ст. 785, 791 Гражданского кодекса РФ). Сторонами договора являются отправитель и перевозчик.

2. Транспортная экспедиция. Экспедитор оказывает услуги, связанные с перевозкой груза. Перечень услуг стороны определяют в договоре (ст. 801 Гражданского кодекса РФ). Часто клиент поручает экспедитору заключить договор с перевозчиком. Кроме того, на экспедитора можно возложить проверку состояния груза, погрузку и выгрузку, уплату пошлин и прочие таможенные формальности. Экспедиционная компания может хранить груз на своем складе. И выполнять любые другие услуги, которые связаны с перевозкой товаров. По ходу дела экспедитор вправе заказывать услуги других организаций, если это позволяет договор с клиентом (ст. 805 кодекса). Заключают договор с экспедитором грузоотправитель или получатель товаров.

Выступая в роли перевозчика, экспедитор должен следовать правилам, которые установлены для транспортировки грузов. Поэтому обязан подписать и поставить печать на ТН. А также заполнить другие части этого документа, которые относятся к действиям перевозчика. Это следует из пунктов 6 и 7 Правил. Добавим, что транспортировка груза перевозчиком без ТН не допускается (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Кстати, это не противоречит и законодательству, которое устанавливает правила для экспедиторов. Ведь транспортно-экспедиционная деятельность включает в том числе оформление перевозочных документов (п. 1 ст. 1 Закона № 87-ФЗ).

Перевозчик по договору с продавцом доставляет товар до склада экспедитора

Рассмотрим другую ситуацию. Продавец заключает договор с транспортной компанией. По этому договору перевозчик доставляет груз до склада другой транспортно-экспедиторской организации. И уже эта компания доставляет товар покупателю.

ТН может составить перевозчик или поставщик (это зависит от договоренности сторон по этому вопросу). В качестве грузоотправителя выступает поставщик. Грузополучателем является транспортно-экспедиторская компания. Подписывают накладную в пункте 16 поставщик и перевозчик.

Далее экспедитор выписывает еще одну ТН: на доставку груза до покупателя. В качестве грузоотправителя и перевозчика в ней будет указана экспедиторская компания, грузополучателя — покупатель. Подпишет накладную экспедиторская организация.

Покупатель заключает договор на доставку товара с транспортной компанией

Итак, покупатель нанимает транспортную компанию для перевозки товара. Водитель этой организации по доверенности получает товар у поставщика. Бывает, что продавец при этом не выписывает ТН, ссылаясь на то, что он не участвует в перевозке.

Прежде всего скажем, что сомнений в необходимости составить эту накладную здесь не возникает. Ведь покупатель привлекает для доставки товаров транспортную организацию.

Оформить ТН может перевозчик. Но поставщику, как грузоотправителю, нужно внести в этот документ необходимые данные. Он действительно не заказывает перевозку. Но выступает отправителем, так как выдает товар экспедиторской компании. Во избежание разногласий рекомендуем в договоре поставки предусматривать обязанность продавца заполнять свою часть накладной.

Возможно, на момент отгрузки товаров со склада поставщика право собственности уже перешло к покупателю. Например, он уже перечислил деньги за товар. А по договору право собственности переходит по оплате. Тогда его можно указать в накладной в качестве грузоотправителя (и получателя). Ведь здесь можно по аналогии использовать правила, которые установлены для счетов-фактур. Напомним, что по ним грузоотправителем может быть:
— владелец (собственник) груза;
— компания, имеющая склад и выступающая грузоотправителем по поручению владельца груза;
— организация, действующая от своего имени, но за счет и по поручению собственника товаров (письмо ФНС России от 25 декабря 2006 г. № 03-1-03/2550@).

Встречается и такая ситуация. Сотрудник компании-покупателя получает товар на складе поставщика. И сразу передает его представителю экспедитора для доставки до склада покупателя. Здесь отправителем и получателем будет покупатель.

Экспедитор привлекает перевозчика для доставки товаров покупателю

Еще одна распространенная ситуация. Поставщик товара заключает договор с экспедиторской компанией. По этому контракту экспедитор должен организовать доставку товаров покупателю. Для этого экспедитор нанимает транспортную компанию. Она в свою очередь забирает товар у поставщика и везет его покупателю.

Понятно, что поставщик в этом случае является грузоотправителем. Грузополучателем — покупатель. Но у экспедиторских компаний часто возникает вопрос: должны ли они в этом случае подписывать ТН? Нет, ведь в пункте 16 накладной помимо поставщика ставит подпись и печать перевозчик. То есть компания, которая доставляет груз. Таким образом, данные об экспедиторе в ТН указывать не нужно. А вот оформить дополнительный экземпляр накладной для его потребностей никто не запрещает.

Как заполнить проблемные разделы транспортной накладной

Давайте посмотрим, как заполнить разделы ТН, которые на практике вызвали сложности.

Подписи и печати. Больше всего вопросов возникает с тем, кто заверяет накладную подписями и печатями. Для ясности информация об этом сведена в таблицу ниже. Обратите внимание, что печать грузоотправителя и перевозчика в пункте 16 обязательна. Это предусмотрено пунктом 9 Правил.

В каких разделах ТН нужно проставить подписи и печати

Компания Что требуется В каком пункте накладной
Грузоотправитель Подпись и печать 6 «Прием груза», 16 «Дата составления, подписи сторон»
Перевозчик Подпись работника, принявшего заказ (заявку) к исполнению, с расшифровкой и печать 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»
Подпись и печать 16 «Дата составления, подписи сторон»
Подпись водителя 6 «Прием груза», 7 «Сдача груза»
Грузополучатель Подпись и печать 7 «Сдача груза»

Пункты 1 «Грузоотправитель» и 2 «Грузополучатель». В строке 3 пунктов 1 и 2 ТН нужно указывать контактное лицо, ответственное за перевозку со стороны грузоотправителя и грузополучателя. Что имеется в виду? Здесь нужно указать сотрудника, с которым транспортная компания может решить вопросы, возникающие в процессе перевозки.

Например, при задержке доставки груза перевозчик должен сообщить об этом грузоотправителю и получателю. Это предусмотрено пунктом 64 Правил. Значит, транспортная компания передаст информацию о задержке тому работнику отправителя (получателя), который указан в накладной.

Еще пример. Перевозчик будет взаимодействовать с грузоотправителем при переадресовке груза.

Таким образом, в качестве контактного лица можно указать менеджера, ответственного за договор, в рамках которого товар доставляется покупателю. Либо другого работника, который уполномочен решать вопросы с перевозчиком.

Пункты 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза». Пункт 6 посвящен приемке груза перевозчиком, и его заполняет грузоотправитель. Пункт 7 предназначен для данных о сдаче груза по назначению. Его заполнит покупатель, когда транспортная компания доставит ему товар. Подписей в этих пунктах должно быть по две: грузоотправителя (или получателя) и водителя.

Пункт 10 «Перевозчик». В этом пункте нужно указать данные о компании, которая фактически перевозит товары. И именно эта организация, как перевозчик, должна получить один экземпляр накладной.

Что касается экспедитора, то его данные могут отражаться в ТН, если он сам перевозит товары, не привлекая к этому третьих лиц. Или выступает в качестве отправителя или получателя груза.

Пункт 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». В этом разделе ТН нужно привести стоимость перевозки.

Проблемы с расчетом этого показателя могут возникнуть, если на одной машине транспортная компания везет грузы разных клиентов. Но, как мы помним, ТН подтверждает транспортные расходы покупателя. Для этих целей важна именно стоимость перевозки. Поэтому пункт 15 все-таки заполнять нужно.

Так, в ситуации с товарами разных покупателей плату за перевозку можно рассчитать пропорционально весу грузов. Конечно, лучше еще на стадии договоров согласовывать порядок расчета провозной платы в таких случаях. А вот стоимость услуг экспедитора в пункте 15 отражать не нужно.

Отметим, что в новой накладной в отличие от ТТН не указано, какая компания оплачивает транспортировку. Таким образом, заказчика услуг можно определить только исходя из договоров (перевозки, транспортной экспедиции, поставки). Впрочем, транспортную накладную вполне можно дополнить специальной строкой. И в ней отразить данные о заказчике услуг по перевозке товаров.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка