Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Проверки Роструда: как подготовиться

26 октября 2015 979 просмотров

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

Нормативная база для проверок

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводит Федеральная инспекция труда (ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ). Действия чиновников регламентируются Положением , утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 (далее – Положение № 875).

А с 9 апреля 2013 года действует Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости госнадзора за соблюдением трудового законодательства, утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н (далее – Регламент № 354н).

Что проверяют

Роструд и его государственные территориальные инспекции проверяют несколько позиций (п. 6 Регламента № 354н).

Обязательно проверят:

  • соответствие обязательным требованиям сведений, содержащихся в представляемых работодателями уведомлениях о начале осуществления отдельных видов деятельности;
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав.

Напомним, что приказом Роструда от 9 января 2013 г. № 4 был утвержден план мероприятий Федеральной службы по труду и занятости на 2013 год.

Полномочия ограниченны

Инспекторы Роструда имеют право (п. 13 Положения № 875):

  • запрашивать и безвозмездно получать у работодателей и их уполномоченных представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информацию, документы, объяснения, которые необходимы для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • проводить проверки беспрепятственно в любое время суток (при наличии удостоверений);
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания: об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; 
  • направлять в суды (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда) требования о ликвидации учреждений или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда, установленных статьей 211 Трудового кодекса РФ;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не соответствующих обязательным требованиям технических регламентов, а также нормам охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий;
  • подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд иные материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований труда и о возмещении вреда, причиненного здоровью работников при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Не стоит забывать, что для проверяющих есть ряд ограничений, определенных статьей 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – Закон № 294ФЗ). Инспекторы не могут:

  • проверять выполнение требований, если они не относятся к полномочиям Роструда;
  • проводить плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия руководителя учреждения или иного уполномоченного должностного лица (кроме проверки по основаниям, предусмотренным подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, – причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций и т. д.);
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • распространять полученную в результате проведения проверки информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ);
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • выдавать учреждению предписания или предложения о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Виды проверок

Роструд имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, которые могут иметь форму документарных или выездных (п. 7 и 8 Положения № 875).

План проведения проверок на очередной год утверждается руководителем Роструда и размещается на официальном сайте инспекции в срок до 1 декабря текущего года (п. 40 Регламента № 354н).

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (п. 9 Положения № 875 , ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Осуществлять их могут только уполномоченные должностные лица территориального органа Роструда, которые указываются в распоряжении на проведение такой проверки (п. 45 Регламента № 354н).

О предстоящей плановой проверке Роструд уведомляет учреждение не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения, отправив копию соответствующего распоряжения. 

Копия распоряжения направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Для того чтобы проверка была включена в ежегодный план их проведения, должно пройти три года со дня (ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ): государственной регистрации учреждения, окончания проведения последней плановой проверки данного учреждения, начала фактической деятельности учреждения.

Документарная плановая проверка проводится по месту расположения территориального органа Роструда. А плановая выездная – в проверяемом инспекторами учреждении или по месту фактического осуществления его деятельности (п. 48 Регламента № 354н).

При проведении документарных проверок инспекторам запрещается требовать у учреждения документы и их нотариальные копии, не относящиеся к предмету проверки, и сведения, полученные от иных органов госнадзора либо органов муниципального контроля.

Роструд также вправе провести выездную проверку. Однако для этого у него должны быть определенные основания. То есть после рассмотрения представленных учреждением документов или при их отсутствии инспекция должна установить признаки нарушений обязательных требований в сфере труда. При этом руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на ее проведение (п. 53 Регламента № 354н).

Внеплановые проверки

Перечислим основания для проведения внеплановой проверки (п. 10 Положения № 875):

а) истечение срока исполнения уже выданного учреждению инспекторами Роструда предписания об устранении выявленного нарушения;

б) поступление в инспекцию труда:

  • обращений, заявлений, информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований (в том числе требований охраны труда), повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя Роструда (его заместителя) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо по требованию прокурора на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений.

Таким образом, количество внеплановых проверок будет зависеть от возникающих обстоятельств.

Форма проведения внеплановой проверки (выездная или документарная) определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями). Она указывается в распоряжении о проведении такой проверки (п. 70 Регламента № 354н).

Уведомление о проведении внеплановой проверки должно быть отправлено учреждению любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным) не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 72 Регламента № 354н). Не допускается предварительное уведомление учреждения о проведении внеплановой выездной проверки на основании обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав, требований трудового законодательства (иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Продолжительность проверки

Срок проведения проверок инспекторами Роструда не должен превышать 20 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 12 Положения № 875.

Однако данный срок может быть продлен, если возникает необходимость в сложных и (или) длительных исследованиях, испытаниях, специальных экспертизах и расследованиях. Увеличить срок проверки вправе руководитель Роструда или государственной трудовой инспекции (их заместители) письменным распоряжением. Оно выносится и доводится до сведения проверяемого учреждения не менее чем за три рабочих дня до окончания данной проверки. Срок продления – не более 20 рабочих дней.

А вот продлить срок плановой документарной проверки нельзя (п. 55 Регламента № 354н).

Акт о результатах

По результатам проверки инспектор Роструда составляет акт по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 , в двух экземплярах (п. 14 Положения № 875 , п. 58 Регламента № 354н , ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа Роструда, проводившего проверку;
  • дата и номер распоряжения (приказа) руководителя органа Роструда или его заместителя;
  • фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных лиц инспекции труда, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого учреждения, а также фамилия, имя, отчество и должность его руководителя (или уполномоченного представителя), присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований в сфере труда с указанием правовых актов, нормы которых нарушены, и о лицах, их допустивших;
  • сведения об ознакомлении (или отказе в ознакомлении) с актом проверки руководителя учреждения или его уполномоченного представителя под подпись;
  • сведения о внесении в журнал учета проверок записи об ее проведении (если в учреждении нет такого журнала, то в акте делается запись об его отсутствии – ч. 11 ст. 16 Закона № 294-ФЗ);
  • подписи должностных лиц, проводивших проверку.

Если при проведении документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки данного учреждения, то акт оформляется по окончании последней (п. 65 Регламента № 354н).

Решения по результатам проверки Роструда можно оспорить

Решения, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы учреждением непосредственному руководителю госинспектора труда, главному инспектору Роструда и (или) в суде (решения главного государственного инспектора Роструда могут быть обжалованы только в судебном порядке).

Иными словами, при несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений учреждение вправе представить свои письменные возражения в течение 15 дней с даты получения такого акта (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Однако суд вправе отказать заявителю в признании незаконности проводимой проверки, если в ходе рассмотрения определенного дела у инспекторов Роструда будут иметься основания для ее проведения и будут выявлены нарушения трудового законодательства (см., например, апелляционное определение Саратовского областного суда от 21 марта 2013 г. № 33-1660).

В.В. Егоров,

консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка