Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Положение об оплате труда в федеральных учреждениях

10 марта 2014 156 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Основной законодательный акт, регулирующий порядок формирования новых (с 2009 года) систем оплаты труда в госучреждениях – это постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. Им утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее – Положение).

Как следует из наименования документа (оно приведено по состоянию на текущий день), его требования непосредственно распространяются только на вопросы оплаты труда работников федеральных учреждений. Тем не менее при разработке аналогичных законодательных и нормативных актов на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления нормы постановления № 583 и утвержденного им Положения применяются как базовые. Потому любые изменения, вносимые в упомянутый документ, могут быть основанием для внесения соответствующих корректировок в законодательные и нормативные акты, принимаемые на региональном и местном уровнях.

Постановлением от 14 января 2014 г. № 20 в Правительство РФ внесло поправки в постановление № 583 и в Положение об оплате труда в федеральных учреждениях. Они вступили в силу 31 января 2014 года. Но фактически данные изменения необходимо учесть при организации систем оплаты труда в федеральных учреждениях с начала 2014 года. К каким же изменениям привело Постановление № 20?

Прежде всего, действие постановления № 583 и Положения распространили на автономные федеральные учреждения. Ранее их нормы регулировали системы оплаты труда только в бюджетных и казенных учреждениях. Кроме того, из смысла изменений, внесенных в пункты 2, 5 и 9 Положения, можно сделать вывод о том, что при установлении систем оплаты труда (дифференциации окладов и дополнительных выплат) должны учитываться профессиональные стандарты.

Другие нововведения рассмотрим подробно.

Положения для подведомственных учреждений

Положение об оплате труда в федеральных учреждениях дополнено пунктом 2(1). В нем указано на необходимость разработки федеральными органами госвласти примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений по видам экономической деятельности. Такие положения разрабатываются и утверждаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения. Они согласовываются с Минтрудом России. При этом данные положения для федеральных бюджетных учреждений носят рекомендательный характер.

Напомним, что в отношении госучреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений аналогичная норма содержится в пункте 35 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

Новые определения категорий работников

Изменениями, внесенными в пункт 7 Положения, установлены определения вспомогательного и административно-управленческого персонала учреждений и уточнено определение основного персонала.

Основной персонал – работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители.

Вспомогательный персонал – работники федеральных учреждений, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.

Административно-управленческий персонал – работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники федерального учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.

Теперь в состав основного персонала включаются не только работники, обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение, но и их непосредственные руководители. Последнее уточнение позволяет однозначно определить схему расчета среднего заработка не только основного персонала, но и всех работников учреждения в целях установления оклада руководителю учреждения.

Введение в текст Положения определений вспомогательного и административно-управленческого персонала, скорее всего, обусловлено потребностями составления статистической и внутренней (в рамках документооборота между учредителем и подведомственными учреждениями) отчетности.

Стимулирующие выплаты

Пунктом 5 Положения оговорено, что размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются, согласно пункту 2(1) данного Положения, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. То есть данные критерии должны быть соответствующим образом разработаны и утверждены. А в качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения может быть установлен рост средней зарплаты работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера зарплаты в соответствии с решениями Правительства РФ.

Соотношение средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников федеральных бюджетных учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников, рассчитывается за календарный год. Размер средней заработной платы определяется в соответствии с методикой, используемой при определении средней зарплаты работников для целей статистического наблюдения.

Кроме того, пункт 9 дополнен ссылкой на постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329, которым установлена типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Форма типового договора предполагает детализацию условий оплаты труда (в том числе и по составу выплат различного характера) руководителей учреждений.

Порядок расчета средней заработной платы работников учреждения дополнительно детализирован новыми нормами пункта 9 Положения. Так, им оговорено, что предельный уровень соотношения заработной платы руководителя федерального бюджетного учреждения и его работников (в кратности от 1 до 8) может быть увеличен по решению федерального госоргана – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение. Но только если оно включено в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р.

Однако это не касается федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ. Для руководителей таких учреждений размер предельного уровня соотношения зарплат устанавливается Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти ( п. 10(1) Положения).

Новый порядок определения ФОТ

Наконец, в новой редакции пункта 11 Положения установлен новый порядок определения фонда оплаты труда работников федеральных бюджетный учреждений. Он определяется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Таким образом, при определении размера фонда оплаты труда более не будут учитываться ни нормативные затраты, ни затраты, фактически сложившиеся за отчетный период. Правда, в определенной степени указанные показатели будут учитываться при определении размера субсидии на выполнение государственного задания.

В. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка