Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как списать расходы на регистрацию и обслуживание автомобиля

5 августа 2009 120 просмотров

Госпошлины при регистрации автомобиля

Как списать расходы на регистрацию и обслуживание автомобиля. Купив автомобиль, компания должна поставить его на учет в ГИБДД. Отведенное на это время – пять дней или срок действия регистрационного знака «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

При регистрации автомобиля нужно платить государственные пошлины. Вот размеры некоторых (подп. 29 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ):
– 400 руб. – за выдачу государственных знаков;
– 100 руб. – за свидетельство о регистрации транспортного средства;
– 100 руб. – за выдачу паспорта транспортного средства.

В бухгалтерском учете суммы таких пошлин включают в первоначальную стоимость автомобиля. Ведь они относятся к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Аналогичный подход налоговые инспекторы на местах, как правило, требуют применять и при расчете налога на прибыль. При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что в налоговом учете первоначальная стоимость основного средства складывается из расходов на его приобретение (сооружение, изготовление), а также из затрат на его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Безопаснее придерживаться именно этой методики. В соответствии с ней стоимость связанных с регистрацией транспорта госпошлин будет списываться на расходы постепенно, в составе амортизационных отчислений. Поскольку размеры госпошлин невелики, на суммы текущих платежей в бюджет это существенно не повлияет.

Но справедливости ради заметим, что Налоговый кодекс РФ позволяет применить и другой порядок. Подпункт 1 пункта 1 статьи 264 кодекса предписывает учитывать суммы налогов, сборов и таможенных пошлин в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Государственная пошлина – это сбор, который компания уплачивает в соответствии с законодательством. А значит, при расчете налога на прибыль ее можно включить в расходы единовременно – в день, когда она начислена (подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Сделать выбор в пользу этого варианта позволяет пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Он посвящен как раз таким ситуациям, в которых кодекс позволяет отнести одни и те же затраты к нескольким группам расходов. Право выбора в таких случаях законодательство оставляет за налогоплательщиком. Судьи это неоднократно подтверждали (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 августа 2008 г. № А56-11327/2007). Эти аргументы могут пригодиться, если подпункт 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ был применен к госпошлинам на регистрацию в прошлом и налоговая инспекция предъявила претензии при проверке.

Подтвердить сумму затрат на уплату госпошлин можно платежными поручениями и копиями полученных документов – свидетельства о регистрации, паспорта транспортного средства и т. п.

Расходы на техосмотр автомобиля

Как списать расходы на регистрацию и обслуживание автомобиля. Регулярно проходить в ГИБДД государственный технический осмотр владельцев транспортных средств обязывает пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также приказ МВД России от 15 марта 1999 г. № 190.

Затраты на проведение техосмотра состоят из госпошлин и платы за услуги по осмотру автомобиля. Суммы госпошлин составляют (подп. 31 и подп. 35 п. 1 ст. 333. 33 Налогового кодекса РФ):
– 100 руб. – за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства;
– 30 руб. – за талон техосмотра.

Плату за проведение государственного техосмотра устанавливают региональные власти. Ее размер может отличаться в зависимости от типа транспортного средства (приказ МВД России № 708, Минфина России № 61н, Минтранспорта России № 126 от 3 августа 2001 г.).

Подтвердить расходы на государственный техосмотр можно документами, которые выдаются по его результатам – талоном, диагностической картой транспортного средства, актом технического осмотра. Эти документы перечислены в разделе IV приложения 1 к приказу МВД России от 15 марта 1999 г. № 190.

Расходы на техосмотр при покупке машины

Налоговые инспекторы уверены, что связанные с первым техосмотром платежи следует включать в первоначальную стоимость основного средства – как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (письмо Минфина России от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138, письмо УМНС России по г. Москве от 17 мая 2004 г. № 26-12/33216). Они исходят из того, что использовать машину без талона о прохождении техосмотра компания не вправе. И поэтому требуют относить плату за техосмотр к расходам на доведение основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации.

Если компания успела пройти техосмотр до конца того месяца, в котором транспорт был зарегистрирован, безопаснее руководствоваться именно этой позицией. То есть списывать расходы на первый техосмотр в составе амортизационных отчислений. Хотя здесь, как и в случае с госрегистрацией, существует альтернативный подход. Как мы уже сказали, суммы уплаченных в соответствии с законодательством госпошлин упомянуты в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. А значит, их можно списать единовременно в день начисления. Кроме того, кодекс разрешает учитывать затраты на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К таким затратам можно отнести и плату за проведение первого государственного техосмотра. Другое дело, что на практике предпочтительнее так не поступать – дабы не провоцировать споры с инспекцией по несущественным суммам.

Заметим, что налоговые инспекторы не учитывают один нюанс – на самом деле в течение 30 дней после госрегистрации автомобиль разрешается эксплуатировать и без талона о техосмотре (п. 11 Основных положений, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Таким образом, на практике техосмотр может быть проведен в следующем месяце после госрегистрации. В этой ситуации учет затрат на техосмотр может вызвать проблемы. Судите сами. Если следовать подходу чиновников, то до прохождения техосмотра стоимость автомобиля должна числиться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На счет 01 «Основные средства» машина попадет только после того, как будет получен талон. Очевидно, что это может вызвать претензии сотрудников ИФНС при проверке налога на имущество. Они правомерно могут указать на то, что зарегистрированный в ГИБДД автомобиль можно считать готовым к использованию до прохождения техосмотра. И доначислить компании налог на имущество (а также пени и штрафы) за первый месяц эксплуатации транспортного средства.

С другой стороны, увидев, что компания не учла расходы на техосмотр в стоимости машины, инспекторы могут выдвинуть обвинения в занижении налога на имущество. Правда, санкции в этом случае будут невелики, поскольку невелика и стоимость техосмотра.

Получается, что в этой ситуации опасны оба варианта. И тем не менее формировать первоначальную стоимость автомобиля в данном случае правильнее без стоимости техосмотра. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Ведь если отложить формальный ввод автомобиля в эксплуатацию на месяц, то возникнут проблемы со списанием затрат, которые связаны с фактическим использованием машины в этом месяце (на бензин, мойку, стоянку и т. п.).

Чтобы вообще избежать спорных ситуаций, порекомендуйте сотрудникам, ответственным за оформление автомобилей, по возможности проходить техосмотр в том же месяце, когда транспорт зарегистрирован в ГИБДД.

Расходы на последующие техосмотры

Как списать расходы на регистрацию и обслуживание автомобиля. В дальнейшем владельцы автомобилей проходят техосмотры в сроки, которые определяет ГИБДД (в соответствии с периодичностью, установленной в постановлении Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880). В бухгалтерском учете госпошлины и плату за проведение государственного техосмотра включают в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В налоговом учете эти платежи относят на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 и подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом госпошлины списывают в день их начисления, который, как правило, совпадает с днем уплаты (подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ). А плату за техосмотр – в день его прохождения либо в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: после прохождения техосмотра компания – владелец автомобиля получает диагностическую карту транспортного средства и талон ГТО. Этот талон действует в течение указанного в нем срока (до даты очередного планового техосмотра). Однако это не означает, что при расчете налога на прибыль плату за техосмотр нужно включать в расходы постепенно. Требования пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ о равномерном списании расходов, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, в данном случае неприменимы. Ведь расходы на последующий техосмотр – это плата за разовую услугу, которая предусматривает конкретные сроки исполнения.

Стоимость гарантийного технического обслуживания

При продаже нового автомобиля изготовитель обязывает покупателя проходить периодическое гарантийное техническое обслуживание. Эта услуга является платной. Но если покупатель не воспользуется ею, он потеряет право на бесплатный ремонт в гарантийный период.

Услуга по техобслуживанию, также как и услуга по государственному техосмотру, является разовой. Поэтому списать ее стоимость при расчете налога на прибыль можно единовременно – на дату расчетов, на дату получения расчетных документов или в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Документы, подтверждающие расходы на гарантийное техобслуживание, – договор и акт выполненных услуг.

Теперь об экономической обоснованности. Расходы на гарантийное техобслуживание оправданны, даже если гарантийный ремонт автомобилю так и не потребовался. Дело в том, что, соглашаясь на условия продавца (изготовителя), компания заботится о сокращении возможных существенных расходов на ремонт. Ведь если она не будет проходить гарантийный техосмотр, устранять неисправности в автомобиле ей придется за свой счет.

Расходы на платную парковку и мойку

Если у компании нет собственной стоянки или гаража, то для хранения автомобилей она может воспользоваться услугами платных парковок. Необходимость оплачивать такие услуги возникает у сотрудников и во время ежедневных служебных поездок. Не обходится эксплуатация транспортных средств и без расходов на мойку.

В бухучете стоимость услуг автостоянки и мойки относят к затратам на содержание основных средств. И соответственно, учитывают в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

При расчете налога на прибыль расходы на парковку и мойку служебного автотранспорта можно списать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но только при условии, что они экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Как подтвердить экономическую обоснованность

Как списать расходы на регистрацию и обслуживание автомобиля. Расходы на автостоянку и мойку можно считать оправданными, если автомобиль используют в деятельности, направленной на получение дохода. Подтвердить этот факт можно, в частности, путевыми листами, в которых указаны ежедневные маршруты транспортных средств. Причем сами путевые листы вовсе не обязательно составлять каждый день. О том, что транспорт используется в производственных целях, могут свидетельствовать и путевые листы, в которых приведены данные о передвижении транспорта за месяц. Форму ежемесячного путевого листа компания вправе разработать самостоятельно (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129).

Если же в компании путевые листы не заполняются, доказать оправданность затрат на стоянку и мойку все равно можно. Например, договорами аренды транспортных средств, штатным расписанием, табелем учета рабочего времени, авансовыми отчетами с приложением подтверждающих документов. Правда, в этом случае не исключено, что отстоять расходы компания сможет только в суде. Пример положительного арбитражного дела на эту тему – постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2008 г. № 09АП-8613/2008.

Заметим, что в судебной практике есть и такие прецеденты, когда доказать экономическую обоснованность расходов на стоянку или мойку налогоплательщикам не удавалось. Возьмем постановление ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. № А57-4951/2008. Компания не смогла убедительно объяснить ни налоговикам, ни судьям, в связи с какой производственной необходимостью она оплачивала услуги автостоянки в другом населенном пункте. В результате расходы на эти услуги были признаны неоправданными.

Не получится учесть при расчете налога на прибыль и расходы за хранение автомобиля на штрафстоянке. По мнению налоговых инспекторов, считать их связанными с производственной деятельностью компании оснований нет. Ведь эти расходы возникают в результате того, что организация или водитель нарушили правила дорожного движения или эксплуатации автотранспорта (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759).

Как подтвердить затраты документально

Какие именно бумаги необходимы для документального подтверждения расходов, зависит от того, каким способом оплачены услуги стоянки или мойки – наличными или по безналу.

За стоянку (мойку) расплачивается сотрудник организации. В этом случае расходы должны быть подтверждены авансовым отчетом этого сотрудника и приложенными к нему платежными документами. Как для расходов на стоянку, так и для затрат на мойку подойдет комплект из кассового и товарного чеков. Главное, чтобы в документах присутствовали все обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Расходы на стоянку или мойку также могут быть подкреплены бланками строгой отчетности. Официально утвержденных бланков квитанций для стоянок и моек в настоящее время нет. Но предприятия автосервиса могут разрабатывать их самостоятельно – по правилам, утвержденным в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов… (установлено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом за основу для квитанции за парковку может быть взята старая форма этого документа (утверждена письмом Минфина России от 24 февраля 1994 г. № 16-38). Но она должна быть скорректирована с учетом обязательных реквизитов, которые перечислены в пункте 3 Положения.

Возможно, с выходом Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ стоянкам и мойкам, которые переведены на ЕНВД, разрешат не применять ни ККТ, ни бланки строгой отчетности. Тогда подтвердить расходы на их услуги можно будет просто товарным чеком или другим специально разработанным документом со всеми обязательными реквизитами. Но заметим, что сейчас формально действует правило о том, что компании из сферы услуг населению могут заменить чеки ККТ лишь бланками строгой отчетности. До выхода официальных разъяснений на эту тему безопаснее придерживаться этой позиции.

Заметим, что списывать расходы на основании других документов опасно. Например, выдаваемые на некоторых стоянках парковочные талоны инспекторов не удовлетворят. Их может не устроить и квитанция к приходно-кассовому ордеру, правда, здесь можно поспорить с проверяющими. Пример, когда судьи признали, что подтвержденные такими квитанциями расходы на стоянку и мойку можно учесть при расчете налога на прибыль, – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. № Ф04-3910/2008(7317-А81-14).

И еще один важный момент. В документах, подтверждающих оплату стоянки или мойки, должны быть указаны данные о марке и регистрационном номере машины. В бланке квитанции на парковку автомобиля для соответствующих сведений предусмотрены специальные графы, и работники стоянок (парковок) их обычно заполняют. А вот за тем, включена ли информация о марке и номере машины в товарный чек, сотрудник должен проследить, получая этот документ.

При оплате услуг стоянки или мойки через подотчетное лицо включить истраченные средства в расходы в бухучете необходимо в день, когда утвержден авансовый отчет. Именно в этот день с сотрудника, который получил деньги под отчет, списывается его задолженность (Указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55).

В налоговом учете действует аналогичное правило (подп. 5 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Компания оплачивает услуги стоянки (мойки) по безналу. Такое бывает, например, когда место для стоянки автомобиля арендуется на длительный срок. В этом случае с автостоянкой, как правило, заключают договор возмездного оказания услуг. Договор на постоянное обслуживание может быть подписан и с автомойкой.

Подтверждающим расходы документом в такой ситуации является акт об оказании услуг. Прежде чем списывать расходы, нужно проверить, указаны ли в этом акте марка и номер автомобиля, для которого была арендована стоянка. Не приводить эту информацию в акте можно лишь если соответствующие сведения об автомобиле (автомобилях) содержатся в договоре с владельцем стоянки или в приложении к нему.

В бухучете списать расходы на стоянку (мойку) автомобиля при таком оформлении нужно в день, когда получен акт о выполнении услуг (п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Такое же правило обычно применяют и в налоговом учете (подп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Каким компаниям и при каких условиях законодатели разрешили не применять контрольно-кассовые аппараты, читайте в журнале «Главбух» № 15, 2009.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка