Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как в текущем году начисляется зарплата бюджетников

11 февраля 2014 111 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Чем регламентируется зарплата бюджетников

В 2014 году при разработке Положения об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями на 2014 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года.

Структурно (по составу разделов и их названиям) Единые рекомендации 2014 года по сравнению с прошлогодними не изменились. В то же время между положениями Единых рекомендаций 2013 года и новых Единых рекомендаций имеется ряд весьма существенных отличий, обусловленных следующими факторами:

1) необходимостью реализации так называемых майских указов Президента РФ и требований законодательных и нормативных актов, принятых на федеральном и региональном уровнях в развитие названных указов;

2) вступлением в силу практически в полном объеме нового Закона об образовании (с 1 сентября 2013 года);

3) дальнейшей проработкой законодательной и нормативной базы в развитие Федерального закона об охране здоровья;

4) изменением общих подходов в регулировании зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений:  повышение значимости профстандартов, переориентация направления повышений оплаты труда (с увеличения сумм выплат компенсационного и стимулирующего характера в пользу повышения должностных окладов и тарифных ставок и т. п.);

5) постепенным переходом на трудовые отношения, основанные на положениях эффективного контракта.

В рамках одной журнальной темы подробно рассмотреть и прокомментировать все новации Единых рекомендаций не представляется возможным. Рассмотрим общие изменения, которые, на наш взгляд, являются наиболее существенными (без учета отраслевой специфики).

Системы оплаты труда бюджетников

В разделе IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» скорректированы нормы, регулирующие правила установления и изменения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Поправки касаются следующих моментов.

1. Документы, с учетом реализации положений которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда (п. 7 Единых рекомендаций 2014 года). Этот список дополнен.

Во-первых, Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ему, предполагается доведение к 2018 году средней зарплаты педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ.

Во-вторых, в список добавлены отраслевые и региональные планы мероприятий («дорожные карты») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, соцобслуживания населения, культуры, образования и науки. Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)» утверждены приказом Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21.

2. Показатели, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Одним из таких показателей является достигнутый уровень оплаты труда. В новых Единых рекомендациях уточнено (подп. «в» п. 7), что этот показатель берется в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Росстата).

3. Процедуры, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Устанавливать и изменять системы оплаты труда рекомендовано с учетом совершенствования порядка установления окладов, ставок зарплаты путем перераспределения средств в ее структуре на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка работников. Цель такого перераспределения – повышение мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям. Его проводят с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, управляющих в соответствующих видах деятельности, а также с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Размер оклада

Установление оклада. Как прошлогодние, так и новые Единые рекомендации предусматривают установление размеров окладов (должностных окладов), ставок зарплаты с учетом обеспечения их дифференциации. Однако в прошлом году речь шла о различиях в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих.

В Единых рекомендациях 2014 года (п. 11) зарплата бюджетников дифференцируется:

  • в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации;
  • в зависимости от сложности выполняемых работ;
  • на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп).

При этом отдельно оговорено, что по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда. Аналогичные нормы предусмотрены в пункте 33 Единых рекомендаций 2014 года в отношении установления окладов работникам региональных и муниципальных учреждений.

Указание окладов в Положении об оплате труда. Такое Положение, разрабатываемое учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. В нем нельзя использовать:

  • термин «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов);
  • ставки зарплаты, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными госорганами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что минимальные размеры окладов, указанные в примерных положениях, утвержденных отраслевыми и ведомственными органами управления, не являются обязательными к применению всеми учреждениями отрасли. Получается, что установление окладов или ставок в меньшем размере нарушением считаться не будет. Разумеется, при соблюдении иных ограничений по минимальному размеру зарплаты работника, установленных законодательными или нормативными актами общего действия.

Аналогичная рекомендация в отношении положений об оплате труда в региональных и муниципальных учреждениях закреплена в пункте 35 Единых рекомендаций 2014 года.

Стимулирующие выплаты

Положения Единых рекомендаций, регулирующие общие правила установления размеров и осуществления выплат стимулирующего характера, дополнены ссылками на нормативные акты Минздрава России, Минтруда России и Минобрнауки России, принятые в 2013 году и устанавливающие принципы и подходы к разработке показателей и критериев эффективности работы.

Таким образом, на уровне учреждений ранее разработанные локальные нормативные акты в части расчетов по выплатам стимулирующего характера (например, Положения о премировании) должны быть как минимум пересмотрены и уточнены с целью обеспечения соответствия требованиям нормативных актов (методических рекомендаций), упомянутых в пункте 16 Единых рекомендаций 2014 года.

Трудовой договор

При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы. А также предлагается использовать Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н. Об этом сказано в пункте 20 Единых рекомендаций 2014 года.

Для работников учреждений регионального и муниципального уровня такая же рекомендация приведена в пункте 36 Единых рекомендаций 2014 года.

Оплата труда руководящих работников

Положения раздела, посвященного системам оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, претерпели два изменения.

Во-первых, в новых Единых рекомендациях этот раздел дополнен пунктом 25, норма которого обязывает учреждения оформлять условия оплаты труда руководителей учреждений в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329. Постановлением № 329 утверждена типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.

Во-вторых, уточнен порядок определения предельного уровня зарплаты руководителя учреждения. Общее правило, согласно которому предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8, сохранено. При этом уточнено, что при определении соотношения учитывается зарплата руководителя и работников учреждения, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.

Соглашения о минимальной зарплате

В новых Единых рекомендациях появился пункт 32. В нем рекомендуется органам госвласти субъектов РФ, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей заключать в 2014 году региональные соглашения о минимальной зарплате. И действие таких соглашений должно распространяться на всех работников госучреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений. Практическое значение данной рекомендации, по нашему мнению, в том, что соответствующее соглашение может быть заключено в течение года, что в свою очередь может обусловить необходимость пересмотра окладов и тарифных ставок по некоторым должностям (наименее оплачиваемым).

В. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка