Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Изменения в правилах камеральных проверок

11 февраля 2009 33 просмотра

Изменения в правилах камеральных проверок внесены Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ . Уточнена дата, когда «камералку» следует начинать и как долго проводить. Кроме того, установлены сроки, в течение которых компании будут передавать акт проверки и решение о привлечении к ответственности. Таким образом, оспорить несправедливые претензии можно будет раньше.

«Камералка» начинается, как только получена декларация

До 1 января 2009 года камеральную проверку налоговые инспекторы проводили в течение трех месяцев со дня, когда юридическое лицо или предприниматель сдали декларацию (расчет) и сопутствующие документы. Так было сказано в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Спорили относительно даты, на которую следовало ориентироваться: день подачи декларации или последнего документа, переданного инспекторам по их запросу. А так как чиновники всячески старались затянуть проверку, трехмесячный срок они отсчитывали от более поздней даты.

Этот спор разрешился в пользу компаний. Теперь в Налоговом кодексе четко сказано, что проверку инспекторы должны начинать в день подачи декларации. А в пределах трехмесячного срока от этой даты они вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, сборов и авансовых платежей. Этот вывод следует из новой редакции пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Проверка прерывается, если до ее завершения компания подала «уточненку»

До 2009 года подход был такой. Если на момент представления уточненной декларации инспекторы не обнаружили нарушений, камеральную проверку первичной декларации полагалось прекратить. Когда же уточненная декларация появлялась после того, как были выявлены нарушения, инспекторы должны были завершить проверку и вынести решение по ее результатам. Так рекомендовал поступать Минфин России в письме от 25 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-76. То есть уточнение декларации могло и не спасти от доначислений.

В новой редакции статьи 88 Налогового кодекса РФ появился пункт 9.1. Там прописано, что в день подачи уточненной декларации (расчета) инспекторы должны прекратить камеральную проверку первоначального отчета и одновременно начать новую. Иными словами, никаких решений по итогам проверки первичной декларации налоговые инспекторы принимать не вправе.

Можно будет получить возмещение НДС в «бесспорной» части

Суть поправок, внесенных в пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ, заключается в том, что отныне компания, которая не смогла подтвердить лишь часть суммы НДС к вычету, получит на руки два решения, а не одно, как было прежде. Организация получит:
– решение о возмещении частично суммы налога, заявленного к возмещению;
– решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению. В этой части придется представить дополнительные документы. Значит, компания раньше получит сумму, правомерность возмещения которой у инспекторов не вызывает сомнений.

Акт о результатах проверки обязаны вручить в течение пяти дней

До 2009 года сроков для вручения компании акта, составленного по результатам проверки, в Налоговом кодексе не было. Также как и не был указан период, отведенный для того, чтобы вручить решение о привлечении к ответственности.

С 2009 года все указанные выше документы должны быть переданы проверенной компании в течение пяти рабочих дней, считая с даты их составления. Такое положение появилось в пункте 5 статьи 100 и пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Инспекторов ограничили в выборе доказательств

В пункте 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ появилась норма, в которой прямо сказано: чиновники не вправе использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ.

Так, незаконными будут считаться доказательства, полученные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки.

Доказательства не считаются полученными с нарушением Налогового кодекса, если инспекторы запросили документы своевременно, а компания представила их позже установленного срока.

Что еще дозволено, а что запрещено инспекторам при «камералках»

К сожалению, поправки не решили всех проблем с «камералками». Есть несколько ситуаций, которые часто оборачиваются спорами с инспекцией. Эти разногласия вызваны в большей степени даже не пробелами в Налоговом кодексе, а тем, как его трактуют налоговики.

Как реагировать на требование предоставить гору «первички»? 

К сожалению, до сих пор в Налоговом кодексе РФ не установлено, какие именно документы инспекторы вправе затребовать при проверке.

Однако налоговики в принципе вправе требовать дополнительные документы, только если компания заявляет льготы по налогу, предъявляет НДС к возмещению или платит налоги, связанные с использованием природных ресурсов. Такой вывод следует из пунктов 6, 8 и 9 статьи 88 Налогового кодекса РФ. В этом случае чиновники вольны запросить довольно широкий перечень бумаг. Этот вывод подтвердили судьи (постановление ВАС РФ от 23 мая 2006 г. № 14766/05). А в остальных случаях компания вовсе не обязана представлять какие-либо дополнительные документы, если в декларациях чиновники не выявили противоречий (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 5 мая 2008 г. № Ф09-3221/08-С2).

Кстати, даже если муниципальные власти обяжут компании представлять определенные документы одновременно с декларацией, их требования можно не выполнять. Ведь кодекс не предусматривает таких прав для представителей местного самоуправления (письмо Минфина России от 10 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/556).

Вправе ли чиновники вынести новое решение о доначислении из-за того, что в предыдущем указали не все санкции?

Нет, такой возможности Налоговый кодекс РФ им не дает. А потому санкции, указанные в новом решении, компания может оспорить сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (если УФНС не отменит решение инспекции).

Могут ли камеральную проверку назначить повторно?

Нет, статья 88 Налогового кодекса РФ не содержит оснований, при которых инспекторы вправе провести повторную камеральную налоговую проверку (в отличие от выездной ревизии). Поэтому камеральную проверку за тот же период и по тому же налогу инспекторы вправе провести, только если компания подала уточненную декларацию.

Могут ли назначить выездную проверку за тот же период и по тому же налогу, по которому уже провели «камералку»?

Да. Согласно пункту 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, инспекторы не могут назначить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но кодекс не запрещает проводить выездную ревизию после того, как в компании уже прошла камеральная проверка.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка