Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О чем еще недавно спорили компании с проверяющими

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Когда налоговики приходят с милицией

1 января 2010 4 просмотра

Когда налоговики приходят с милицией

Если на выездную налоговую проверку инспекторы пришли вместе с милицией, это еще не означает, что на компанию хотят завести уголовное дело. Чиновники из этих двух ведомств одновременно являются в трех случаях.

Во-первых, налоговики могут предполагать, что со стороны работников предприятия будет оказано сопротивление ревизорам. Тогда инспекторы приглашают милиционеров. Те присутствуют исключительно в качестве охранников, в самой проверке не участвуя.

Во-вторых, у налоговиков нет полномочий для некоторых действий – скажем, они не должны устанавливать подлинность документов, взламывать компьютерные программы и т. д. Поэтому инспекторы вызывают специалистов из милиции. Эксперты просто выполняют свою задачу, не принимая никаких решений о судьбе компании.

И в-третьих, проводится совместная проверка, и сотрудники МВД являются ее полноправными участниками. Они проводят так называемые контрольные мероприятия (в рамках законов о милиции и об оперативно-розыскной деятельности), вместе с налоговиками оформляют результаты ревизии и влияют на окончательное решение. Милиция может даже инициировать совместную проверку. Ведь сейчас МВД не вправе самостоятельно анализировать хозяйственную и финансовую деятельность предприятий. Вместе с тем при обычной милицейской проверке могут появиться подозрения в том, что организация совершила налоговые нарушения. Тогда-то на помощь и призываются чиновники из ФНС.

Также стать инициаторами совместной проверки могут и налоговики – когда им нужна помощь оперативников для расследования предполагаемых финансовых преступлений. Причем милиция может участвовать в совместной ревизии с самого начала либо подключиться на любой стадии по требованию инспекторов.

В любом случае организаторами совместной проверки считаются налоговые органы, а руководителем ревизии – сотрудник ИФНС. Это обозначено в пункте 5 Инструкции, являющейся приложением № 1 к совместному приказу МВД и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 (далее – Инструкция).

Каким должно быть решение о проведении проверки

Перед тем как начать ревизию, налоговики обязаны предъявить представителям компании решение о проведении проверки, в которой будут участвовать оперативники. Оно должно быть составлено по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Если же инспекторы приглашают милицию в ходе уже начавшейся налоговой проверки, то им следует оформить дополнительное решение о привлечении сотрудников МВД. Однако образец этого бланка в ФНС до сих пор не разработали. Поэтому теоретически привлечение милиционеров к проверке можно опротестовать в суде.

Но и в том и другом случае в решении должны быть перечислены все милиционеры, участвующие в ревизии. И доказательства, которые собраны оперативником, не названным в документе, считаются недействительными. Такой позиции придерживаются суды. Примеры – постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2008 г. № Ф04-2275/2008(3239-А27-15) и ФАС Московского округа от 21 апреля 2009 г. № КА-А40/2538-09.

Какие права у проверяющих

Налоговые инспекторы при совместной проверке должны руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ. Старый вариант документа о взаимодействии ФНС и МВД (утвержден приказом от 22 января 2004 г. № АС-3-06/37) разрешал контролерам изымать только копии документов. По новой Инструкции они имеют право забирать и оригиналы. Но в компании при этом должны оставаться копии, заверенные ревизорами. Конечно, иногда во время проверки откопировать бумаги не получается. Тогда госслужащие обязаны передать налогоплательщику копии в течение пяти дней после изъятия документов.

Что касается сотрудников МВД, то они обязаны следовать Федеральному закону от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», а также Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Все мероприятия, которые, по идее, может проводить милиция, перечислены в статье 6 Закона № 144-ФЗ. Однако на некоторые из них должен предварительно дать разрешение суд, их перечень приведен в статье 8 того же Закона. Это касается действий, ограничивающих конституционные права человека. Например, нельзя, не получив санкции, проверять почту, прослушивать телефон, обследовать жилые помещения. Без решения суда милиции можно опрашивать сотрудников и руководителей компании, наводить справки, собирать образцы для сравнения.

Доказательства, собранные в ходе проверки, могут быть приобщены к делу. Об этом сказано в пункте 14 Инструкции. Доказательствами могут быть как документы («первичка», протоколы опроса контрагентов), так и другие источники информации. В частности, системные блоки компьютеров. Естественно, во внимание не принимаются доказательства, добытые незаконно.

Как должны быть оформлены результаты проверки

Результаты совместной проверки оформляются по правилам Налогового кодекса РФ. Также в кодексе предусмотрены и сроки, в которые чиновники обязаны рассмотреть материалы и вынести решение, а компания – представить свои возражения. Если была выемка документов, то контролеры должны составить протокол и опись. При этом обязательно присутствуют понятые и представители организации. Копии этих документов передают компании.

По итогам проверки ревизоры оформляют акт. Свои подписи на нем должны поставить и налоговики, и все сотрудники МВД, участвовавшие в проверке. Именно участвовавшие: милиционеры, которые были приглашены в качестве охраны или экспертов, не расписываются (см. выше). Доказательства, полученные экспертами из МВД, прилагаются к материалам ревизии. Об этом сказано в пункте 14 Инструкции.

Если среди проверяющих возникли разногласия относительно того, что написать в акте, окончательное решение принимает руководитель группы (то есть начальник налоговиков). Впрочем, другие контролеры могут изложить свое особое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки.

Акт составляется в трех экземплярах: для компании, для ИФНС и для милиции. Компания может в течение 15 дней представить возражения по акту в налоговую инспекцию. Налоговики должны за три дня передать этот документ в отделение МВД.

Как избежать двойного наказания

Исследовав материалы проверки, налоговики выносят одно из трех решений:
– привлечь предприятие к административной и (или) налоговой ответственности;
– не привлекать компанию к ответственности;
– передать материалы в МВД для возбуждения уголовного дела.

Остановимся на последнем варианте. Прежняя Инструкция о порядке взаимодействия, утвержденная приказом от 22 января 2004 г. № АС-3-06/37 (сейчас утратила силу), предписывала инспекторам направлять материалы в милицию в течение 10 дней. Но это противоречило Налоговому кодексу РФ. Ведь в пункте 3 статьи 32 записано: надо дать компании время погасить недоимку. Теперь налогоплательщику отводится два месяца на то, чтобы самостоятельно разобраться с задолженностью. И только если за это время он ничего не предпримет, ИФНС получает право передать материалы в милицию – в течение тех же 10 дней.

Так как одновременно с налоговиками материалы проверки исследуют и сотрудники МВД, возможен и другой вариант развития событий. Допустим, инспекторы проверяли кассу и обнаружили неоприходованную выручку. Поэтому налоговики начали производство по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А спустя какое-то время стало ясно, что суммы неучтенной выручки и сокрытых налогов «тянут» на статью 199 Уголовного кодекса РФ. Логично, если в этом случае административное дело в налоговой инспекции прекратят. Раньше в законодательстве не был точно определен момент, когда это надо сделать. Поэтому случалось, что, не закрыв административное дело, чиновники возбуждали уголовное. Но такое положение вещей нарушало права налогоплательщиков – никто не может быть привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение дважды.

Сейчас в Инструкции указано, что административное дело надо прекратить сразу после того, как начато уголовное. Решение при этом выносится на основании подпункта 7 пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

К каким нарушениям ревизоров можно придраться, чтобы обжаловать решение по проверке

Вот наиболее частые нарушения в порядке проведения проверки, которые допускают контролеры:
– не приглашены понятые (два человека необходимы при осмотре помещений и выемке документов);
– понятые присутствовали, но в протоколе не расписались (или расписался только один человек);
– в протоколе допроса нет отметки о том, что допрашиваемые предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний;
– нет подписей лиц, проводивших то или иное мероприятие;
– изъяты личные вещи или предметы сотрудников.

Любое из таких нарушений необходимо зафиксировать документально. Свои замечания и возражения можно внести прямо в протокол мероприятия, который дадут подписать контролеры. Если это сделать невозможно, то лучше вообще протокол не подписывать. В этом случае свой отказ нужно мотивировать устно. Подтвердить, что права компании или ее работников нарушены, также могут свидетели. Ими могут стать соседи по офису или другие незаинтересованные лица. Записывая в протокол свои замечания, надо сослаться на этих свидетелей, указать их адреса и паспортные данные. Все зафиксированные нарушения можно приводить в качестве аргументов, если компания станет обжаловать решение по результатам проверки.

Главное, о чем важно помнить

1. В решении о проведении совместной проверки должны быть перечислены все милиционеры, участвующие в ревизии.

2. Во время проверки сотрудники МВД обязаны следовать Федеральному закону «О милиции». Любое нарушение данного закона представитель компании может зафиксировать в протоколе, который ему дадут подписать контролеры.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка