Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как применять «упрощенку»

23 сентября 2009 31 просмотр

Как применять «упрощенку»? Если рассмотреть все льготы и ограничения упрощенной системы налогообложения, то может оказаться, что количество минусов перевесит количество плюсов. В таком случае целесообразно оставаться на общем режиме налогообложения. Эта статья разделена на три части. В первой расписаны преимущества упрощенной системы. Там же приведена таблица, из которой видно, почему принято считать, что специальный режим лучше общего. Вторая часть обрисовывает недостатки «упрощенки». Наконец, заключительный раздел – резюме, которое поможет принять окончательное решение.

Как работают удобства и выгоды упрощенной системы

В первую очередь переход на «упрощенку» избавит компанию от обязанности платить некоторые налоги, в том числе на прибыль и НДС. Правда, взамен придется начислять специальный налог на упрощенной системе. Но его ставки сравнительно невелики: 6 процентов с доходов или 15 процентов с разницы между доходами и расходами.

Более того, Налоговый кодекс РФ для компаний, выбравших второй способ уплаты налога, позволяет региональным властям снижать ставку вплоть до 5 процентов. И в некоторых субъектах РФ действительно с разницы между доходами и расходами некоторые компании на «упрощенке» платят 5-процентный налог.

В 2010 году компании на упрощенной системе по-прежнему смогут существенно сэкономить на начислениях с зарплаты: 14 процентов вместо 26. Благодаря этому в следующем году упрощенная система налогообложения будет однозначно оставаться более выгодной для большинства компаний. Это хорошо видно на примере, который мы рассмотрели в этой статье.

Помимо того, организации, решившиеся перейти на «упрощенку», освобождаются от обязанности представлять бухгалтерскую отчетность налоговикам.

Эти и другие преимущества упрощенной системы перед обычным режимом налогообложения сведены в таблице.

Что может помешать работать на «упрощенке»

Как применять «упрощенку»? Теперь перечислим все отрицательные свойства упрощенной системы, которые могут сыграть решающую роль при выборе режима налогообложения.

1. Главный недостаток в том, что покупатели компании на упрощенной системе лишаются возможности поставить НДС к вычету. Это серьезно может сказаться на их желании работать с организацией на «упрощенке». Чтобы не потерять клиентов, многие компании на упрощенной системе вместо того, чтобы писать в счетах-фактурах «без НДС», указывают там ставку и сумму налога. Однако весь выделенный налог в таком случае придется перечислять в бюджет.

2. Существуют ограничения, которые необходимо соблюдать при ведении предпринимательской деятельности. В течение каждого отчетного (налогового) периода необходимо контролировать:
– сумму выручки и внереализационные доходы, общий объем которых за год не может быть больше 60 млн руб.;
– среднюю численность персонала – она должна оставаться в пределах 100 человек;
– остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов (не должна превышать 100 млн руб.).

С начала квартала, в котором выручка, численность персонала или стоимость имущества превысила лимит, компания становится налогоплательщиком, применяющим общую систему. Как следствие за весь период, прошедший с начала квартала, придется восстановить налоговую базу по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество.

3. При «досрочной» продаже амортизируемого имущества надо доплатить налог. Например, объект со сроком полезного использования до 15 лет организация продает в течение трех лет после того, как его стоимость была списана на расходы. Тогда сумму расходов нужно пересчитать (увеличить). Поскольку делать это придется задним числом, не избежать пеней и подачи уточненных деклараций.

4. Расходы, которые уменьшают налог на «упрощенке», включены в закрытый перечень (ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Он значительно уже, чем при общей системе налогообложения. Но, конечно, подтверждению расходов надо уделять не меньше внимания.

5. Если у компании ожидаются убыток или совсем небольшие доходы, экономия от перехода на упрощенную систему может оказаться незначительной. Компания, применяющая обычную систему, налог на прибыль уплачивает с полученных доходов, пусть даже очень небольших. При убытке же ей налог перечислять и вовсе не надо. Иначе обстоит дело на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» – при этом режиме надо рассчитывать так называемый минимальный налог. Он составляет 1 процент от полученных доходов. Эту сумму надо перечислить в бюджет, если она больше, чем налог на «упрощенке» с разницы между доходами и расходами. Такой же порядок действует, если организация получила убыток.

6. С 2011 года налоговая нагрузка возрастет за счет увеличения ставок по взносам во внебюджетные фонды. Сейчас компании на «упрощенке» начисляют с зарплаты работников только взносы в Пенсионный фонд РФ. С 2010 года отменяется ЕСН. В результате количество налогов, которые заменяются «упрощенным», сократится. При этом дополнительно к пенсионным взносам для компаний на общем режиме вводятся взносы на социальное и медицинское страхование.

На первых порах эти изменения незначительно ухудшат положение организаций, применяющих «упрощенку». Пенсионные взносы они будут начислять так же, как и сейчас, – по ставке 14 процентов. Однако расчетная база увеличится. Дело в том, что регрессивная шкала с 2010 года упраздняется. И платить пенсионные взносы в размере 14 процентов нужно будет, пока доходы сотрудников, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, не достигнут 415 000 руб. Что же касается дополнительных взносов, то по ним на 2010 год для «упрощенщиков» установлены нулевые тарифы.

В 2011 году для «упрощенщиков» льгот не будет, по крайней мере действующее законодательство это предполагает. Общий размер страховых взносов составит 34 процента от суммы выплат в пользу сотрудников.

Как рассчитать налоговую нагрузку при «упрощенке»

Как применять «упрощенку»? Посмотрим на примере, как можно прикинуть налоговую экономию от перехода на «упрощенку».

Пример: Расчет изменения налоговой нагрузки при переходе с общего режима налогообложения на «упрощенку»

С 2010 года организация, применяющая общую систему налогообложения, планирует перейти на «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Бухгалтеру поручено сопоставить налоговую нагрузку при разных налоговых режимах.

Организация начисляет налог на имущество по ставке 2,2 процента. Суммарная ставка налога на прибыль – 20 процентов. Ставка единого налога при «упрощенке» – 15 процентов. Тариф взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 1 процент.

Кроме того, бухгалтеру для анализа понадобятся планируемые финансовые показатели деятельности компании. Предполагается, что в следующем году они будут такими:
– выручка от реализации и внереализационных доходов – 11 800 000 руб. (на общей системе эта сумма включает НДС – 1 800 000 руб.);
– среднегодовая стоимость основных средств – 220 000 руб.;
– расходы на оплату труда – 3 000 000 руб.;
– амортизация основных средств – 40 000 руб.;
– прочие расходы – 5 000 000 руб.;
– «входной» НДС – 900 000 руб.

На балансе организации числится основное средство со сроком полезного использования шесть лет. Ожидаемая остаточная стоимость объекта на 31 декабря 2009 года – 200 000 руб.

Бухгалтер исходит из того, что ограничения в перечне признаваемых расходов и применение кассового метода не повлияют на формирование налоговой базы. То есть виды расходов компании таковы, что их можно учесть как при расчете налога на прибыль, так и единого налога, уплачиваемого «упрощенщиками» (ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Результаты сравнения налоговой нагрузки в условиях общей и упрощенной системы налогообложения представлены в таблице.

Приведенные в таблице данные показывают, что с переходом на «упрощенку» налоговая нагрузка снизится на 58,7 процента ((1 943 872 руб. – 802 500 руб.) : 1 943 872 руб. х 100%). При этом общая сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, увеличится на 118 процентов ((1 997 500 руб. – 916 128 руб.) : 916 128 руб. х 100%).

Почему организации на «упрощенке» должны вести бухгалтерский учет

– Льгота, предусмотренная законом о бухучете, не соответствует требованиям гражданского и корпоративного права. Ведь большинство организаций, применяющих «упрощенку», созданы в форме АО и ООО. И в Гражданском кодексе РФ, и в законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» есть целый ряд норм, из которых следует: такие организации обязаны не только вести бухучет, но и составлять бухгалтерскую отчетность. В частности, обществам с ограниченной ответственностью данные бухгалтерского учета понадобятся, когда: принимается решение об увеличении уставного капитала; необходимо рассчитать действительную стоимость доли участника; заключается крупная сделка. Подробнее об этой проблеме читайте в материалах «Системы Главбух» (рекомендации «Как вести учет хозяйственных операций при "упрощенке"», «Кто обязан представить бухгалтерскую отчетность»).

Главное, о чем важно помнить

1. Очень многие компании на упрощенной системе все равно вынуждены вести бухгалтерский учет, несмотря на норму, которая освобождает от этой обязанности.

2. Компания на упрощенной системе в принципе может выставлять счета-фактуры с выделенным НДС. Но в таком случае этот налог придется перечислить в бюджет без корректировки на налоговый вычет.

3. При «упрощенке» с базой «доходы минус расходы» минимальный налог составляет 1 процент от полученных доходов. Эту сумму надо перечислить в бюджет, если она больше, чем налог с разницы между доходами и расходами.

О ситуациях, когда «упрощенка» не избавляет от НДС, читайте в журнале .

Чем в 2010 году «упрощенка» будет выгодно отличаться от общей системы

На сайте в Электронном справочнике по переходу на «упрощенку» можно найти ответ на ваш конкретный вопрос по работе на упрощенной системе (как воспользоваться справочником – в статье «»).

Налоговая нагрузка при общем и упрощенном режиме

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка