Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Новое ПБУ для учетной политики

14 января 2009 38 просмотров

Какие формы первичных документов использовать

Новое ПБУ для учетной политики. В отличие от прежнего ПБУ 1/98 новое ПБУ 1/2008 предписывает компаниям утверждать все без исключения формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности. Тем самым на нормативном уровне признано, что типовые формы первичной документации компании применять не обязаны. А как же унифицированные формы, утвержденные в свое время постановлениями Госкомстата России?

Вопреки широко распространенному мнению, не все унифицированные формы являются обязательными для применения. Этот вывод основан на пункте 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Если постановления Госкомстата России не были представлены на регистрацию в Минюст России, то содержащиеся в них требования применять те или иные унифицированные формы не могут считаться обязательными. Эту позицию поддерживают и арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 19 июня 2008 г. № А55-13067/07).

Юридически подобные акты носят рекомендательный характер, и за невыполнение содержащихся в них предписаний никаких санкций быть не может. Возьмем для примера товарно-транспортную накладную унифицированной формы № 1-Т. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Этот документ в Минюст не представляли и официально не публиковали. Поэтому обязанности использовать форму № 1-Т не имеется. Но, разумеется, применять ее не возбраняется.

То же самое касается унифицированных форм по учету основных средств. Их необязательность прямо установлена пунктом 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н и зарегистрированных Минюстом России.

Поэтому компания вправе разработать собственные первичные документы. Главное – предусмотреть в форме обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете).

А вот постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, содержащее унифицированные формы по учету труда и его оплаты, представлялось на регистрацию в Минюст, а потом было опубликовано. Несмотря на то что Минюст признал этот документ не нуждающимся в государственной регистрации, формы, которые в нем содержатся, обязательны.

Подведем итог. В учетной политике нужно перечислить все унифицированные формы, которые будет использовать бухгалтерия. При этом можно сослаться на документ, которым эти формы утверждены. Если типовая форма соответствующего документа не разработана, нужно подготовить «внутрифирменную» с учетом требований Закона о бухучете. Точно так же вы вправе поступить и в случае, когда бланки для «первички» утверждены документом, необязательным для применения.

Утверждаем регистры бухучета

Новое ПБУ для учетной политики. В составе учетной политики должны быть утверждены формы регистров бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008). Такого требования ПБУ 1/98 напрямую не содержало. Напомним, что регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах (п. 1 ст. 10 Закона о бухучете). Такие регистры компании вправе разрабатывать самостоятельно при соблюдении общих методических принципов бухгалтерского учета. На это же указывает пункт 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. То есть ситуация с регистрами принципиально не изменилась.

У большинства компаний учет автоматизирован, поэтому на практике таковые регистры бухгалтеры не разрабатывают. В учетной политике остается лишь определить технологию обработки учетной информации. В этой связи достаточно указать, что бухгалтерский учет ведется в стандартной версии компьютерной программы такой-то. Значит, компания создает регистры на машинных носителях по формам, предусмотренным программой. Специально описывать компьютерные регистры нет не только необходимости, но и возможности. Ведь программа обеспечит любую аналитику и комбинацию данных.

Новые операции и изменения в рабочем плане счетов

Новое ПБУ для учетной политики. В связи с изменениями налогового и бухгалтерского законодательства бухгалтеры столкнутся с новыми операциями. А они повлекут и изменения в рабочем плане счетов.

Вычет НДС по авансам. Начнем с того, что плательщики НДС теперь вправе применять вычет налога при перечислении аванса в счет предстоящей поставки (п. 12 ст. 171 Налогового кодекса РФ). При зачете аванса сумма НДС восстанавливается (подп. 3 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Отражать такие операции удобно при помощи субсчета «НДС с авансов выданных» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторам». Напомним, что подобным образом начисляют НДС продавцы при получении предоплаты, только на другом субсчете – «НДС с авансов полученных».

Кредит обещан, но не получен. Другой пример принципиально нового субсчета связан с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Пункт 2 ПБУ 15/2008 требует учитывать основную сумму обязательств по полученному займу или кредиту в сумме, указанной в договоре. В итоге к счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» придется открывать специальные субсчета с примерными названиями «Полученные кредитные средства» и «Недополученные кредитные средства». А также субсчет к счету 76 – «Обязательства кредитной организации».

Пример

ООО «Север» заключило краткосрочный кредитный договор на 200 000 руб., но первоначально получило от банка только 150 000 руб. Такую ситуацию бухгалтер отразил проводками:

Дебет 51    Кредит 66 субсчет «Полученные кредитные средства»
– 150 000 руб. – получены кредитные средства;

Дебет 76 субсчет «Обязательства кредитной организации»
Кредит 66 субсчет «Недополученные кредитные средства»
– 50 000 руб. (200 000 – 150 000) – отражены неисполненные обязательства банка.

После того как банк перечислит недостающую сумму, бухгалтер сделает записи:

Дебет 51    Кредит 66 субсчет «Полученные кредитные средства»
– 50 000 руб. – получены недостающие кредитные средства;

Дебет 76 субсчет «Обязательства кредитной организации»
Кредит 66 субсчет «Недополученные кредитные средства»
– 50 000 руб.– сторнирована задолженность банка.

Новый субсчет для подрядчиков. Еще одно новшество вносит ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Отныне компании, работающие по длительным договорам строительного подряда, должны определять выручку и доходы безальтернативным способом – «по мере готовности» (п. 17 ПБУ 2/2008). Доходы следует признавать вне зависимости от предъявления объемов работ заказчику, но при условии, что финансовый результат может быть достоверно определен на отчетную дату. Согласитесь, такую выручку отражать в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» неправомерно. Единственное, что остается, – использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Конечно, подобное использование счета 46 не соответствует Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета… утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Однако План счетов – не догма. Минфин России в письме от 15 марта 2001 г. № 16-00-13/05 разъяснил, что этот документ не носит нормативно-правового характера. Значит, описанная ситуация регулируется именно учетной политикой. В ней нужно описать методику учета новых операций с применением субсчета «Выручка по мере готовности» к синтетическому счету 46.

Представлять ли учетную политику в инспекцию?

Следует иметь в виду, что учетная политика не входит в состав бухгалтерской или налоговой отчетности. В то же время многие налоговые инспекции требуют представлять ее либо вместе с годовым отчетом, либо одновременно со сдачей отчетности за I квартал следующего года. Это незаконно. Потребовать учетную политику инспекторы могут только в ходе налоговых проверок. Поэтому представлять ее налоговикам вместе с отчетами или нет – дело добровольное. И все же во избежание ненужных конфликтов советуем представлять этот документ в ИФНС в начале каждого финансового года. Ведь никакой конфиденциальной информации учетная политика не содержит. Напротив, предприятия информируют инспекторов о применяемых методах бухгалтерского и, что особенно важно, налогового учета, чем защищают себя от возможных придирок.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка