Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как проверяют соблюдение миграционного законодательства

19 октября 2015 112 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Основания для проверки

Проверка бюджетного учреждения миграционной службой проводится по следующим основаниям:

  • план проведения проверок на соответствующий период;
  • контроль за устранением уже проверенным учреждением нарушений миграционного законодательства РФ;
  • информация о наличии в деятельности учреждения нарушений (их признаков) миграционного законодательства России;
  • непосредственно выявленный факт трудовой деятельности иностранного гражданина с нарушением миграционного законодательства РФ.

Порядок проведения проверок миграционной службой определен Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России и ФМС России от 30 апреля 2009 г. № 338, № 97.

Виды проверок

Проверка может быть камеральной и выездной. При проведении камеральной проверки специалисты ФМС России запрашивают документы и информацию о деятельности проверяемого учреждения и анализируют представленные данные.

Выездные проверки могут быть плановыми (включаются в план мероприятий) и внеплановыми (проводятся при поступлении информации о нарушениях миграционного законодательства). При этом проверяющие должны предъявить следующие документы:

  • оригинал распоряжения на проведение проверки вместе с его копией (вручается руководителю проверяемого учреждения в день выезда на проверяемый объект с отметкой о вручении);
  • служебное удостоверение сотрудника миграционной службы.

Алгоритм проведения выездной проверки включает такие важные мероприятия: ознакомление проверяемого лица с его правами и обязанностями, проверку соблюдения законодательства РФ о регистрационном учете граждан, изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе проверки, запросы о предоставлении дополнительных сведений и получение объяснений по мере необходимости, фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения законодательства.

По результатам и камеральной, и выездной проверки составляется акт, с которым уполномоченные представители учреждения должны быть ознакомлены.

Права учреждения

Во время проведения выездной проверки представители учреждения имеют право:

  • присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
  • представлять документы и сообщать информацию, обязательную, по их мнению, для включения в акт проверки;
  • обжаловать в установленном порядке действия проверяющих;
  • знакомиться с материалами проверки;
  • направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

Запрашиваемые документы

Важно знать, что перечень документов, которые запрашивает Федеральная миграционная служба, законодательно не установлен. Что же обычно истребуют проверяющие? 

Запрос о представлении документов может быть устным или письменным. В случае неисполнения устного требования оно оформляется письменно. Если у учреждения не оформлены надлежащие документы на иностранных граждан, то в случае их непредставления (несвое­временного представления) в акте проверки делается соответствующая запись.

Проверяющие имеют право требовать у учреждения документы:

  • удостоверяющие личности и полномочия его представителей;
  • о регистрационном учете граждан РФ по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
  • Как показывает практика, у иностранных работников обычно требуют:
  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
  • миграционную карту;
  • вид на жительство или временное пребывание на территории РФ;
  • подтверждение о постановке на миграционный учет.

Также в перечень проверяемых документов входят трудовые договоры, разрешения на работу, разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы (если оно обязательно), уведомление о привлечении иностранных работников (из стран СНГ, за исключением Туркменистана), соответствие численности и профессионального состава иностранных рабочих установленной квоте, соответствие заявленной цели въезда в РФ фактически выполняемой работе или роду занятий, уставные документы учреждения, штатное расписание, договоры аренды помещений, сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и др.

Кроме того, к собираемым доказательствам будут относиться протоколы допроса иностранцев и иных людей в качестве свидетелей, уведомления о согласии осуществлять работу, ведомости о выплате (невыплате) зарплаты.

Акт проверки

Данный акт состоит из двух частей.

Вводная часть содержит справочную информацию об учреждении, реквизиты распоряжения, на основании которого проводится проверка, а также дату, место, время проведения проверки и составления акта и список проверяющих.

Основная часть включает изложение выявленных при проверке нарушений законодательства РФ и информацию о возбужденных в период проведения проверки делах об административных правонарушениях либо о направленных в органы внутренних дел материалах.

Также составляется план устранения недостатков, который утверждается сотрудником, проводящим проверку. Срок устранения указанных в плане нарушений определяется должностным лицом, утверждающим план, но не более трех месяцев.

Обжалование решения

Если учреждение не согласно с решением по результатам проверки (оно считает, что соблюдение миграционного законодательства имело место), то может обжаловать его в вышестоящем подразделении – центральном аппарате ФМС России, а также в прокуратуре или суде.

Для обжалования в вышестоящей инстанции ФМС России нужно составить жалобу в произвольной форме, содержащую наименование учреждения, юридический адрес, ИНН, а также основания и факты, указанные в акте по результатам проверки, с которыми учреждение не согласно (с указанием норм законодательства).

Размеры штрафных санкций как для работодателя, так и для иностранца за нарушение требований миграционного законодательства прописаны в главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

Например, привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранца или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента наказывается штрафом для должностных лиц в размере от 25 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Арбитражная практика

В заключение проанализируем сложившуюся арбитражную практику.

Есть судебный спор, где работодателю удалось доказать неправомерность привлечения к административной ответственности.

Организация заключила договор о  концертном выступлении с иностранным юридическим лицом. В его рамках оказаны услуги по предоставлению музыкальной группе концертной площадки, мест для проживания.

Арбитры рассудили ситуацию следующим образом: необоснованным является довод о том, что организация вступила в трудовые отношения непосредственно с участником группы в целях использования его в качестве иностранного работника. Поэтому оснований для привлечения к административной ответственности по статье 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2012 г. № А56-38264/2012).

Однако суды не всегда солидарны с работодателями. Ленинградский областной суд в решении от 6 июня 2012 г. № 7-250-2012 указал, что юридическое лицо нарушило миграционное законодательство, так как привлекло к трудовой деятельности иностранца, не имеющего разрешения на работу.

Кроме того, иностранцы не могут работать в учреждениях, входящих в перечень организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. Это подтверждается в определении ВАС РФ от 20 сентября 2010 г. № ВАС-12518/10. Арбитры сделали вывод о том, что компания правомерно привлечена к ответственности, так как входила в список организаций, не имеющих право принимать на работу иностранцев.

Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2010 г. № А05-19568/2009. Суд заключил, что правомерно привлечение к ответственности общества по части 1 статьи 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение установленных в отношении иностранцев ограничений на ведение отдельных видов деятельности. Поскольку общество осуществляло эксплуатацию радиационно-опасных материалов, то не вправе было в силу закона принимать на работу иностранных граждан.

Также ошибкой будет считать, что ранее оформленное разрешение на работу в другой организации распространяется на нового работодателя. Подобная ситуация рассматривалась в постановлении Президиума ВАС РФ от 19 мая 2009 г. № 17066/08 по делу № А06-3570/2008-23. Суд указал: ФМС России приказом от 25 декабря 2006 г. № 370 утвердила форму бланка такого заявления.

Согласно приложению № 1 к этому приказу, в заявлении о выдаче разрешения на работу должны содержаться наименование, адрес работодателя и иные сведения о нем, а также его подпись и печать. При этом из приложения № 3 к приказу следует, что в разрешении на работу должен быть указан ИНН работодателя.

Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию для ведения трудовой деятельности, разрешение выдается на работу у конкретного работодателя. Следовательно, общество, принявшее на работу иностранца, у которого было разрешение на трудовую деятельность в другой организации, обязано было получить соответствующее разрешение для него.

Е.В. Шестакова,

кандидат юридических наук, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка