Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Зарплата бюджетников в 2013 году

14 ноября 2012 46 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Систему оплаты труда усовершенствуют

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. Ее действие распространяется на работников федеральных госучреждений. Для госучреждений субъектов РФ и муниципальных Программа носит рекомендательный характер.

Планируемые изменения

Для реализации Программы на уровне учреждений локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников будут утверждены:

  • системы нормирования труда в учреждении, на основании которых сформируют штатную численность учреждений;
  • изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.

С учетом указанных изменений в государственных (муниципальных) учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров оказываемых стимулирующих выплат.

Мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут проводиться на основе оценки сложности их труда, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности. Правительство РФ не устанавливает конкретной доли стимулирующих выплат в оплате труда, но требует это соотношение сделать оптимальным.

В этой связи будут разрабатываться типовые нормы труда в установленном порядке, а также оказываться методическая помощь учреждениям по их применению.Должны быть упразднены постоянные выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но реально не мотивирующие работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с перераспределением средств на увеличение окладов работников и реальные выплаты стимулирующего характера.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.

Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, наделенными функциями и полномочиями учредителя.

Чтобы перераспределение средств снова не произошло в интересах руководства, формируется нормативная правовая база по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей (см., например, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ).

Развитие кадрового потенциала

Мероприятия Программы направлены также на решение задачи по развитию кадрового потенциала учреждений. Для этого в 2013–2014 годах будут разработаны квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем создания профессиональных стандартов.

В результате реализации Программы к 2018 году средняя заработная плата работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, должна достичь средней заработной платы в субъектах РФ. Это примерно на треть выше нынешнего показателя.

Для отдельных категорий сотрудников (врачей, научных работников) средняя заработная плата должна составить 200 процентов от средней заработной платы в субъектах РФ.

Правда, в Программе есть оговорка о том, что заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, а также сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже установленного целевого значения.

Финансирование программы

Программа должна затронуть свыше 14,4 млн человек. Где власти намерены взять деньги на ее реализацию?

Во-первых, будет увеличен размер субсидий из федерального бюджета.

Во-вторых, должны быть изменены значения нормативных затрат на оказание услуг за счет увеличения затрат на оплату труда. С этой целью будут внесены изменения в планы финансово-хозяйственной деятельности соответствующих бюджетных и автономных учреждений в части расходов на оплату труда (с учетом всех источников формирования фонда оплаты труда).

В-третьих, будут осуществлены мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможность использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ. Федеральные органы исполнительной власти должны представлять информацию о ходе реализации программы в Минтруд России, который в свою очередь отчитывается перед Правительством РФ. Это надо делать раз в полугодие соответственно до 15-го и 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Рекомендации на 2013 год

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 года разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год.

Структура рекомендаций

Любые рекомендации по своей правовой природе не относятся к числу обязательных для исполнения нормативных правовых актов. Однако в данном случае утвержденные Рекомендации будут учитываться Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда.

По своей структуре и содержанию новые Рекомендации не имеют принципиальных отличий от принятых в прошлые годы. Некоторые разделы носят в большей степени общетеоретический, декларативный характер, а также содержат ссылки на положения действующих нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при установлении систем оплаты труда работников госучреждений.

Примерами могут служить раздел II, посвященный принципам формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда, а также раздел III, в котором сформулирован Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Принципы формирования систем оплаты труда

В качестве принципов формирования систем оплаты труда на 2013 год закреплено обеспечение:

зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок зарплаты, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников госучреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом есть определенная специфика. В федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных учреждениях субъектов РФ – согласно федеральным законам и иным нормативными правовым актам Российской Федерации и субъектов РФ. При установлении систем оплаты труда в муниципальных учреждениях к федеральным и региональным нормативным правовым актам добавляются также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Оплата труда в отраслях

Специальные разделы Рекомендаций посвящены системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (раздел IV), федеральных государственных учреждений (раздел V), руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров (раздел VI). Отдельный раздел VII Рекомендаций касается вопросов формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Во-первых, оговорено, что зарплата бюджетников в 2013 году из числа руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. В свою очередь должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от факторов сложности труда, в том числе связанных с масштабом управления, особенности деятельности и значимости учреждений.

Во-вторых, отмечено, что выплаты компенсационного характера назначаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Что же касается выплат стимулирующего характера, то их рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения руководителями целевых показателей эффективности работы, определяемых органом государственной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть указан рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

В-третьих, рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждений за отчетный год в кратности от 1 до 8 (п. 24 Рекомендаций). При этом особо отмечается, что должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Другие условия оплаты их труда определяются коллективными договорами, локальными актами учреждений, трудовым договором.

Также отметим, что сохранено выделение в особые разделы нюансов формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ( раздел IX ), работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения ( раздел X ), работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии (заключительный, XI раздел ).

Кроме того, сохранен ряд принципиальных норм данных разделов. В частности, неизменным осталось положение о том, что для работников из числа артистического и художественного персонала, имеющих большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут устанавливаться индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда соответствующего государственного или муниципального учреждения.

Эффективность работы

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы. Их разработка ведется с учетом целого ряда указанных в Рекомендациях принципов, в числе которых:

1. Объективность – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда.

2. Предсказуемость – работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда.

3. Адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации.

4. Своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результата.

5. Прозрачность – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Д.П. Звоненко,

юрист

А.В. Егорова,

консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка