Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Аренда имущества у сотрудника

26 марта 2008 34 просмотра

Проблема

Мы с коллегами не раз обсуждали ситуацию, когда работнику-арендодателю не нравится тот факт, что с его арендной платы удерживают «целых» 13 процентов. Понятно, что рядовые сотрудники, как правило, мирятся с этой «несправедливостью». А вот работники с руководящими должностями ставят, так сказать, «вопрос ребром». Вся творческая работа и ответственность по предложению варианта, который устроил бы руководство и был бы корректным с точки зрения соблюдения норм Налогового кодекса РФ, возлагается, конечно, на главного бухгалтера. Ведь, по мнению сотрудника, он и так делает благо для организации – позволяет использовать личное имущество в производственных целях.

На первый взгляд самый простой выход – увеличить размер арендной платы. Чтобы в итоге арендодатель получал «чистыми» ровно столько, сколько планировалось изначально. Однако в этом случае завышаются расходы компании. А это не может нравиться директору или учредителям, потому что произойдет неправомерное занижение прибыли.

Вот какой предлагается способ.

Решение

Сдающий в аренду имущество сотрудник, должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и подать заявление на применение упрощенной системы с базой «доходы».

В таком случае с арендной платы, которую организация будет начислять за использование личного имущества, сотрудник заплатит лишь 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 Налогового кодекса РФ). А не 13, как это получалось в случае с уплатой налога на доходы физических лиц.

Таким образом, если предложение об изменении «неправильной», с точки зрения сотрудника, ставки 13 процентов за предоставление своего имущества для нужд организации по факту исходит от руководства, то заниматься всей бумажной работой по регистрации предпринимателя и сдаче отчетности скорее всего придется бухгалтеру. В крупной по численности организации, если в штате бухгалтерии не один-два человека, у главбуха может найтись возможность выделить на такую работу кого-то из подчиненных.

Обсуждаем идею

Комментирует чиновник, Валентина Акимова, государственный советник налоговой службы III ранга, соавтор «Системы Главбух»:

– В ситуации, когда штатный сотрудник, работающий по трудовому договору, одновременно является еще и индивидуальным предпринимателем на «упрощенке», я не вижу ничего противозаконного. Это нормальная хозяйственная ситуация.

Серьезные подозрения на схему от ухода налогов у инспекторов появляются в том случае, если сотруднику платят мизерную зарплату по трудовому договору и большие деньги как предпринимателю. Причем даже не всегда понятно, за какие услуги.

Другое дело, если работник получает всю зарплату по трудовому договору и с нее платит налог на доходы физических лиц. И при этом одновременно с ним заключен договор аренды имущества как с предпринимателем. Если он перешел на «упрощенку» с базой «доходы», то имеет полное право платить с полученного дохода лишь 6 процентов.

Итог следующий. С зарплаты по трудовому договору работник платит НДФЛ по ставке 13 процентов, а с компенсации за использование имущества — налог при упрощенной системе по ставке 6 процентов.

Комментирует юрист, Никита Русяев, юрист компании «Частное право»:

– Я считаю предложенный способ приемлемым, хотя и связанным с определенными рисками, вытекающими из взаимозависимости лиц, участвующих в сделке. В этой связи отмечу следующее.

Во-первых, при регистрации предприниматель должен обязательно указать такой вид деятельности, как сдача имущества в аренду. 

А во-вторых, лучше, чтобы размер арендной платы в договоре соответствовал рыночным ценам. Так как в ситуации, когда компания что-то арендует у своего сотрудника, а тем более у руководителя, инспекторы могут обратить внимание на цену в договоре — насколько она соответствует реальному уровню. И хотя с доказательством рыночных цен у налоговиков обычно дело обстоит не очень успешно, на мой взгляд, лучше не давать лишнего повода к придиркам.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка