Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Апелляционный порядок

23 января 2008 45 просмотров

Налоговые адвокаты и ваши коллеги-бухгалтеры, которым удалось-таки заставить УФНС отменить решение инспекции, поделились с «Главбухом» своим опытом. И назвали случаи, когда внесудебный порядок – подача апелляционной жалобы – точно будет иметь успех. Итак, рассмотрим, чем хорош внесудебный порядок.

Почему жалобу стоит подать, даже если надежда на поддержку со стороны УФНС небольшая

Даже если решение по вашему вопросу неочевидно и шансов, что УФНС примет вашу сторону, немного, апелляционный порядок все равно может быть полезен. Назовем, чем именно.

Более поздняя уплата налога Пока УФНС не даст ответа, решение о привлечении компании к налоговой ответственности не вступит в силу. Значит, налоговики не смогут выставить требование об уплате, а тем более списать по инкассо недоимку, пени и штрафы.

Комментирует юрист

– Пока решение не вступило в законную силу, инспекторы не могут взыскать налог. Соответственно, на лицевых счетах налогоплательщика не появится задолженность. В течение всего срока, пока вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу, компания может получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Правда, у меня были случаи, когда инспекторы выставляли требования раньше срока, ссылаясь на решение, не вступившее в законную силу. Но причина – только плохое знание нового порядка. Я объяснял им, что предъявить требование, а тем более выставить инкассовое поручение они не вправе, пока не будет решения вышестоящего органа, рассматривающего апелляционную жалобу, и сослался на соответствующие статьи Налогового кодекса РФ. Все проблемы решались на этапе переговоров.

По закону УФНС рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца, но на практике срок затягивается до двух-трех месяцев. Все это время средства будут оставаться в распоряжении компании. При крупных суммах каждый день, когда деньги извлечены из оборота и не работают, это потери для организации.

Лишнее время на подготовку к суду. Пока вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу, у компании есть время как следует подготовиться к арбитражу. Собрать необходимые документы, проконсультироваться со специалистами, в общем, более тщательно выстроить линию защиты.

Возможность снять часть претензий до суда. Еще существует такой нюанс: если по итогам проверки инспекторы предъявили многочисленные обвинения, например собираются привлечь налогоплательщика к ответственности сразу по 10 эпизодам, то апелляционный порядок может очень сильно помочь. Есть вероятность, что УФНС не согласится с инспекторами хотя бы в двух-трех эпизодах и отменит претензии по ним. А чем меньше разногласий дойдет до суда, тем легче компании будет оправдаться.

Экономия на судебных издержках. Если компании повезет и решение УФНС будет полностью в ее пользу, налогоплательщик сэкономит время и деньги. Во-первых, не нужно будет тратить время на суд, во-вторых, оплачивать адвокатов. Правда, профессиональный юрист может помочь и с апелляционной жалобой, но в этом случае его услуги обойдутся дешевле.

Как составить апелляционную жалобу, чтобы в УФНС на нее обратили внимание

Сотрудники УФНС обычно не спешат отменять решения нижестоящих налоговиков по двум причинам. Во-первых, из-за отказа от доначислений бюджет потеряет в деньгах. Во-вторых, если УФНС не согласно с мнением инспекции, оно обязано написать обширную мотивировочную часть, в чем именно не правы нижестоящие налоговики. Естественно, делать это никому не хочется – куда проще согласиться с решением и оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Совет, который юристы и налоговые консультанты дают читателям «Главбуха»: как можно подробнее пропишите свои возражения, объясните, какие статьи Налогового кодекса РФ нарушал инспектор. Тогда сотруднику УФНС будет удобно использовать ваши аргументы при отмене решения нижестоящего налогового органа – он их просто скопирует.

Не забудьте написать в апелляционной жалобе, что вы уже подавали свои возражения по акту налоговой проверки, а также приложите копии этих возражений.

Как показывает практика, если налогоплательщик тщательно и подробно подготовил апелляцию, то УФНС может принять благоприятное решение даже в спорной ситуации. Например, когда речь идет о таком неоднозначном вопросе, как ремонт или модернизация – любимая «придирка» налоговиков. Или о том, что компания продавала товар не по рыночным ценам.

Комментирует юрист

– Тот факт, что пока большинство решений принимается не в пользу налогоплательщиков, – временное явление. Сейчас все чаще вышестоящий налоговый орган решает спорные вопросы в пользу организаций. Или соглашается хотя бы с частью возражений компании. Например, недавно мы смогли снять в УФНС половину разногласий с инспекцией.

В апелляционной жалобе мы подробно и аргументированно изложили свою позицию, и налоговое управление приняло нашу сторону. Речь шла о трех моментах. Компания занималась работами в производственных помещениях – кладкой капитальных стен. Инспекторы настаивали, что это модернизация, но мы убедили сотрудников УФНС, что это ремонт.

Доказать два других момента было еще легче. Инспекторы пытались начислить пени по НДФЛ налоговому агенту – нарушение статьи 75 Налогового кодекса РФ. А также сочли, что компания продает товар за границу по нерыночным ценам, но для сравнения почему-то взяли цены на внутреннем рынке.

В каких случаях УФНС наверняка отменит решение инспекции

Как показывает практика, есть несколько ситуаций, в которых УФНС обычно принимает сторону налогоплательщика. Если это ваш случай, обязательно воспользуйтесь апелляционным порядком!

Решение инспекторов противоречит письмам Минфина и ФНС

Ситуация. Компания показывает благоприятные разъяснения Минфина России или даже письмо УФНС России по данному региону, а налоговики все равно делают доначисление. Увы, иногда инспекторы без оглядки следуют уже устаревшим ДСП-методичкам. Это как раз тот случай, когда у налогоплательщика есть стопроцентный шанс на то, что региональное управление отменит решение инспекции.

Комментирует коллега

– По итогам камеральной проверки инспекторы предложили нашей компании доплатить налог, пени и штраф. Причем их позиция, во-первых, противоречила Налоговому кодексу РФ, во-вторых, письмам Минфина России и УФНС России по городу Москве. Мои возражения по акту проверки никто не принял во внимание. Инспекторы сослались на внутреннее письмо, где даны совершенно абсурдные, на мой взгляд, методические указания. И сказали, что будут руководствоваться этим ДСП-документом.

Я подготовила апелляционную жалобу и передала ее в канцелярию инспекции по месту регистрации. Приложила копию деклараций, копии возражений, которые я ранее подавала в ИФНС, и, наконец, письма УФНС и Минфина России. Примерно через 30 дней по почте пришел ответ: УФНС отменило решение нижестоящего налогового органа, поскольку оно противоречит нормам кодекса, разъяснениям Минфина России и УФНС. Копия этого письма была направлена в мою налоговую инспекцию.

Наш совет. Самое главное, приложите к апелляционной жалобе письма чиновников. И не забудьте упомянуть, что официальные разъяснения органов власти исключают вину налогоплательщика, то есть освобождают от пеней и штрафов (п. 8 ст. 75 и п. 2 ст. 111 Налогового кодекса РФ). Пример такой формулировки мы привели в пункте 1 апелляционной жалобы.

Правда, тут есть небольшая проблема. Не все письма Минфина России для налоговиков имеют одинаковый статус. Разъяснения финансистов делятся на «значимые» и «малозначимые». Первая категория – это письма, которые в правовых базах сопровождаются письмом ФНС России. Сославшись на них, вы легко одержите победу. Вторая – «малозначимая» – категория – ответы на вопросы конкретных налогоплательщиков. УФНС примет вашу сторону только в том случае, если письмо адресовано непосредственно вам. Либо вы сумеете доказать, что ваша ситуация точно соответствует той, что описана в письме.

Инспекция допустила грубое нарушение процессуальных норм

Ситуация. У налоговиков есть три «любимых» процессуальных нарушения.

1. Безосновательно затягивать срок выездной проверки. Причины и порядок продления ревизии описаны в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. И хотя там сказано, что проверка может быть продлена в силу «иных обстоятельств», эти «иные обстоятельства» должны быть аргументированы.

2. Безосновательно затягивать срок рассмотрения материалов налоговой проверки. На это отводится десять рабочих дней – пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Указанный срок может быть продлен еще на месяц, но для этого должны быть веские причины. А вот аргументы «руководитель в отъезде, заместитель болеет», которые порой приходится слышать бухгалтерам, такими причинами не являются.

3. Нарушать месячный срок, который отводится на дополнительные мероприятия налогового контроля. Кстати, формы и сроки этих дополнительных мероприятий инспекторы должны с самого начала прописать в решении об их проведении.

Наш совет. В апелляционной жалобе требуйте, чтобы в решении не учитывались те материалы, которые были собраны с нарушением процессуальных норм. Например, инспекторы получили информацию от контрагентов или из других инспекций в тот момент, когда проверка официально была закончена. Подобные материалы не должны влиять на решение налоговиков. Примерную формулировку, которую надо дать в апелляционной жалобе, мы привели в образца жалобы.

Арбитражная практика по спорному вопросу в пользу налогоплательщика

Сразу оговоримся: в настоящий момент на арбитражную практику обращают внимание далеко не все УФНС, а только самые «продвинутые». Те, чьи руководители помнят о двух фактах: во-первых, по плану Минфина России к 2010 году до 77 процентов всех споров должны будут решаться во внесудебном порядке. А во-вторых, руководство ФНС России уже начало стимулировать налоговые управления, которые будут выполнять этот план. Например, в УФНС по Тверской области уже сейчас стараются поддерживать только такие решения инспекторов, которые в дальнейшем не отменит суд. Это и значит – учитывать арбитражную практику.

Комментирует чиновник

– С начала 2007 года в управление было подано 100 апелляционных жалоб. По итогам 9 месяцев было рассмотрено 80 жалоб, удовлетворено 35, то есть чуть меньше половины. Когда подразделения налогового аудита рассматривают апелляционную жалобу, они обращают внимание не только на формальные нарушения, но и на саму суть спора. На то, какая арбитражная практика сложилась по этому вопросу. Ведь ФНС России обязала налоговые органы оценивать судебную практику.

Мы стараемся сделать апелляционный порядок максимально удобным. Например, на официальном сайте УФНС России по Тверской области появился форум, где сотрудники отдела налогового аудита отвечают на вопросы налогоплательщиков.

Наш совет. Найдите постановления Высшего арбитражного суда РФ или Федерального арбитражного суда (желательно вашего округа), когда судьи в такой же ситуации приняли решение в пользу налогоплательщика. Процитируйте наиболее важные выводы суда. Само судебное решение приложите к апелляционной жалобе. Напомните, что ФНС России в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@ обязала инспекторов учитывать сложившуюся арбитражную практику по спорному вопросу. В образце апелляционной жалобы такие возражения мы поместили в пункте 3.

Сроки подачи апелляционной жалобы

Порядок подачи апелляционной жалобы прописан в статьях 139 и 140 НК РФ.

1. Компания получила на руки решение своей ИФНС о привлечении к налоговой ответственности. В течение 10 рабочих дней налогоплательщик готовит и подает в свою инспекцию апелляционную жалобу, прилагая к ней все необходимые документы. Если компания состоит на учете в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, то жалоба будет передана в центральный аппарат ФНС России, в остальных случаях – в УФНС по данному региону. Для удобства в статье мы рассмотрели тот случай, когда апелляционную жалобу рассматривает УФНС.

Отметим, что в любом случае компания должна передать жалобу именно в свою инспекцию. Подать апелляцию напрямую в вышестоящий налоговый орган нельзя.

2. ИФНС в течение трех рабочих дней пересылает жалобу в вышестоящий налоговый орган.

3. УФНС в течение месяца рассматривает апелляционную жалобу, а затем отменяет, изменяет или оставляет без изменений решение инспекции.

С этого момента оно считается вступившим в силу.

Крупная сумма доначислений гарантирует внимание со стороны УФНС

У налоговиков существует установка: все споры по суммам больше 2 млн руб. должны попадать под особый контроль. Когда такие дела рассматриваются в суде, на заседаниях обычно присутствует представитель вышестоящего налогового органа. А когда цифра больше 2 млн руб. значится в апелляционной жалобе, это гарантия того, что налоговики хотя бы внимательно прочтут эту жалобу и оценят доводы компании.

Апелляционная жалоба

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка