Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Чем заменить недостающую «первичку»

23 сентября 2009 36 просмотров

Когда понадобится сверка с контрагентом

Чем заменить недостающую «первичку»? При подготовке квартальной отчетности бухгалтерия, как правило, проверяет, имеется ли вся необходимая «первичка» по основным сделкам компании. Если выяснится, что каких-то документов не хватает, можно провести сверку с контрагентом и составить соответствующий акт.

Акт сверки с контрагентом поможет также в других распространенных ситуациях.

1. Контрагенты, оказывающие друг другу услуги или поставляющие товар, собираются провести взаимозачет. Либо компания переуступает право требования долга третьему лицу. В этих ситуациях подписанные акты позволят достоверно определить размер требований.

2. У компании есть дебиторская задолженность, которую она планирует истребовать, а срок исковой давности истекает. Подписывая акт сверки, должник письменно признает наличие задолженности. И с этого момента срок исковой давности, согласно статье 203 Гражданского кодекса РФ, начинается заново.

3. Организация добивается возврата долга через суд. Между тем документы, подтверждающие задолженность, потеряны или оформлены неправильно. Подписанный акт сверки докажет размер долга.

4. Компания имеет задолженность, которая подтверждена актом сверки трехлетней давности. В этом случае акт доказывает безнадежность долга. Соответственно, сумму задолженности, подтвержденную таким актом, можно включить во внереализационные расходы на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Назовем также случаи, когда проводить сверку с контрагентами требует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Во-первых, это инвентаризация перед сдачей годового отчета, в рамках которой следует проверить объем дебиторской и кредиторской задолженности. Еще один случай, когда без сверки с контрагентом не обойтись, – ликвидация или реорганизация компании. В этой ситуации компания также обязана провести инвентаризацию. Все ситуации, в которых компания обязана пройти эту процедуру, перечислены в статье 12 Федерального закона № 129-ФЗ.

В какой форме составить документ и что в нем обязательно должно быть

Чем заменить недостающую «первичку»? Акт сверки между компаниями может быть составлен по одному или нескольким договорам одновременно.

Так как форма акта законодательно не утверждена, компания может разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве приложения к учетной политике. Минфин России указывал на это в письме от 18 февраля 2005 г. № 07-05-04/2.

Хотя акт сверки не является первичным документом бухгалтерского учета, лучше соблюсти требования Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и указать все реквизиты, обязательные для первичных документов в соответствии с пунктом 2 статьи 9. В этом случае к акту не предъявят претензии ни налоговики, ни контрагенты.

Помимо обязательных реквизитов в акте обязательно должны быть:
– период, за который проводится сверка;
– остаток задолженности на начало периода, за который проводят сверку;
– остаток задолженности на конец периода;
– перечень первичных документов, на основании которых возникли взаимные задолженности (договоры, счета и др.);
– перечень документов, подтверждающих оплату.

Обязанность подписывать акт сверки лучше закрепить за конкретным работником

– На сегодняшний день у судов нет единого мнения в отношении того, чья подпись должна стоять в акте сверки. В некоторых случаях судьи соглашаются с тем, что достаточно подписи главного бухгалтера. Ведь по большому счету акт не является первичным документом. Это скорее всего вспомогательный документ.

В то же время судьи высших инстанций придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, подписывать акт сверки может только тот сотрудник, за которым официально закреплено данное полномочие (см. п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15 и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 15 ноября 2001 г. № 18).

Поэтому лучше заранее определить круг лиц, имеющих право подписи в акте сверки, и закрепить их полномочия в должностных инструкциях, доверенностях или специальных приказах.

Образцы доверенностей для различных хозяйственных ситуаций с рекомендациями по составлению – в статье «Образцы доверенностей, которые сейчас часто нужны бухгалтерии».

Акт сверки задолженности за выполненные работы. Образец

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка